«Формирование личности через развитие креативных способностей »

Досмагамбетова Баян Тлеугабыловна
учитель начальных классов ГУ «Аккольская средняя школа № 1 им.П.Исакова»

«Путь в тысячу миль начинается с первого шага…»

Приобретение знаний человечеством – это шаги креативного мышления отдельных личностей.

Понятия творческие и креативные способности близки по смыслу, но в них есть и существенные различия, разобраться в которых помогут слова И.Канта:

«Творчество характеризуется неуправляемой спонтанностью,
креативность – управляемым продуктивным воображением»

Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем.

Я понимаю это как целенаправленное применение творческих способностей  для решения определённых жизненных задач, проблем, способность находить новые пути.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием , когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа по развитию креативных способностей в начальной школе

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности.

Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычные взгляды на вещи и рождает оригинальные решения.

 

Идея креативной технологии- создание условий, при которых учащиеся:

Ø  самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, работая над проблемой, которая им предложена.

Ø  получают возможность личного уникального, творческого решения проблемы каждым учеником и сообщение им своих результатов педагогу или всем учащимся, коллективное обсуждение (защиту или представление) личных результатов деятельности учеников.

Ø  могут получать консультации учителя в доведении учениками их образовательных продуктов до формализованного, понятного и воспринимаемого другими учениками вида.

Ø  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, в том числе для творческих работ.

 

Методические приемы, развивающие креативное мышление учащихся:

Мозговой штурм, игровые приемы, метод дихотомии

(метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения  творческих заданий, требующих поисковой работы), «минутки творчества» (подведение итогов урока от имени изучаемой темы),  уроки-сказки, метод преобразования объектов (задания по преобразованию, объектов, ситуаций, явлений; созданию нового), синквейн, отгадывание и составление ребусов.

 

Урок – наиболее эффективная форма развития творческих (креативных) способностей младших школьников. Любой предмет школьного курса призван развивать в ребёнке творческие способности. Неограниченные возможности в этой  области имеют предметы гуманитарного цикла: русский язык, литература, окружающий мир.

Так на уроках литературного чтения дети учатся составлять рассказы по опорным словам;

сочиняют сказки и рассказы по началу;  например, дети пришли в лес за грибами. Там они увидели…,

Рассказывают  сказки и рассказы с включением новых героев;

например, в традиционную русскую сказку «Теремок» персонажей других сказок: Шапокляк,  Чебурашк у, крокодила Гену, Красную шапочку, и старая сказка стала совсем иной.

придумывают продолжения сказки;

сочинять четверостишия на определённую тему.

 

Креативную атмосферу создают и различные приёмы творческого рассказывания:

«Расскажи сказку «Репка» от лица… самой Репки» (не менее интересно от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело);

«Я начну, а ты закончи». Коллективное сочинение. Так, на привычное начало сказки «Жили были старик со старухой. Жили они счастливо, только не было у них…» – «Компьютера!» – неожиданно продолжил  ученик.   Придумывают сказочную страну, её президента, конституцию, герб, гимн. Составляют рассказ или сказку по пословице. Называется пословица, а к ней дети придумывают поучительные истории в конце которых звучит эта пословица как вывод.

Пересказ сказки от лица сказочного героя Придумывают свои загадки-                                                      загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.  Коллаж из сказок. Сказки на новый лад.  Знакомые герои в новых и иных обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей.

На уроках русского языка многие из этих творческих заданий принимают письменную форму, но основой является написание письма:

продолжи письмо,

расскажи в письме определённую историю от своего лица,

письмо Деду Морозу, поздравительная открытка, телеграмма сказочному герою.

Пишут сочинения по картине, составляют рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву. Пример: продаётся певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузелёный. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.

 

Творческая работа на уроках окружающего мира способствует закреплению изученного материала и развивает способность высказать своё мнение по определённой проблеме. В этом хорошо помогают практические работы, исследовательские работы, экскурсии, опыты.

Уроки математики также дают возможность развивать креативные способности  при составлении задач:

по рисунку;

по выражению;

по заданным действиям;

изменение вопроса для усложнения решения;

с изменением способа решения.   Придумай задачу из истории школы.

На уроках изобразительного искусства дети так же развивают креативные способности. Так например, придумай и раскрась матрёшку своим узором, раскрась тарелку, придумай новый  национальный костюм, придумай сказку

Преобразование объектов

Для создания опыта творческой деятельности учащимся давала следующие задания по преобразованию, объектов, ситуаций, явлений; созданию нового :

“ Вездеход на Луне” (ИЗО);

“ Задача об укладке кирпичей” (Математика);

“Придумай этикетку для бутылочки с ядом” (Окружающий мир)

“Придумай сказку (историю) о……..”(Русский язык, чтение);

“ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;

“ Придумай телефон для глухих” (Технология) и др.

На моих занятиях не просто  использую готовые ребусы,

 

 

Игра «Да-нет» (метод дихотомии)

 

Узнай объект по описанию.

1) Перечисляются признаки объекта:

сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.

2) Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного,

находящегося среди представленного на листе ряда предметов:

животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);

животное, которое “видит” носом (дельфин);

животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут “видеть”

кожей (дождевые черви);

животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);

животное не различающее цвета, у которого орган

осязания находится на усах (кошка)…

 

Творческие задания на уроках способствуют общему креативному развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Основным условием творчества учащихся на моих уроках является

создание «УСПЕХА».

Что дает развитие креативных способностей школьнику?

 

1.     Приобретение разнообразных навыков.

2.     Развитие творческого воображения.

3.     Преодоление трудностей, что позволит раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.

4.     Возможность научиться использовать непривычные подходы,  разрушить оковы  стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.

5.     Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».

6.     Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.

 

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности.

 

Список литературы

 

1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

2.  Давыдов. Психологическое развитие в младшем            школьном возрасте //  Возрастная и педагогическая психология – М 1973 г.

3. Кулевич С.В., Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах. Издательство «Учитель»,2001г.

4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. – 168 с.

5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.