Логопедическое занятие в 1, 2 классах с дисграфией, дислексией смешанного вида, обусловленной ОНР


Карп Светла Владимировна
логопед – дефектолог КГУ «Аккольский детский дом №1 г. Акколь»

 Тема «Звук и буква «Т»»

Разработала и провела логопед-дефектолог Карп С.В.

Ц. формировать представление о звуке и букве «Т», развивать навыки  слогового и языкового анализа и синтеза,  слуховое внимание, память.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Чем похожи названные мною слова: Тома, тук, тик, так, торт?

-Все начинаются  со звука Т.

Поговорим о звуке  «Т».

-Он гласный или согласный?

-Что мешает воздуху свободно выходить за пределы нашей ротовой полости?

-Итак, он согласный, зубной.

-Назовите  имена со звуком Т.

(Таня, Тоня, Антон…)

На письме  звук «Т» обозначается  значком- буквой « Т».

– На что похожа буква «Т» ? (на антенну, швабру, человечка с вытянутыми в стороны руками)

-Из скольких частей состоит? Одинаковой ли они величины? Одинаковое ли положение в пространстве палочек-элементов (одна горизонтально расположена, другая – вертикально)

-Как расположены  части относительно друг друга (дорожка на столбике).

Нарисуем в воздухе, на спине товарища, выложим из палочек.

-Найдите букву «Т» среди других букв, найдите в коробочке.

 

Услышав в словах звук «Т», поднимите букву «Т» (тачка, точка, кот, винт)

Определите его место в следующих словах: ток, мак, торт, танк, кот, каток.

Поиграем в игру «Попугайчики»- повторите за мной: ТА-ТЯ; ТУ-ТЮ; ТЫ-ТИ; ТУ-ТЮ; АТ-АТЬ; УТ- УТЬ.

Вы поняли, звук «Т» бывает мягким и твердым. На письме обозначается одной буквой, буквой Т. А превращают звук «Т» в звук «Ть» буквы И , Е,Е,Ю,Я и мягкий знак. Положение язычка при этом меняется: опускается вниз, за нижние зубы, язык напрягается.

Измени слова, заменяя  звук «Т», звуком «Ть»:

мат-мать, ток-тек, тык-тик, тук-тюк, умыт-умыть;

Коты-кати, цветы-цвети

С помощью буквы « Т» и гласных букв  «А», «О», «У» выложите  слоги:

Поменяйте буквы местами, что получится, прочитай:

ТА-АТ; ТО-ОТ; ТУ-УТ;

Назовите слова с  ТА: парта, кофта,  тапочки, тарелка;

Назови слова с ТО: пальто, молоток, топот, тополь.

Назовите слова с ТУ: катушка, тумба, туча

Назовите слова с УТ- утка, утро, утверждать, несут, берут

Что означает слово «парта»?

Предмет мебели, используемый  в учебных аудиториях.

Сколько слогов в слове парта ?

Какой первый, какой второй?

Что означает слово молоток?

Орудие труда, с помощью которого забиваются гвозди?

Из скольких слогов состоит слово МОЛОТОК

Назовите третий, второй, первый слог  в слове молоток ( ток, ло, мо).

-Назовите слоги по порядку

Что означает слово КАТУШКА.

Назовите второй слог слова: КАТУШКА,

-Исправьте ошибки Незнайки, расставьте звуки и слоги в словах правильно: По озеру палавала тука. На столе лежал мотолок. У меня туфли на калбуках. Ох, устал писать, болит говола, пойду отдыхать.

Анализ и синтез  предложения

Послушайте историю:

Жили-были слова. Они должны были служить нашей речи, объединяться в предложения, но не  решались подружиться. Подружите их.

Щипать, утка, травка (картинка)

-Какое предложение получилось?

Утка щиплет травку.

-О ком говорится в предложении?

-Об утке.

-Что она делает?

-Щиплет

Что щиплет?

-Травку

Заметили, в  предложении  слова связаны по смыслу, выполняют свою роль, для этого зачастую должны изменяться (травка, травку, за травкой, о травке).

-Есть ли в этом предложении слова со звуком «Т»

Выложим предложение из фишек-обозначений слов.

-Итак, первое слово утка (слово-предмет)

-С помощью какой фишки его обозначим?

-Какое слово следует выложить за словом «утка»

– Слово «щиплет»

Это слово-действие, глагол

-Какой фишкой обозначим?

-Щиплет что?

-Травку

Какой фишкой обозначим?

-Сколько слов в предложении?

Назовите их по порядку

Как увеличить количество слов в предложении?

-Можно сказать, о том,  как утка  щиплет, можно сказать какая утка щиплет травку, какую травку утка щиплет, чем утка травку  щиплет.

Давайте увеличим объем нашего предложения с помощью определений-слов-украшений к двум словам-предметам: Утка-травка-травку

Итак, какая утка?

Какой может быть?

Какая утка?

( можно сказать о возрасте, о цвете, о  внешнем виде, о характере…)

Старая утка щиплет травку. Пестрая утка щиплет травку. Ловкая утка щиплет травку.

Сколько стало слов?

-Серая утка щиплет какую травку? Зеленую, молодую, блестящую.

Давайте остановимся на одном определении, выберем слово зеленая

Итак, как будет звучать предложение

Серая утка щиплет зеленую травку. Перед словом травка травку, вставим фишку, обозначающую собой слово «зеленую»

Увеличилось ли количество слов?

На сколько?

За счет появления каких слов?(прилагательных, слов-украшений)

Собери звуки в слова. Робот С, У, М, К, А; К, А,Т, У, Ш,К,А ;  К,А,Т,О,К

В каких словах, названных мною, звучит звук «Т»?

Послушайте предложение: На-сто-я-ли-та-рел-ки

На столе стояли тарелки.

Найдите картинку, выражающую сказанное.

Назовите слова со звуком «Т»

Преобразование слов.  Измените с помощью других гласных слово «ток», объясните  значение  преобразованных  слов

Ток, тук, тык, так, тик.  Какое место занимает буква «Т» во всех словах

Похожи  ли эти все слова по звучанию?

Чем отличаются?(гласными звуками, буквами)

Итог. Оценка деятельности детей.