«Книга – источник знаний»


Дощанова Ж.С.

воспитатель Коммунальное государственное учреждение «Костанайская специальная школа – интернат №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Цели:

·                    расширить кругозор детей;

·                    формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция;

·                    воспитывать уважение к книге, знаниям;

·                    побуждать к чтению;

·                    познакомить с историей создания книг;

·                    уточнить представление учащихся о значении книги  для человека;

Оборудование: выставка книг, высказывания выдающихся людей о книгах, презентация, жетоны.

(Урок состоит из двух частей: информационной и конкурсной.)

 

Ход урока:

1.                  Организационный    момент.

Послушайте загадку,  отгадаете и  узнаете, о чём будет идти речь на классном часе.

1 СЛАЙД

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Тема нашего мероприятия «Книга – источник знаний».

Думаю, все из вас согласятся с этим. Книга- источник знаний, источник мудрости. В ней можно найти ответы на любые вопросы.

 

2.                  Из истории создания книги.

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа.

Существует множество книг: учебники, справочники, энциклопедии, словари, и художественная литература. Есть древние книги, которые были найдены археологами. Из книг мы узнаем много интересного и поучительного.

Сейчас я вам кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня

Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаг, ни, тем более книг. Все рассказы про отважных воинов, все сказки про Луну и Солнце – всё рассказывали вслух.   Но было трудно запомнить самые разные и длинные истории.

История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по –разному пришли к письменности, используя для письма разный материал:  Камень, глину, растения, кожу и т.д

В древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер.

Глиняные книги- самые древние . На ещё мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечки сушили и обжигали в печах.

В древнем Египте книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника. Его разрезали на полосы и высушивали. На них писали палочками, обмакивая их в чернила. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка.

На смену папирусу пришел новый писчий материал –ПЕРГАМЕНТ.  Книги из пергамента выделывали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон.

В Древней Руси книги писали на берёзовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которое продёргивалась тесёмка.

Во втором веке до нашей эры  в Китае изобрели БУМАГУ. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

И вот наконец то в 1440 году Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобрёл первый печатный станок, тем самым открыл новую эру в книжном деле.

На сегодняшний день книги печатают на современном оборудование и выпускают большими тиражами.

 

3.      Конкурс «Знатоки»

А вы, ребята, бережёте книги? Знаете, как обращаться с книгой?

(Ответы детей).

Сейчас мы это проверим!

Игра «Да – нет»

Хочу я вам задать вопрос,
А вы над ним всерьёз подумайте!
Одно из двух; «да» или «нет»- скажите вслух.
Если ответ «да»- поднимите руки вверх и кивните головой,
Если «нет» – вы протянете руки вперед и качаете головой.
Итак, слушайте мои вопросы:

1. Книга боится дождя?
2. Книга любит снег?
3. Книга любит путешествовать в портфеле в библиотеку?
4. Книга боится грязных рук?
5. Закладкой для книг может быть карандаш? Пирожок? Закладка?
6. Книга любит, когда её читают во время еды?
7. Книга любит, когда её разрисовывают или расписывают?
8. Книга боится быть порванной?

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, как обращаться с книгой.

Правила обращения с книгой.

А теперь послушайте правила обращения с книгой  (все ученики получают памятки):

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась – подклей ее.

Книга – ваш друг и помощник. Тому, кто умеет общаться с книгой, она становится добрым собеседником.

А сейчас проведем несколько конкурсов, которые покажут нам знатоков художественных произведений.

 

Конкурс «Отгадай загадку».
Угадать героев сказок, назвать произведение и автора. За   правильный ответ – жетон.

1)      Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

(Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина.)

2)  В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая  на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина.)

3)Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку.

/////

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

(Сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин)

4) Откуда эти строчки?

Загляни-ка ты в кадушку — И увидишь там лягушку,

Загляни-ка ты в ушат –

Тараканы там кишат,

Оттого-то мы от бабы

Убежали как от жабы.

И гуляем по полям,

По болотам, по лугам.

(«Федориино горе» К.И.Чуковский

 

5)      «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!»

6)      «Так ты кусаться, окаянная?- Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А.., а!»      (А.П.Чехов. Хамелеон).

7)      Знайка шел гулять через речку,

Перепрыгнул через овечку.

///У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.    (Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи).

Для 2 ТИПА.

Давайте вспомним детский садик. Какие стихи вы там учили. Я начну, а вы продолжите хором.

1. Уронили Мишку на пол.

Оторвали Мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

 

2. Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу.

Ой, доска качается.

Сейчас я упаду.

 

Дидактическая игра «Кот в мешке»
Ведущая: Знаете ли вы, что значит «купить кота в мешке»? Совершенно верно, это значит купить неизвестно что. Вот и в этой игре вы будете угадывать, что же находится в мешке.

После того, как дети угадают предмет, ведущая достает его из мешка.

Задания:

Об этом овоще говорят: толста и желтокожа, всю жизнь проводит лежа.
Это очень полезный овощ, который украшает собой любой огород.

В одной сказке добрая фея прикоснулась к нему своей волшебной палочкой, и в тот же миг он превратился в золоченную карету. О чем речь? (О тыкве)

Послушайте загадку: чем больше я верчусь, тем больше становлюсь.
Раньше это был необходимый  предмет в домашнем хозяйстве. Без него не обходилась ни одна пряха.

Но однажды одна сказочная принцесса уколола свой пальчик и уснула крепким сном на сто лет. Что это? (веретено)

Хожу брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

В русских народных сказках этот предмет личной гигиены помогает спасаться от

злой Бабы Яги. Если кинуть его через плечо, то на пути перед старой злодейкой в

одно мгновение вырастает густой непроходимый лес. О чем речь?

(О расческе,   гребешке)

4.    Кто так о себе рассказывает?

Там, где губка не осилит,

Не домоет, не домылит.

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю.

Меня однажды Крокодил,

Словно галку, проглотил. (Мочалка)

5.   Что лежит в мешке?

За водой идут — песни звонкие поют.

А назад идут — слезы льют.

И действительно, в одной известной сказке по хозяйскому указу они сами пошли  домой, удивляя весь честной народ. Что же это? (Ведра)

 

Ведущая: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились на отлично.

 

Конкурс «Кто это?»
По портрету назвать фамилию писателя или поэта. За каждый правильный ответ – жетон. Портреты: А.С.Пушкина, И.Крылова,  М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов.

 

Конкурс «Собери пословицу».
Продолжи пословицы и поговорки

Хлеб- всему …(голова)

Яблоко от яблони недалеко…(падает)

Кашу из топора …(не сваришь)

Кашу маслом – ….(не испортишь)

Живет — как сыр в масле …(катается)

Не красна изба углами, а красна ….(пирогами)

Первый блин… (комом)

 

Много есть пословиц о пользе книг и чтения.

Книга поможет в труде,                                          выручит в беде.
Кто много читает,                                                   тот много знает.
С книгой жить –                                                       век не тужить.

Испокон века книга                                                   растит человека.

Книга подобна воде:                                                 пробьёт дорогу везде.
Хорошая книга –                                                       лучший друг.

Золото добывают из земли,                                   а знания из книги.

За каждый правильный ответ – жетон.

 

Конкурс  «Что ты знаешь обо мне?»
Прежде чем книга придёт к вам в дом, её должен кто-то сделать. О том, как делается книга, и будет наша игра.

1.                  Как называется текст какого-нибудь произведения, написанный от руки? (Рукопись.)

2.                  Человек, который пишет стихотворения. (Поэт)

3.                  Человек, пишущий рассказы (Писатель).

4.                  Человек, который редактирует рукопись писателя. (Редактор.)

5.                  Где печатают книгу? (Типография.)

6.                  Кто делает рисунки для книги? (Художник.)

7.                  Как называется прочная одежда для книг? (Переплёт.)

 

9.                  Подведение итогов.

Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек. Он окружен множеством умных и верных друзей. Друзья эти – книги. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы из книги.

Если купишь книгу,

Не бросай на полку-

От нее не будет

Никакого толку.

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый верный,

Самый лучший друг!

В ней стихи и сказки…

Все к твоим услугам!

Береги же книгу,

Стань большим ей другом!

Г. Ладонщиков

Подсчитываются жетоны, полученные учениками при ответах, определяется знаток художественной литературы. Победитель конкурсов получает приз – книгу.