М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


Курындина Ольга Александровна

учитель русского языка и литературы КГУ «Ковыленская средняя школа» района имени Габита Мусрепова Северо- Казахстанской области

1
1.Орг. момент. Мотивация.

Мотивация учащихся как класс- команды и успешности в жизни после школы. Объясняется порядок работы по карте. Для активизации работы дается слово лидеру класса.

Запишем тему урока и эпиграф к нему.

«Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди»

А.П. Чехов

В правом верхнем углу ставится число нормы 63% – 4 учащихся.
2
Организация восприятия
Первая критическая точка.

Учитель делает краткое введение в новую тему, важно правильно нацелить учащихся на тот объем знаний, который должен быть изучен в рамках этой темы.

Учащиеся должны прочитать текст из расчета указанной нормы на лист учебника и найти опорные слова по изучаемой теме. Сначала дается возможность прочитать текст за половину нормативного времени, а затем они должны поднимать руку и называть слово. Если оно совпадает со списком учителя, то ученик получает плюс в ячейку МПМ и продолжает читать до окончания времени и руку больше не поднимает. Если слово не совпало, то ученик продолжает читать и называть слова до тех пор, пока не добьется совпадения или не закончится время, выделенное на чтение.

По окончании времени работы каждый ученик получает либо плюс, либо минус. Учитель мотивирует всех учащихся на поиск опорных слов. Эталонный список из 21 слова учитель готовит до урока или выбирает из готовых стандартов по технологии БиС.

Речь учителя:

Биография Салтыкова-Щедрина.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. С 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Военная служба. Ссылка в Вятку. В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию.

В 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Сказка  М.Е. Салтыкова – Щедрина входит в сборник, который называется “Сказки для детей изрядного возраста”

––  Как вы понимаете словосочетание  «дети изрядного возраста»? (от 7 до 70 лет)

–– Вспомним то время, когда жил М.Е.Салтыков-Щедрин. Что вы можете рассказать об этой эпохе?  Что происходило в России?.

(1861г. – отмена крепостного права, ссылка М.Е. Салтыкова-Щедрина)

Салтыков–Щедрин обращается к жанру сказки, потому что данная форма помогает автору обратить внимание на смысл злободневных вопросов общественной жизни. Писатель дорожил доступностью жанра сказки. По словам сатирика, этот жанр нес и «простолюдину, и мудрецу правду о русской жизни»

 

Писатель использует в сказке такие литературные  приемы, как ирония, гипербола, аллегория, гротеск.

 

Ирония – выражение насмешки.

Гипербола – сильное преувеличение.

Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного. Чтобы усилить сатирический эффект, Щедрин использует данный прием.

 

Самой известной сценой стала сцена «остервенения» генералов.

Известно, что автор перепробовал несколько вари­антов этой сцены. В одном из них один генерал откусывал у дру­гого палец, в другом — ухо. И, наконец, орден. Как вы думаете, почему сатирик остановился на последнем варианте?

 

Сказки Салтыкова- Щедрина сатиричны.

Давайте вспомним, что такое сатира?

Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

 

Смех – основное оружие сатиры.

“Это оружие очень сильное, – говорил Щедрин, – ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех”.

 

«Жили да были два генерала» — это типично сказочный зачин.

 

Пе­ремещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров “по щучьему велению, по моему хотению” — тоже из известной сказки о Емеле и волшебной щуке.

 

–Как ведут себя генералы на необитаемом острове? (пытаются определить стороны горизонта, найти себе еду, читают « Московские ведомости»)

 

Для чего С-Щ вводит появление газеты?

Высмеивается не только ничтожность тем, которые освещает газета (где, что и как ели), но и откровенную глупость и бессмысленность

 

Кульминация произведения- генералы нашли мужика.

 

– Чем отличается от генералов мужик? Как он ведет себя, оказавшись на необитаемом острове?

 

“Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от рабо­ты”.

В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен, он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и их негодованию  нет предела. Для усиления эффекта Салтыков–Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют. Мужик — редкий умелец, но он так привык к сво­ему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку ве­щей, не используя тех возможностей, которые предоставляют ему его фи­зические и умственные данные. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать. Мужик только делает попытку “дать стречка” и тут же подчиняется.

 

–Развязка сказки-  генералам удалось вернуться в  Петербург.

 

“Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег за­гребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!”

Чем отблагодарили они мужика?

–Элементы русской сказки в тексте:

В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально. Генералы, разбогатев, вспомнили о своём спасителе. Вот как говорится об этом в сказке: “Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!”

 

Какова главная проблема, ко­торую ставит этой сказкой автор? Почему эту сказку можно назвать сатирической?

Писатель избирает необычную, фантастическую ситуацию, желая показать, как ведут себя герои в нетипичных для них условиях. Не случайно повествователь в начале сказки о двух генералах подает читателям “знак”, обращая их внимание на то, что не только по щучьему велению, но и по его хотению очутились генералы на необитаемом острове.

 

– Кого, в чём и каким образом обличает в своей сказке Салтыков-Щедрин?

(В «Повести…» автор осмеивает, с одной стороны, полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, с другой – рабскую покорность и угодливость мужика.)

 

– Мы увидели, как автор высмеивает генералов. Но только ли над ними смеется он в своей сказке?

 

Автор метко, зло, едко высмеивает никчемность, невежество, тунеядство, жадность и пустоту генералов, раскрывая их звериную сущность. Но Щедрин осуждает рабскую покорность мужика: тот сам для себя веревку вьет, чтобы он не убежал с необитаемого острова, его привязывают к дереву! Всю дорогу генералы ругают его за тунеядство, а он кормит их селедками! Покорность мужика вызывает протест у автора и читателя, а смех, который и здесь является обличительным, — горький, смех сквозь слезы, смех, смешанный с настоящей человеческой болью.

 

В сказке мы видим низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но, всё же, права.

– В чём особенности сказок Салтыкова-Щедрина:

они – направлены против общественного строя, порождающих нищету и бесправие других.

 

Крестьянин лично свободен. Но он не может победить психо­логию раба и даже гордится тем, что умело услуживает генералам. Он до того вжился в своё положение раба, что даже гордиться им стал.

Мужик уже полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам. Генералы же убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуата­цию чужого труда и гордятся этим.

 

Опорные слова: Петербург, улица Подъяческая, два генерала, ваше превосходительство, необитаемый остров, голод, «Московские ведомости», мужик, скука, корабль, казначейство, деньги, рюмка водки, пятак серебра.
Первая отметка.

7 класс:

3 минуты на лист текста. Понятие из 2 слов считается как 2 слова.

Всего 10 минут.
3
Организация осмысления
Опорные слова выносятся на доску. Учащиеся должны запомнить все слова. По окончании времени на запоминание опорные слова закрываются, и ученики воспроизводят их за то же время, за которое запоминали.
Вторая отметка. Норматив времени на запоминание:

21 слово-2 мин 30 сек.
4
Первичная проверка понимания
Перекрестный опрос. Учитель по МПМ опрашивает учащихся по теме урока, но не по порядку. Объясняет и раскрывает те значения темы, которые учащиеся не поняли, раскрывает проблемные зоны. По окончании этапа разрешается бросить «Спасательный круг» учащимся, у которых 2 минуса.

Вторая критическая точка. Учитель по результатам опроса определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем кратко дает пояснение.

1.  Кто является героями сказки? (два генерала)

2. Как называлась газета, которую читали генералы на острове? «Московские ведомости»

3. Как жили генералы в Петербурге? (служили в регистратуре)

4. Как генералы попали на необитаемый остров? (по щучьему велению, по моему хотенью.)

5. Как были одеты генералы, оказавшись на острове? (в ночных рубашках, с орденами на шее)

6. В чём мужик варил суп? (В пригоршне)

7. Как генералы вернулись домой? (мужик построил корабль)

8. Как генералы отблагодарили мужика? (дали рюмку водки и пятак серебра)

9. Как генералы мужика при себе удерживали? (Веревочкой привязали)

10. На какой улице в Петербурге жили два генерала? (На Подьяческой)
Третья отметка:

Во время опроса учащиеся, которые уже ответили, составляют тесты, остальные продолжают читать и готовиться к тестированию.

Оценка ≤ ≥ нормы
5
Организация первичного закрепления
Взаимотестирование. Рекомендуются два варианта.

1.      Если времени до конца урока достаточно, то предлагается тестовая дуэль. Один ученик вызывает к ответу другого, и они обмениваются вопросами.

2.      Если времени недостаточно, то возможен односторонний опрос.

 

Учащиеся составляют тесты по изученной теме и опрашивают по МПМ, называя номер сайта другого ученика.

Третья критическая точка. Учитель по результатам тестирования определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем в течение 1-2 минут объясняет и раскрывает проблемные зоны.

По окончании этапа разрешается бросить «Спасательный круг» учащимся, у которых 2 минуса. Именно этим учащимся даются три вопроса и каждый из них может ответить, подняв руку.
Четвертая отметка. Плюс ставится в тестовой дуэли только победителю, а минус- побежденному. Учитель имеет право отклонить некорректный вопрос. Тест- это вопрос с тремя вариантами ответов. Если вопросов не хватает на всех, то учитель имеет право сам задать вопрос ученику.  На доске написать результат:

4 этап: ≤ ≥ нормы
6
Анализ

Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. Слова пишутся разборчиво, не сокращая. Разрешается писать в форме сочинения. Предлоги и союзы не считаются словами.

Если на предыдущем этапе состоялась тестовая дуэль и времени для проведения ТСЗ недостаточно, то это не считается ошибкой. Количество четырех отметок достаточно для оценивания.

Пятая отметка.

На доске написать результат:

5 этап: ≤ ≥ нормы
7
Рефлексия
Четвертая критическая точка. Учитель по результатам опроса определяет те области изучаемой темы, которые учащиеся не поняли или не раскрыли в полной мере. Затем в течение 1-2 минут объясняет и раскрывает проблемные зоны.

8
Оценки
Норматив выставления оценок в журнал:

4 отметки- 5 баллов

3 отметки-4 балла

2 отметки- 3 балла

1 отметка-2 балла
Норматив качества: 4 учащихся должны получить 4 балла
9
Домашнее задание
Домашнее задание задается всем учащимся, которые получили меньше 4 отметок.

Представьте, что вам предстоит взять интервью у литературных героев сказки   М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил».