«Сказание о Золотом человеке» Казахская легенда.


Ошейко Наталия Сергеевна

учитель начальных классов КГУ  «Костанайская специальная школа – интернат №2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Цели:обобщить и систематизировать знания учащихся о произведениях УНТ, их особенностях; познакомить с содержанием казахской легенды и провести работу по её содержанию;

развивать речь, умение анализировать и делать выводы;

продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

формировать интерес детей к чтению

Ход урока.

1.ОРГ. МОМЕНТ.

Психологический настрой

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

На уроке почитаем,

Много нового узнаем.

2. Повторение пройденного

Какой раздел мы с вами изучаем?

Эпиграф к уроку «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». (А.Пушкин)

-Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете?

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

Сказы, эпосы, легенды,

Учат миру, доброте,

Сильным быть всегда и смелым,

Крепко Родину любить.

– О каких жанрах устного народного творчества говорится в стихотворении?

– Чем же отличаются произведения устного народного творчества от других произведений?

– Как вы их понимаете?

– Что такое былина, былинный сказ?( на доске термины)

– Чем они отличаются?

3.Проверка Д/З работа в группе 5 минут. ( на карточках вопросы ,которые помогут дать характеристику герою)

Охарактеризовать, описать внешность героя , дать оценку его поступкам.(Добрыня, Змей Горыныч)-коллективная работа: один отвечает уч-ся ,группа дополняет. Подводим мини- итоги.

4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

– Золотой человек ( «Сказание о Золотом человеке» казахская легенда) Предположите  , о чём это произведение? Что вы знаете о Золотом человеке?

5.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Сегодня мы познакомимся с казахской легендой «Сказание о золотом человеке».

Новое понятие!

Легенда-это произведение у.н.т исторического содержания

Сказание , легенды, мифы – это произведения УНТ. Сказание – народный поэтический рассказ с историческим содержанием .Мы прочитаем о Сунее, юном батыре, одетом в золотые доспехи. Знаете ли вы, что золотые доспехи батыра дошли до наших дней и хранятся в Государственном историческом музее Казахстана? Алтын адам (Золотой человек) – национальный символ Казахстана.( показ фильма)

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Потянитесь, раз, два ,три.

Мы теперь богатыри.

Руки сильные раскинем ,

Ноги сильные расставим,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.

7.Логоритмика :

От топота  копыт, пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

8. Словарная работа (читаем по цепочке)

9. Поэтический  ,эмоциональный настрой перед чтением( музыкальное произведение)

10.Чтение произведения  ,проверка восприятия 1 части ,

Словарная работа перед 2 частью по учебнику

2 часть по цепочке –дети.

11.Анализ сказания. Выборочное чтение.

– Кто является главным героем сказания?

-В какой семье родился Суней?

– Какими росли сыновья Каскалдака?

– На какой земле родился Суней? Как переводится Жетысу? ( Там , где сливаются семь рек)

– Чем отметила судьба рождение ребенка?, т.е все в окружающем мире дышит спокойствием и любовью)

– Каким рос Суней?( Сильным , ловким настоящим батыром, побеждал в байге)

– О каких качествах характера говорит его любовь к музыке, его игра на свирели?

-Что напоминали ему древние кюи- Какие детали подтверждают мастерство игры Сунея на свирели?

( Замирали сайгаки и куланы, умолкали птицы, просторная степь слушала Сунея)

– Согласны ли вы ,что Суней был не только храбрым воином, музыкантом но и осторожным внимательным и мудрым человеком? Подтвердите ( он разгадывал хитрости врагов; решение оставить заложниками детей врагов, чтобы предотвратить войны)

– Как погиб Суней?( От яда отвергнутой красавицы)

12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ- Определи тему сказания .

– Как ты понимаешь значение словосочетания золотой батыр! Достаточно ли иметь золотую одежду, чтобы стать золотым джигитом?

– Почему Золотой человек стал символом РК?

13. Д.З. Чтение легенды полностью.

14.Оценивание(с помощью изображения смайлика)

– самооценка и взаимооценка по критерию.

5 – был активен, отвечал на вопросы, хорошо читал

4 – активен, затруднялся в вопросах, хорошо читал

3 – малоактивен, редко отвечал на вопросы, читал не полными словами

Спасибо за урок!

Выставка рисунков на тему «Богатыри» , а так же  представлена литература с информацией о «Золотом человеке» .

Ошейко Н.С. 4 «Б» класс,13.11.2018r. Литературное чтение. Тема: «Сказание о Золотом человеке.»  Казахская легенда.

Цели:

1Образовательные :Обобщить и систематизировать знания учащихся о произведениях УНТ, их особенностях; познакомить с содержанием казахской легенды и провести работу по её содержанию; Урок имеет логическую структуру,

2 Развивающие: Развивать речь, умение анализировать и делать выводы;

продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

3.Воспитательные: Формировать интерес детей к чтению ,расширять кругозор учащихся, умение работать в коллективе.

Структура урока полная, соответствует целям и типу урока. Начало и конец урока организованы. Урок имеет логическую структуру, На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным.  Время на каждом этапе распределено рационально. Темп ведения урока оптимальный. Прослеживается   межпредметная связь с уроками познание мира, казахский язык, музыка.

Методы и приёмы, используемые на уроке, были педагогически оправданы, соответствовали реальным возможностям ученикам  данного класса; оказывали развивающее, коррекционное, воспитательное воздействие. Средства обучения и наглядность исполъзовались адекватно цели и задачам урока. Использование ИКТ,  на уроке, оказывало  воздействие на несколько органов чувств, за счет чего было достигнуто более осознанное и глубокое усвоение материала. Были реализованы принципы: доступности знаний, поэтапного формирования знаний и умений, наглядности, системности, индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. В процессе урока использовалась индивидуальная , групповая  фронтальная  форма работы. Во время урока был соблюден здоровьесберегающий режим: физминутка, упражнения для глаз. Атмосфера урока была деловой, доброжелательной. Дети были активны, им был интересен материал урока. Все что планировалось, было усвоено ребятами, урок поставленной цели достиг.