Мастер-класс «Новая жизнь джинсовых вещей»

КГУ «Костанайская специальная школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Учитель Павличенко В.В.

Мастер-класс

«Новая жизнь джинсовых вещей»

План-конспект мастер-класса

Тема: «Новая жизнь джинсовых вещей».

Цель: Изготовление блока в лоскутной технике «треугольники»

Задачи:1.Познакомить педагогов с техникой «треугольники».

2.Научить изготавливать блок в лоскутной технике «треугольники»

Инструменты, материалы и оборудование. Карандаш простой, линейка, ножницы, иглы ручные швейные, ткани, нитки, шаблон, утюг, гладильная доска.

Наглядные пособия: выставочный материал-изделия в лоскутной технике, картины в технике джинсовая мазайка, технологическая карта.

План мастер-класса

Название этапа
Вид деятельности
Продолжительность
1.

Организационный этап
1.1. Приветствие. Введение в тему. Материалы и инструменты. Показ выставочного материала.

1.2. Техника безопасности.
1 минута

1 минута
2.

Основной этап
2.1.Объяснение особенностей изготовления блока в лоскутной технике «треугольники»

2.2.Самостоятельное выполнение работы.
5 минут

10 минут
3.

Заключительный этап
3.1.Выставка работ

3.2.Обсуждение мастер-класса участниками.

3.3.Подведение итогов.
1 минуты

1 минуты

1 минута

Общая продолжительность:
20 минут
Конспект мастер-класса

Организационный этап.
1.1.Приветствие.

Введение. Добрый день, уважаемые гости ! У каждого человека есть ненужные джинсовые вещи . Раньше мы не задумывались над тем, что многое ненужные джинсы могут получить новое применение, став основой для оригинальных поделок. А если мы не выбросим ненужную джинсу, а найдем ей вторичное применение, то наша окружающая среда станет намного чище Дело в том, что старые джинсы могут стать основой для создания красивых, необычных и эксклюзивных вещей, которые сделают наш дом ещё более уютным. Джинса, как прочная и износостойкая ткань прекрасно подойдет для изготовления прихваток, корпе в прошлом году девочки их шили с интересом  . В этом году  Казановская  Н. начала осваивать лоскутное шитье и у нее  получилось покрывал для кровати (образцы) Особенно такое покрывало придется по душе подросткам, причем как девочкам, так и парням.  Шмелева Н. делает картины из джинсовой ткани (образцы).

Сегодня цель мастер-класса познакомится с техникой лоскутного шитья «треугольники». Материалами и приспособлениями для шитья. Научится пользоваться шаблонами для раскроя элементов.

1.2.Введение в тему. Материалы и инструменты.

Из истории лоскутного шитья. Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов

22 сентября 2017 года в Алматы прошел международный фестиваль текстильного искусства «Восточный Базар»

В течение трех дней в ТРЦ Dostyk Plaza, Illusion можно увидеть самую крупную в Центральной Азии выставку текстильных панно, выполненных в различных техниках лоскутного шитья. Это уникальные авторские работы известных мастеров из Великобритании, Словакии, Чешской Республики, Германии. На фестивале «Восточный Базар» представлено около двухсот арт-работ со всего мира. Помимо иностранных работ на выставке продемонстрировано 60 работ из Казахстана. Например Это большое панно, выполненное  Тамарой Штрошерер с 3 помощницами за 20 дней, В Европе стоило бы 1500 евро. В Казахстане мастер готова продать его за пол цены.

На выставке можно увидеть удивительной сложности работы Натальи Маметниязовой. Из сотен разноцветных лоскутков создана настоящая картина

Восточный стиль всё больше завоёвывает позиции в интерьерах современных больших домов. Всё чаще преимущественно в коттеджах ( думаю объясняется это изобилием комнат) появляются «восточные комнаты», в которых нет мебели, на стенах запечатлены изящные орнаменты, а сидеть предлагается на полу. НО! Не просто на полу. Поверх красочных ковров как правило раскладывают особые «коврики», предназначены они для сидения, в наших краях такой элемент обихода называют «корпе»

Чаще это изделие размером 3м*80 см. Оно двойное: нижний слой из хлопчатобумажной ткани немарких цветов верхний выполняется как можно более красочно, здесь используются различные техники: и лоскутное шитье, и аппликация, а иногда и просто подбирается красивая плотная атласная ткань. Общее правило – должно быть красиво.

Внутри такого чехла исторически помещали натуральную баранью шерсть после специальной обработки, в наши дни преимущественно вкладывают вату или синтепон ровным слоем толщиной приблизительно 10 см. Чтобы сложилось более полное понимание поясню: когда приходят гости, в центре комнаты ставится низкий стол, вокруг которого расстилают корпе, на которые собственно садятся гости . Несмотря на то, что казахстанские жители уже давно не кочуют по степям, традиция сохранилась в трансформированном виде.

Сейчас крайне популярны и модны различные изделия ручной работы. По этой причине мы считаем ,что Не стоит забывать, что занятие любимым делом может приносить доход. Дополнительный или основной, это уж как Вам захочется. Идеальное сочетание: Ваша работа – Ваше хобби. Заниматься любимым делом и получать за это деньги – настоящее счастье! Это добавляет уверенности и приносит удовлетворение:  Ваше увлечение востребовано и радует других людей.

Инструменты, материалы и оборудование. Карандаш простой, линейка ножницы иглы ручные швейные, ткани, нитки, шаблон, утюг, гладильная доска.

1.3.Правила безопасности на мастер-классе.

После использования хранить иглу в иголнице.
Не вкалывать иглу в одежду.
Ножницы после использования держать на столе с сомкнутыми лезвиями.
Не подводи руки близко к игле и вращающимся частям машины.
2.Основной этап.

2.1.Техника «Треугольники».

1.Раскроить по шаблону квадраты с припуском на шов 1 см. Шаблон – образец из картона, кальки, по которому кроят какие-либо детали. Шаблоны в лоскутном шитье – это тоже самое, что выкройки для раскроя одежды. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Изготавливают их из прочных материалов : толстого картона, пластика, оргстекла.

2.Сложить квадраты лицевыми сторонами. Обозначить диагональ, вдоль которой отложить припуски на шов 1 см. в обе стороны.

3. Проложите две строчки вдоль диагонали.

4. Сделайте разрез по диагонали, между строчками .

5. Разверните детали и разутюжьте припуски. У нас получились квадратики состоящие из двух треугольников. Из них можно выкладывать разные композиции (образцы), но сегодня выложим блок вертушка.

6. Собрать квадраты в блок.

2.2.Самостоятельное поэтапное выполнение блока.

3.Заключительный этап.

3.1.Проводится выставка готовых работ участников мастер-класса.

Ученица рассказывает стихотворенье.

Лоскутки и фантазия. Вот и закончилось знакомство с удивительным искусством лоскутного шитья.

Лоскутный ворох, разноцветный край

С моей фантазией ты снова поиграй.

И пусть она порхает так легко

В волшебном мире пестрых лоскутков.

Раскрою веер, сказочный ковер,

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутка,

Жар-птицей унесусь под облака…

А дальше фантазируйте, творите, пробуйте самостоятельно!

3.2.Обсуждение мастер-класса участниками.

3.3.Подведение итогов. Желаю вам успехов!

 

 

 

 

 

Технологическая карта.  Лоскутное шитье техника «Треугольники».

Ход работ
Изображение
1.Раскроить по шаблону квадраты 4 шт. с припуском на шов 1 см.

2.Сложить 2 квадрата лицевыми сторонами внутрь. Обозначить диагональ, вдоль которой отложить припуски на шов 1 см. в обе стороны.

 

3. Проложите две строчки вдоль диагонали.

 

4. Сделайте разрез по диагонали, между строчками .

 

5. Разверните детали и разутюжьте припуски.

 

6. Собрать 4  квадрата в блок. Ширина шва 1 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструменты, материалы и оборудование. Карандаш простой Линейка Ножницы Иглы ручные швейные Напёрсток Ткани, нитки шаблон, Утюг Гладильная доска.

Введение. Введение. Создавая картину, художник работает цветовым мазком. Это может быть мазок масляной краски или акварели, а в вышитой картине – цветной стежок вышивки. Материал лоскутницы – кусочки ткани с готовым узором. Мазки этого узора можно подчинить общему замыслу, соединив узорные лоскутки в единое полотно.

Цель нашей работы. Познакомиться с историей развития лоскутного шитья. Материалами и приспособлениями для шитья. Познакомится с техниками. Научится изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента.

Описание слайда:

Из истории лоскутного шитья. Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов.

Пэчворк (patchwork) – лоскутная техника аппликации или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). В отличие от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно, покрывала или наволочек, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки. Пэчворк (patchwork) – лоскутная техника аппликации или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). В отличие от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно, покрывала или наволочек, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки.

Основные техники лоскутного шитья. Техника «Треугольник» Техника «Уголки». Техника «Спираль» Техника «Полоска» Техника «Квадрат».

Техника «Полоска». Соединяя между собой нарезанные на узкие полоски ткань, можно получить «Колодец», «Тюльпан», «Радуга» и другие интересные мотивы.

Техника «Треугольники». Наиболее часто используют лоскутки в форме прямоугольных треугольников. Разрезают по диагонали, разворачивают и утюжат.

 

 

Шаблоны. Шаблон – образец из картона, кальки, по которому кроят какие-либо детали. Шаблоны в лоскутном шитье – это тоже самое, что выкройки для раскроя одежды. Они могут быть самых различных форм и размеров: квадратные, треугольные, в виде ромбов. Изготавливают их из прочных материалов : толстого картона, пластика, оргстекла.

Лоскутки и фантазия. Вот и закончилось знакомство с удивительным искусством лоскутного шитья.

Лоскутный ворох, разноцветный край

С моей фантазией ты снова поиграй.

И пусть она порхает так легко

В волшебном мире пестрых лоскутков.

Раскрою веер, сказочный ковер,

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутка,

Жар-птицей унесусь под облака…

А дальше фантазируйте, творите, пробуйте самостоятельно! Желаю вам успехов!

 

Мастер-класс подготовила Аитова Альфия специально для сайта “Шкатулка”

 

 

 

Восточный стиль всё больше завоёвывает позиции в интерьерах современных больших домов. Всё чаще преимущественно в коттеджах ( думаю объясняется это изобилием комнат) появляются «восточные комнаты», в которых нет мебели, на стенах запечатлены изящные орнаменты, а сидеть предлагается на полу. НО! Не просто на полу. Поверх красочных ковров как правило раскладывают особые «коврики», предназначены они для сидения, в наших краях такой элемент обихода называют «корпе»

 

Чаще это изделие размером 3м*80 см. Оно двойное: нижний слой из хлопчатобумажной ткани немарких цветов

 

 

 

верхний выполняется как можно более красочно, здесь используются различные техники: и пэчворк, и аппликация, а иногда и просто подбирается красивая плотная атласная ткань. Общее правило – должно быть красиво.

 

 

 

 

Внутри такого чехла исторически помещали натуральную баранью шерсть после специальной обработки, в наши дни преимущественно вкладывают вату ровным слоем толщиной приблизительно 10 см. Чтобы сложилось более полное понимание читателем предназначения такого рода «матрасиков», поясню: когда приходят гости, в центре комнаты ставится низкий стол, вокруг которого расстилают корпе, на которые собственно садятся гости . Несмотря на то, что казахстанские жители уже давно не кочуют по степям, традиция сохранилась в трансформированном виде.

 

Итак, непосредственно мастер-класс.

 

Первый этап: основной – создание лицевой части изделия.

Как я уже писала, она может быть изготовлена и просто из красивого плотного атласа, на котором уже имеются и узоры, и сочные краски . В этом случае просто необходимо выкроить деталь задуманного размера с припусками по всем четырём сторонам по 10-15 см для того, чтобы сверху и с боков не было видно подкладочной ткани. То есть, если задуманный размер вашего корпе 3м*80 см., то необходимо выкроить полотно размером 320 см*100 см. Нижнее полотно срезаем соответственно за минусом припусков верхнего полотнища.

 

Второй этап: сшивание полотнищ в единый чехол.

Здесь Вы можете воспользоваться мастер-классом по декоративной подушке с буфами.  Единственно, рекомендую заранее наживить вручную, потому что длина большая, атлас имеет свойство скользить. Так вы к концу строчки не получите сдвига основной ткани относительно подкладочной Другой вариант изготовления лицевой стороны – с использованием техники пэчворк (подробнее МК со схемами здесь и здесь). Безусловно, это более трудозатратный способ, однако более красочный.

 

 

Немного из истории: у казахов такой приём называют «курак», что в переводе на русский «строить». Когда готовят приданое невесте, обязательно должно быть четыре «курак корпе», то есть, создавая эти корпе (пэчворк), невеста строит себе счастье. Зачастую для пошива приглашают в помощь родственниц, подруг, у которых удачно сложилась семейная жизнь, чтобы их удача сопутствовала и невесте. Существует множество схем и рисунков, главный секрет – удачно подобрать цвета. Детали могут быть как крупными, так и мелкими. Во втором случае времени и труда уйдёт, соответственно больше.

Пробуйте, экспериментируйте, удивляйте родных и знакомых!

Международный фестиваль «Восточный Базар» открыл свои двери для алматинцев и гостей города. В течение трех дней в ТРЦ Dostyk Plaza, Illusion можно увидеть самую крупную в Центральной Азии выставку текстильных панно, выполненных в различных техниках лоскутного шитья. Хедлайнер мероприятия – передвижная международная выставка «ORIENT». Это уникальные авторские работы известных мастеров из Великобритании, Словакии, Чешской Республики, Германии. На фестивале «Восточный Базар» представлено около двухсот арт-работ со всего мира.

 

Данияр Алиев, заместитель руководителя Управления культуры и архивов г. Алматы: «Восточный Базар» – очень значимое мероприятие в культурной и социальной жизни Алматы. Он проводится уже в шестой раз и привлекает внимание мастеров из многих стран мира. В перспективе фестиваль станет большим мероприятием событийного туризма в области рукоделия».

 

Открыл фестиваль перфоманс «От иголки до суперкомпьютера», символизирующий эволюцию шитья и швейной техники в Казахстане. Помимо иностранных работ на выставке продемонстрировано 60 квилтов из Казахстана. Это работы членов Ассоциации мастеров лоскутного шитья из Алматы, Астаны, Шымкента, Семея и Кентау.

 

Тамара Штрошерер, Президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья Казахстана, Член «Patchwork Gilde Deutschland»: «Бытует мнение, что лоскутное шитье ограничено традиционным казахским национальным искусством қурақ, но на самом деле это высокое искусство и огромная индустрия, в которую вовлечены сотни тысяч мастеров со всего мира и производителей. Цель фестиваля вывести казахстанских квилтеров на международный уровень и вдохновить их на создание концептуальных и художественных работ».

 

По словам Биргит Каллер, представителя «Patchwork Gilde Deutschland» и экс-председателя «European Quilting Association», объединяющей профессионалов и мастеров лоскутного шитья многих стран, помимо путешествующей по всему миру «ORIENT» в Казахстан привезена выставка детских работ «Patch-Kids» из стран Европы и России.

 

Участников фестиваля текстильного искусства ждет серия тематических мастер-классов, в том числе от известного квилтера Анны Климовой (Россия). Конкурсные работы взрослых мастеров будут награждены ценными призами от Генерального спонсора –известного бренда швейных машин «Bernina». Победитель детского конкурса «Мой сад» получит швейную машинку от спонсора «Toyota».

 

 

 

Приутюжьте глаза и клюв в голове совы и прострочите их по контуру зигзагом на машинке.

Приколите крылья к верхнему краю туловища. Прострочите. Разгладьте швы.

Приколите голову к туловищу и прострочите. Разутюжьте швы.

Сборка лапок
Сколите пару деталей лапок, прострочите по округлой стороне. Обработайте закругленные края, сделав на них надсечки.

Приколите лапки к туловищу прямой стороной к нижнему краю. Прострочите. Прошейте лапки желтым мулине в три сложение (см . пунктир на выкройке).

Прошиваем лапки: проведите иглу через шов внизу туловища и выведете на лицевой стороне в начале пунктирной линии верхней части лапки. Прошейте деталь по пунктирной линии сначала по передней стороне вниз и назад, по задней стороне лапки вверх до шва с туловищем. Присборьте шов. Закрепите нить .

Сборка совы
Сложите туловище и спинку. Сколите и прострочите. Оставьте отверстие для набивки. Обработайте края, сделав на них надсечки, обрежьте уголки.

Аккуратно выверните изделие, расправьте уголки, набейте наполнителем и зашейте отверстие потайными стежками.

На месте крестиков пришейте пуговицы нитками в тон.
Практика показала, что пришивать пуговицы лучше до этапа с наполнителем.
Сова готова.

Сумки различного назначения имели широкое распространение в прошлом и ныне бытуют в сельской местности у многих народов Средней Азии. Например, у узбеков “ильгичи” есть собирательное название различных торб, мешков, чехлов и т.д.

По способу изготовления сумки делятся на сумки из войлока, тканные сумки и сшивные сумки. По функциональному назначению сумки бывают:

– подвесные: ая? ?ап (для утвари), дорба (для одежды), т?сек ?ап (для приданного, постельных принадлежностей), кесе ?ап (для фаянсовой посуды);

– чемоданы (шабадан);

– тюки (те?);

– переметные сумы: коржин, керме, т?сек ?ап и т.д.

Казашки-мастерицы изготавливают тканые сумки, используемые в быту для различных целей: дорба и керме – для хранения одежды, белья и других матерчатых предметов, коржин – переметная сумка с двумя отделениями для перевозки вещей и продуктов, сейчас, главным образом, используемая в свадебных ритуалах как сумка с подарками. Эти сумки бывают как гладкопаласные, так и ворсовые.

Дорба, соответствующая русскому понятию “торба”, изготавливается из двух тканых частей: лицевой узорной и гладкого полотна, образующего спинку предмета.

Дорба подвешивается петлями на головки кереге юрты, красочно дополняя декор внутреннего убранства юрты.

Керме имеет такое же утилитарное назначение, также подвешивается на кереге юрты, но отличается большим размером. В таких сумках хранятся, кроме одежды и белья, различные бытовые предметы, не используемые в данный момент, например, небольшие коврики, различные предметы из ткани и войлока. Керме бываю гладкопаласные, ворсовые и сшитые из отдельных полос алаши.

Коржин (коржин) – переметная сума, состоящая из двух отделений-карманов (?алта). Этот предмет создается из трех частей: цельного гладкопаласного полотна (основа) размером, например, 120 на 50 сантиметров и двух узорных тканых квадратов, размеры которых равны ширин основы, в данном случае 50 на 50 сантиметров. Эти узорные квадраты пришиваются к цельнотканой основе, начиная с ее концов. Такое сшивание основы и узорных частей образует два отделения-кармана на некотором расстоянии друг от друга. Пространство между отделениями-карманами на цельнотканой основе (разность между размерами основы и двух отделений) является переметной частью коржина. Декоративную часть коржына, его орнаментальный рисунок составляют два узорных прямоугольных полотна, образующие верх отделений карманов.

При перевозке на животных или переноске людьми коржин переметывается, падая основаниями отделений-карманов вниз.

Коржины создаются мастерицами техникой ворсового и безворсового ткачества. Ткется как ворсовый, так и безворсовый коржин обычным способом на горизонтальном станке, размеры которого немногим больше создаваемого предмета. Основа коржина ткется в виде гладкого полотна, и несложный рисунок, чаще всего в виде прямых и волнистых линий, украшает только переметную часть коржина. Декоративную часть коржина, его орнаментальный рисунок составляют два узорных прямоугольных полотна, образующие верх отделений-карманов. Коржин, представленный на рисунке 8 а, выполнен техникой ворсового ткачества [15].

 

Рисунок 8. Примеры коржинов в технике ворсового ткачества.

Орнаментика его выражена крупной прямоугольной розеткой со вписанным в него комплексом узоров, а бордюр имеет самостоятельный рисунок. Разноузорчатость орнаментики центральной розетки и бордюра придает коржину красочность и свидетельствует о высоком искусстве мастерицы. Основную площадь центральной розетки занимает многоугольная ступенчатая фигура зеленого, центр которой украшен узором ж?лдыз (звезда) белого цвета черной каемкой, с вписанными узорами ботак?з, составленными из чередующихся ромбиков черног, желтого и зеленого цветов с красным зрачком.

Народное прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом.

Основным богатством, дававшим степнякам пищу и сырье для производства предметов быта, был скот. А рост поголовья зависел от сменяемости пастбищ и меры истощения водных источников. Это определило кочевой образ жизни племен Евразии. В таких условиях появилось одно из величайших приобретений цивилизации – юрта, которая по своему функциональному назначению наиболее соответствует кочевому образу жизни, а по самобытности, декоративному оформлению ей нет равных.

Большая часть жизни кочевника проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была показателем достатка ее владельца, его представления о красоте. Человек, вошедший в юрту, попадал в мир орнамента – здесь каждая вещь, помимо утилитарного назначения, несла огромный заряд духовности, проявлявшийся в ее форме, линии, цвете. В правильно сконструированной юрте прохладно летом и тепло зимой, и на ее разборку и сборку уходит менее одного часа.

Интерьер юрты несет особое ритуальное наполнение, как показано на рисунке 9.

 

Рисунок 9. Интерьер юрты.

Каждый уголок в юрте имеет свое определенное назначение – мужская часть (правая), женская (левая), место для одежды, мастерская, где чинят упряжь и проводят другие работы, место для приготовления пищи, для постели, для детей, сына и невестки. Посреди юрты находится очаг с подвешенным над ним котлом – казаном. Место у очага считалось особо почетным – туда сажали уважаемых гостей. Стол-важная часть интерьера юрты, место сбора семьи. Дастархан – низкий обеденный стол, который раньше встречался только у представителей имущего класса. За стол первым садится хозяин, либо наиболее почетные гости, которые занимают места лицом к двери. Хорошо сидеть на мягких корпе (матрасах) или на кошме, натянутой в саду на уровне полуметра-метра от земли между деревьями, как гамак, а за спину подсунуть побольше подушек. Обстановка более чем расслабляющая. Будьте уверены, что вставать вам из-за такого стола захочется не скоро.

Дастархан часто делается плетёным, а иногда и складным. Низкий круглый стол, высота которого не превышает 30-35 см. Около кухонного стола поставлена декоративная подпорка-вешалка – ала бакан, покрашенная и покрытая лаком. На нее вешают полотенца, скатерти, держалку тут-куч для казана и чайника.

Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров.

Ремесла условно делились на мужские и женские. Там, где требовались значительные физические затраты: обработка дерева, кожи, кости, камня, а также кузнечное и ювелирное дело были заняты мужчины. Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи [16].

Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвала к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высокой производства и цвета, разнообразием тонов. Огромное большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение. В народном сознании прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада. Декоративно-прикладное искусство – это искусство, которое включает в себя создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью – посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки. К традиционным видам декоративно-прикладного искусства Казахстана относится и художественная резьба, которой украшали предметы быта (посуду, мебель).

Кебеже-ларь для хранения продуктов, утвари. Кебеже – традиционный предмет казахский национальной мебели, обязательный атрибут интерьера юрты. Украшенный резьбой, пластинами из кости, росписью он является также образцом народного декоративно-прикладного искусства. Кебеже-ларь изделие сборное, собрано из 4-х прямоугольных в сечении деревянных стоек по углам, 4-х панелей между стойками и дна. Передняя и задняя панели из цельных досок, боковые и дно из отдельных. Стойки в нижней части образуют невысокие ножки, в верхней возвышаются над конструкцией на 5 см. Дерево имеет красноватый оттенок. Передние стойки и панель по периметру обшиты полосками из кости, декорированы полоски резьбой и росписью. В узоре преобладают растительные мотивы, в росписи желтый и красный цвета. В центре панели два углубленных квадрата, края которые так же окаймлены полосками из кости (ширина 2,2 см). В центре каждого квадрата накладная жетончатая розетка, по углам фигурные пластины-из кожи. Аналогичная круглая розетка помещена вокруг замковой петли (по центру верхнего края панели). Мастера резали по дереву, камню и кости. Часто резьба сочеталась с цветным тонированием, раскраской, инкрустацией костью и металлом [17].