Разработка урока «Методика работы со старшим хором в ДМШ»


Моисеенко Любовь Михайловна

преподаватель специального фортепиано, вокала, хора, концертмейстер ГККП «Детская музыкальная школа» при отделе образования г. Степногорска

Тип урока: групповой

Цель: развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся.

Задачи:

  1. Привить детям любовь к хоровому пению;
  2. Сформировать необходимые вокально-хоровые навыки;
  3. Выработать потребность в систематическом коллективном музицировании.

 

План урока

  1. Работа над развитием вокально-хоровых навыков:
  • Певческая установка;
  • Певческое дыхание;
  • Вокально-хоровые упражнения.
  1. Работа над хоровой звучностью впроизведениях композиторов разных эпох:
  • Д. Пергозели «Stabat Mater» (№1);
  • Неизвестный автор XVIII в. «Радуйся, Росско Земля»
  • Г. Миллер «Серенада лунного света».

В работе со старшим детским хором следует продолжать закреплять и развивать вокально-хоровые навыки, приобретенные на начальном этапе – в младшем хоре.

 

  1. Певческая установка

При пении необходимо стоять или сидеть (во время репетиции) прямо, не сутулясь, ноги упираются всей ступней в пол; подбородок не должен быть высоко поднят.

Певческое дыхание

Основа хорошего звука – правильное певческое дыхание. Важную роль в процессе дыхания играют моменты вдоха и выдоха.

    Вдох должен быть быстрым, бесшумным (через нос «как будто нюхаешь цветок», или через нос и рот – смешанный). Далее дыхание следует задержать. Задержка организует певческий аппарат детей, способствует одновременному началу пения.

Выдох – длительный, экономный, без толчков.

Хормейстер должен стремиться вырабатывать дыхание у детей, как и у взрослых – грудобрюшное (или костно-абдоминальное), т.е. набирать воздух «не в плечи, а в живот», как будто «поясок наших брюк и юбок станет потуже».

Для ощущения опоры дыхания можно порекомендовать следующее упражнение: вдох – задержка дыхания – выдох на шипящем или свистящем звуке «с», «з» так, чтобы «пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось».

Хормейстеру необходимо самому несколько раз показать, как надо вступать, дышать, снимать звук по руке. В упражнении нужно стремиться к достижению совершенного результата.

 

Вокально-хоровые упражнения

    Цель упражнений – вооружить хоровой коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения, различные по характеру и степени трудности.

Упражнения расширяют диапазон хора, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают вокальную технику (пение в быстром и медленном темпах, «цепное» дыхание и т.д.), направлены на то, чтобы создать в хоре единую манеру пения.

Материал для упражнений должен быть простым, легко запоминаемым и постоянным. В основу должен быть положен хоровой унисон – основа чистого многоголосного пения и двухголосие. Лучше, если работающий с хором сам сочиняет упражнения.

 

  1. Упражнения на одном звуке.

Берется одиночный выдержанный звук на примарном тоне (f’- a’).

Добиваться чистоты, ровности, устойчивости. В данном упражнении, одновременно с дыханием, отрабатывается атака звука (мягкая).

  1. Пение звука на слоги. Вырабатывает единую манеру пения, способствует развитию чистоты и ясности произношения гласных и согласных звуков.

 

  1. Упражнение на ровность звука, кантилену.
  2. Очень полезно для развития дыхания и твердой атаки пение штрихом staccato (в квинту).

 

  1. Упражнение для развития дикционной техники. Важно следить за экономными и точными движениями артикуляционного аппарата.
  2. Развитие диапазона. Движение по звукам мажорного трезвучия.
  3. Развитие навыка цепного дыхания. Пение мажорной гаммы в унисон, в терцию вверх и вниз.

 

В работе над вокально-хоровой техникой дирижер не должен стремиться к большому количеству вокальных упражнений. Важно не количество и разнообразие, а последовательное применение приемов, направленное на определенную цель. Даже одну и ту же мелодию можно использовать для разрешения нескольких задач вокально-хоровой техники.

 

 

  1. Работа над хоровой звучностью в произведениях композиторов разных эпох.

 

Идеал певческого звука и хоровой звучности исторически меняется.

Представления о звучности в эпоху классицизма отличны от представлений романтиков, а современный музыкант и слушатель имеют свои понятия, несхожие со звуковыми идеалами предыдущих эпох. Вместе с этим нам, современникам, поскольку мы обращаемся к музыке разных эпох, нельзя не учитывать требований, предъявляемых к звучности тех или иных направлений.

 

Д. Перголези (1710-1736). Кантана Stabat Mater (№1)

Творчество Д. Перголези относится к эпохе классицизма. Кантана «Stabat Mater» написана на канонический текст. Литературный перевод первой части с латинского языка следующий: «Обняв крест, стояла безутешная мать, рыдая рядом с распятым сыном».

Данный культовый текст мы воспринимаем как обобщенный образ, рассматриваем понятия добра и зла, человеческой любви, готовность жертвовать собственным сыном во имя спасения человечества.

 

Качества классической звучности:

Акустическая ясность, тембровая чистота, однородность, отчетливость, изящество, соблюдаемые на «p» и «f»; обязательная умеренность динамической шкалы. Совершенство звука гармонично сочеталось с другими выразительными средствами музыки.

Данная часть – образец сочетания развитого полифонического двухголосия и гомофонно-гармонического стиля.

Обязательное условие исполнения «Stabat Mater» – инструментальность вокальной манеры, гибкость и подвижность голосов, филигранная отточенность штрихов и оттенков.

 

 Кант «Радуйся, Росско Земле» неизвестного автора XVIII в. Принадлежит эпохе русского барокко XVII-XVIII веков, проявившейся в хоровом a’cappell’ном партесном пении.

Данный кант относится к панегирическим («виватам» – приветственным) кантам. Этот жанр был популярен в петровскую эпоху. Канты исполнялись хорами певчих во время празднеств и триумфальных шествий, сопровождаемых пушечной пальбой, фанфарами и колокольным звоном.

 

Стилевые черты канта:

Куплетная форма, ритмическая четкость и плавность мелодии; трехголосный склад с параллельным движением двух верхних голосов, с развитой нижней партией.

Штрихи исполнения – legato  и non legato в сочетании.

 

Г. Миллер «Серенада лунного света» 

В ХХ веке многие композиторы направляли свои творческие устремления на реалистическое отражение действительности. Мне кажется, что в творчестве Г. Миллера реализм сочетается с романтизмом, экспрессионизмом.

Г. Миллер принадлежит к числу выдающихся мастеров джаза, поэтому «Серенада лунного света» имеет такие особенности, как: свобода ритма, свободное дыхание мелодии, импровизационность. В сопровождении широко используются хромотизмы, диссонирующие гармонии, аккорды нетерцового строения.

 

Во всех трех произведениях, кроме работы над звуком, немалую трудность представляет работа над литературным текстом:

  • – «StabatMater» – латинский язык;
  • – «Радуйся, Росско Земле» – старославянский язык;
  • – «Серенада лунного света» – английский язык.

 

Работа над хоровым звуком ведется в трех взаимосвязанных направлениях: вокальное развитие хора, работа над хоровым строем, совершенствование хорового ансамбля.

Все другие элементы хоровой звучности (динамика, темпоритм, агогика, тембровая и артикуляционная техника и т.д.) входят той или иной стороной в эти основные направления работы.