Разработка урока «Методика работы со старшим хором в ДМШ»
Моисеенко Любовь Михайловна
преподаватель специального фортепиано, вокала, хора, концертмейстер ГККП «Детская музыкальная школа» при отделе образования г. Степногорска
Тип урока: групповой
Цель: развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся.
Задачи:
- Привить детям любовь к хоровому пению;
- Сформировать необходимые вокально-хоровые навыки;
- Выработать потребность в систематическом коллективном музицировании.
План урока
- Работа над развитием вокально-хоровых навыков:
- Певческая установка;
- Певческое дыхание;
- Вокально-хоровые упражнения.
- Работа над хоровой звучностью впроизведениях композиторов разных эпох:
- Д. Пергозели «Stabat Mater» (№1);
- Неизвестный автор XVIII в. «Радуйся, Росско Земля»
- Г. Миллер «Серенада лунного света».
В работе со старшим детским хором следует продолжать закреплять и развивать вокально-хоровые навыки, приобретенные на начальном этапе – в младшем хоре.
- Певческая установка
При пении необходимо стоять или сидеть (во время репетиции) прямо, не сутулясь, ноги упираются всей ступней в пол; подбородок не должен быть высоко поднят.
Певческое дыхание
Основа хорошего звука – правильное певческое дыхание. Важную роль в процессе дыхания играют моменты вдоха и выдоха.
Вдох должен быть быстрым, бесшумным (через нос «как будто нюхаешь цветок», или через нос и рот – смешанный). Далее дыхание следует задержать. Задержка организует певческий аппарат детей, способствует одновременному началу пения.
Выдох – длительный, экономный, без толчков.
Хормейстер должен стремиться вырабатывать дыхание у детей, как и у взрослых – грудобрюшное (или костно-абдоминальное), т.е. набирать воздух «не в плечи, а в живот», как будто «поясок наших брюк и юбок станет потуже».
Для ощущения опоры дыхания можно порекомендовать следующее упражнение: вдох – задержка дыхания – выдох на шипящем или свистящем звуке «с», «з» так, чтобы «пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось».
Хормейстеру необходимо самому несколько раз показать, как надо вступать, дышать, снимать звук по руке. В упражнении нужно стремиться к достижению совершенного результата.
Вокально-хоровые упражнения
Цель упражнений – вооружить хоровой коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения, различные по характеру и степени трудности.
Упражнения расширяют диапазон хора, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают вокальную технику (пение в быстром и медленном темпах, «цепное» дыхание и т.д.), направлены на то, чтобы создать в хоре единую манеру пения.
Материал для упражнений должен быть простым, легко запоминаемым и постоянным. В основу должен быть положен хоровой унисон – основа чистого многоголосного пения и двухголосие. Лучше, если работающий с хором сам сочиняет упражнения.
- Упражнения на одном звуке.
Берется одиночный выдержанный звук на примарном тоне (f’- a’).
Добиваться чистоты, ровности, устойчивости. В данном упражнении, одновременно с дыханием, отрабатывается атака звука (мягкая).
- Пение звука на слоги. Вырабатывает единую манеру пения, способствует развитию чистоты и ясности произношения гласных и согласных звуков.
- Упражнение на ровность звука, кантилену.
- Очень полезно для развития дыхания и твердой атаки пение штрихом staccato (в квинту).
- Упражнение для развития дикционной техники. Важно следить за экономными и точными движениями артикуляционного аппарата.
- Развитие диапазона. Движение по звукам мажорного трезвучия.
- Развитие навыка цепного дыхания. Пение мажорной гаммы в унисон, в терцию вверх и вниз.
В работе над вокально-хоровой техникой дирижер не должен стремиться к большому количеству вокальных упражнений. Важно не количество и разнообразие, а последовательное применение приемов, направленное на определенную цель. Даже одну и ту же мелодию можно использовать для разрешения нескольких задач вокально-хоровой техники.
- Работа над хоровой звучностью в произведениях композиторов разных эпох.
Идеал певческого звука и хоровой звучности исторически меняется.
Представления о звучности в эпоху классицизма отличны от представлений романтиков, а современный музыкант и слушатель имеют свои понятия, несхожие со звуковыми идеалами предыдущих эпох. Вместе с этим нам, современникам, поскольку мы обращаемся к музыке разных эпох, нельзя не учитывать требований, предъявляемых к звучности тех или иных направлений.
Д. Перголези (1710-1736). Кантана Stabat Mater (№1)
Творчество Д. Перголези относится к эпохе классицизма. Кантана «Stabat Mater» написана на канонический текст. Литературный перевод первой части с латинского языка следующий: «Обняв крест, стояла безутешная мать, рыдая рядом с распятым сыном».
Данный культовый текст мы воспринимаем как обобщенный образ, рассматриваем понятия добра и зла, человеческой любви, готовность жертвовать собственным сыном во имя спасения человечества.
Качества классической звучности:
Акустическая ясность, тембровая чистота, однородность, отчетливость, изящество, соблюдаемые на «p» и «f»; обязательная умеренность динамической шкалы. Совершенство звука гармонично сочеталось с другими выразительными средствами музыки.
Данная часть – образец сочетания развитого полифонического двухголосия и гомофонно-гармонического стиля.
Обязательное условие исполнения «Stabat Mater» – инструментальность вокальной манеры, гибкость и подвижность голосов, филигранная отточенность штрихов и оттенков.
Кант «Радуйся, Росско Земле» неизвестного автора XVIII в. Принадлежит эпохе русского барокко XVII-XVIII веков, проявившейся в хоровом a’cappell’ном партесном пении.
Данный кант относится к панегирическим («виватам» – приветственным) кантам. Этот жанр был популярен в петровскую эпоху. Канты исполнялись хорами певчих во время празднеств и триумфальных шествий, сопровождаемых пушечной пальбой, фанфарами и колокольным звоном.
Стилевые черты канта:
Куплетная форма, ритмическая четкость и плавность мелодии; трехголосный склад с параллельным движением двух верхних голосов, с развитой нижней партией.
Штрихи исполнения – legato и non legato в сочетании.
Г. Миллер «Серенада лунного света»
В ХХ веке многие композиторы направляли свои творческие устремления на реалистическое отражение действительности. Мне кажется, что в творчестве Г. Миллера реализм сочетается с романтизмом, экспрессионизмом.
Г. Миллер принадлежит к числу выдающихся мастеров джаза, поэтому «Серенада лунного света» имеет такие особенности, как: свобода ритма, свободное дыхание мелодии, импровизационность. В сопровождении широко используются хромотизмы, диссонирующие гармонии, аккорды нетерцового строения.
Во всех трех произведениях, кроме работы над звуком, немалую трудность представляет работа над литературным текстом:
- – «StabatMater» – латинский язык;
- – «Радуйся, Росско Земле» – старославянский язык;
- – «Серенада лунного света» – английский язык.
Работа над хоровым звуком ведется в трех взаимосвязанных направлениях: вокальное развитие хора, работа над хоровым строем, совершенствование хорового ансамбля.
Все другие элементы хоровой звучности (динамика, темпоритм, агогика, тембровая и артикуляционная техника и т.д.) входят той или иной стороной в эти основные направления работы.