Дикие и домашние животные. Повторение.


Набокина Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО

Цели:

– закреплять знания детей о диких и домашних животных, формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных, умения называть детенышей диких и домашних животных, их жилища, чем питаются;

– развивать образное и логическое мышление, устойчивое внимание, наблюдательность, память, речь, воображение, ориентировку в малом пространстве (работа по карточкам);

– воспитывать познавательный интерес, чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к животным.

Формы и методы:
1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2. Наглядный метод
3. Проблемно – поисковый метод.

Оборудование: ручка, простой карандаш, красный карандаш, наглядность, крточки, оценочные листы

Ход урока.

1. Организационный момент.

Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки.

Вправо, влево потянитесь,

И друг другу улыбнитесь

Тихо девочки за парты сели

Тихо мальчики за парты сели

Будем мы сейчас учиться

Это в жизни пригодиться!

Если вам нравится учиться в школе – хлопните!

Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте

правильно, будьте активны и внимательны!

2.Актуализация опорных знаний:

1)Работа с анаграммой
Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? А поможет вам стихотворение:

Они мычат, они рычат,

Они кричат и лают.

Всех нюхают, кусают,

О них здесь каждый знает!

И вообще они нужны

На нашем белом свете

И точно так, как у людей

У них бывают дети.

ЕЫНТОВИЖ

2) Заполнение схемы:

-Согласны ли вы с утверждением: «Животное- живое существо»? Докажите свою точку зрения, заполнив схему. Работайте в паре с соседом по парте. Работа в парах.

-Какими словами дополнили схему?

-К какому выводу вы пришли, работая вместе по схеме?

(Животные питаются, дышат, растут, передвигаются, размножаются, умирают, значит, они являются живыми существами)

3)Перекрёстный опрос.(таблицу для оценивания учащихся)проверка домашнего задания.

1.     Умеют ли животные маскироваться?( да умеют)

2.     Как животные охотятся, как чувствуют приближение врагов и прячутся от них? ( с помощью маскирующей окраски)

3.     Благодаря чему тигр хорошо маскируется? (благодаря своей окраске).

4.     В какое время суток тигр предпочитает охотиться? ( после захода солнца)

5.     Каким образом скунс отпугивает врагов? (своим запахом)

6.     У какого животного между передними и задними лапками есть кожная складка, зачем она ей? (Белки-летяги)

7.     С помощью чего она может менять направления полета? ( с помощью хвоста)

8.     В какое время суток охотится сова? ( в сумерках и ночью)

9.     Что выделяет через кожу жаба? ( едкие вещества)

10.                        Для чего она выделяет едкие вещества? ( так она спасается от врагов).

11.                        Вреден ли яд жаб для человека? (Обычно безвреден, но есть некоторые лягушки очень ядовитые).

12.                        Умеют ли насекомые маскироваться? ( маленькие насекомые тоже умеют маскироваться)

13.                        Как Козодои маскируются? ( они садятся вдоль и так плотно прижимаются к стволику, что различить их очень не легко).

14.                        На что похожи крылья бабочек? ( на листик или цветок)

15.                        На что похожа гусеница?( на сучок или на веточку)

16.                        Какие изменения происходят зимой с зайцем? ( меняет шубку)

17.                        Какой вид ежа проживает на пустынном Устюрте? (редкий вид ежа-длинноиглый)

18.                        С помощью чего он спасается от хищников? ( с помощью длинных иголок)

3.Работа по теме урока. Рассказать про оценочные листы и схему.

1.     Игра «Отгадай, кто это?».

– А теперь немножко поиграем. Я буду вам описывать животного. Называть его основные качества, а вы должны будете назвать это животное и сказать дикое оно или домашнее.(заполнить в таблице)

Бурый, неуклюжий, косолапый

Сторожит, грызёт, лает

Серый, зубастый, страшный

Хитрая, пушистая, рыжая

Мяукает, лакает, царапается

маленький, длинноухий, пугливый

Ржет, бегает, скачет

Мычит, ходит, жуёт

Маленький,  колючий

– Молодцы. Хорошо справились с заданием.

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

-Сегодня на уроке мы поговорим о диких и домашних животных.

Игра « Что изменилось?»            Оценки

2. Кто где живет?

– У каждого животного есть свой домик. Только все эти дома, как вы знаете разные. Ваша задача соединить животное с его жилищем. (индивидуальная работа по карточке)

Кошка – в доме
Собака – в конуре
Овца, коза – в хлеву
Корова – в коровнике
Лошадь – в конюшне
Белка – в дупле
Медведь – в берлоге
Лиса – в норе
Волк – в логове

– Кто строит жилища домашним животным? (Человек строит домашним животным жилища, в котором они могут спрятаться от ветра, холода и дождя.)
– Кто строит жилища диким животным? (Сами себе устраивают жилье.) (запонение таблицы)                                          Оценки

3. Кто чем питается? (игра с мячом).

– Что нужно для того, чтобы жить любому животному? Еда
Лиса ловит мышей и рыбу
Белка собирает орешки и грибы, питается семенами сосны и ели. Любит белочка и ягоды.
Заяц ест капусту и морковку
Медведь питается рыбой, грибами и ягодами
Дикие животные сами добывают себе еду.
А теперь узнаем, чем питаются домашние животные?
Корова ест сено и траву.
Лошадь ест овес, трава, сено.
Собака грызет косточки и ест мясо.
Кошка пьет молоко.

Коза ест сено, веточки ,сухой корм.

 

Лиса мечтает            зайце
Медведь лакомится               медом

Заяц обожает      морковку
Собака любит            косточку

Кошка мечтает          о мышке

Мышка любит           сыр

Белка грызёт  орешки
Корова жуёт   сено
Коза хрустит              капустой

– Домашние животные сами добывают себе еду?(нет)
– Где они берут себе пищу?

– Правильно, их кормит человек.
Вывод:
Дикие животные сами добывают себе пищу, а домашних кормит человек, у которого они живут. (заполнение таблицы)

–А как вы думаете, на какие группы животные делятся по способу питания?

(травоядные, хищники, всеядные).

-Почему животных называют травоядными?

(питаются листьями деревьев и травой). ( Олени, козы, овцы, верблюды, и т.д.)

-Почему животных называют хищниками?

(животные, которые охотятся на других животных). ( Волк, лиса, рысь, барс, тигр и т.д.)

-Каких животных называют всеядными?

(животные, которые питаются и растениями, и животными, называются всеядными). (Еж, медведь, белка и т.д.)

 

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, (шагают на месте)

За природой наблюдали (ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели (тянут вверх руки)

И их лучики согрели. (обнимают себя)

Вдруг на встречу волк идет (крадутся)

Хитро смотрит, спинку гнет (выгибают спинку)

Мы волчишку обхитрим

На носочках побежим (бег на носочках)

Отдохнули, порезвились

И на стулья опустились. (сели)

 

Солнце припекает,
Снег повсюду тает.
Лопаются почки
И растут листочки.
Травка появляется.
Мишка просыпается.
Звери дикие линяют-
Шубы зимние меняют.
Весной родились малыши:
У всех зверей – детеныши.

4. Игра «Кто у кого? ».

– Зимой и весной у животных рождаются детеныши.

– Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?». Соедини и назови.

У лисы – лисёнок, у зайчихи – зайчонок, у бельчихи – бельчонок, у медведицы – медвежонок, у волчицы – волчонок.
У кошки – котенок, у козы – козлёнок, у собаки – щенок, у свиньи – поросёнок, у коровы – телёнок.
Дикие животные сами заботятся о своих детенышах. Защищают и растят их.
А за детенышами домашних животных смотрит человек, следит за их здоровьем и охраняет их. (заполнение таблицы) Оценки

-Для чего человек выращивает домашних животных?

(Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, шерсть, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.)

– А скажите, только ли домашние животные требуют бережного отношения к себе?

– Ребята, а как вы думаете, могут ли домашние животные стать дикими? Когда такое бывает?

– Бывает так, что люди выбрасывают животных на улицу.

– Правильно ли они поступают?

 

«Мы в ответе за тех, кого приручили» (опережающее задание)

Сизов Иван

Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде –
Надежные, примерные,
Они и выручат в беде,
И в дружбе очень верные.

Сулейменов Таир

Берегите животных, любите,

Не бросайте одних никогда!

Чтобы дом вам они согревали,

И любовь вам дарили всегда!

Подведение итогов урока ( по таблице).

Оценки за урок. Выводят итоговую оценку.

Рефлексия.

«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Резервное задание.

Игра «Бывает – не бывает?»
Рыбка грызёт кость?
Тигр ест мясо?
Лошадь ловит мух?
Лев лакает воду?
Собака жуёт жвачку?
Стрекоза ест мясо?
Заяц грызёт кору?
Лягушка лакомится листьями?
Лось ест сено?
Лиса хрустит капустой?