Автоматизация звука «Л»


Попова Наталья Николаевна

учитель – дефектолог первой категории КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО

Цель: проведённого занятия –  автоматизация звука «Л» в разных позициях в отражённой и самостоятельной речи на материале слогов, слов и фраз.

 

Задачи:

1)    различать в речи звук Л;

2)    работать над правильным речевым дыханием для слитного произнесения слов и фраз; активизация мышц губ, языка;

3)    тренировать в произношении звук [Л].

Форма проведения: урок

Место проведения: класс.

Участник: учащяяся 3г класса

 

План занятия:

1.Организационный момент.

ФП:

1).Работа с компьютерной программой PowerPoint.

Какое время года? (Идёт весна. Ярко светит солнце.)

а) работа над  дыханием. Игра «Собери цветы»

б) работа над  речевым дыханием (а__о__у__э__и, аоуэи);

в) работа над речевым дыханием (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10);

г) артикуляционная гимнастика «Качели», «Часики», «Иголочка»,

3)Определение темы занятия: Различение в речи звука «Л»,

а) Работа с профилем.

·        При звуке «Л» есть голос, язык вверху.

б) Прочитай слоги , различай звук «Л»

·        Слоги прямые, обратные, со стечением согласных.

в)     Прочитай слова, различай звук  «Л».

Лампа, лоб, луна, липа.и тд.

г)Прочитай предложение, различай в произношении звук «Л».

Весёлый клоун. Спелое яблоко.

д) Прочитай и запомни скороговорку, различай звуки

Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

2)Работа с текстом.

«Прогулка».

Клава пошла, гулять в еловый лес. Там она увидела пчелу. Пчела села на колокольчик. С колокольчика пчела перелетела на подсолнух. Целый день Клава наблюдала за пчелой.

(Чтение текста учителем, ученик расставляет надстрочные знаки и ударения в тексте).

Дополнительные вопросы:

-Какие ещё цветы со звуком «Л» ты знаешь?

(Ландыш, гладиолус, фиалка, василёк, ромашка, тюльпан, подснежник, роза).

3)Дополни предложение.  (Составь правильно предложения с опорой на картинки и опорные слова).

4)Составь предложение из рассыпных слов  (по опорной    картинке.)

Луша поставила в вазу ландыши .

5) Какой звук мы учились различать и говорить правильно. Скажи кратко.

«Л»

Итог.

-Как ты оценишь свою речь: удовлетворительно, хорошо, отлично.

 

Анализ занятия.

Попова Наталья Николаевна

Индивидуальное занятие

3г. класс

19 апреля 2018г

Место проведения: класс

На занятие была воспитанница Кузьмина Виктория

Диагноз: Н.С. т/у 4ст.

Представленное занятие проведено с ученицей 3 «Г» класса Кузьминой Викторией, потеря слуха  Н.С. Т/У ІV степень,

Использовался СА «Phonak» бинаурально. Рабочее  расстояние 2 м, резервное расстояние до 4 м.

Тема занятия по произношению «Автоматизация звука «Л» в разных позициях». Выбор темы обусловлен данными обследования ребёнка, которые выявили дефекты произношения, отрицательно влияющие на разборчивость речи ребёнка.

 

Цель проведённого занятия – автоматизация звука «Л» в разных позициях в отражённой и самостоятельной речи на материале слогов, слов и фраз.

Реализации цели способствовало решение следующих задач:

·              обучающие:

·              закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Л»

·              упражнять в правильном произнесении звука «Л» в слогах и словах, фразах;

·              закрепить навык выделения  словесного ударения;

·              закрепить правила орфоэпии;

·              закрепить  речевой материал с общеобразовательных уроков (русский язык)

·              коррекционно-развивающие:

·              развивать целостное восприятие, внимание, память;

·              воспитательные:

·  воспитывать у ребёнка стремление говорить красиво, внятно

Структура занятия состояла из следующих этапов:

Организационный момент был представлен в форме диалога учитель – ученик.

Сообщение темы, цели и плана занятия – в форме поставленной перед учеником проблемы, он должен был, опираясь на картинку, самостоятельно назвать тему, что способствовало решению задачи развития мышления ребёнка, формированию умения анализировать. Ученик был ознакомлен с планом деятельности, которой он будет заниматься на занятии, с целью развития целостного восприятия деятельности, которой он будет заниматься.

Переход к основной части занятия осуществлялся посредством актуализации знаний ребенка, в форме работы над профилем произношения звука «Л»

Основная часть работы над произношением состояла из четырёх частей, соблюдающих принцип от простого к сложному:

1. автоматизация звука «Л»  в слогах, словах.

Здесь использовались следующие виды работы:

·              работа над дыханием, голосом.

·              работа артикуляционного   аппарата

·              чтения слогов, слов;

·              называние картинок;

·              дифференциация картинок с называние;

·              группировка и классификация картинок;

·              развитие зрительного восприятия;

·              рядовая речь.

2. автоматизация звука «Л»   в предложениях, использовался метод дополнения предложения, составления предложения.

На каждом этапе были представлены все, кроме письменной, виды речевой деятельности ребёнка (говорение, чтение, слушание).

Каждый этап занятия решал поставленные задачи, направленные на реализацию цели занятия. В результате цель была достигнута. Ребёнок достаточно чисто говорил звуки, работал с интересом, все виды деятельности были ему доступны.

На протяжении урока были задействованы компенсаторные возможности  сохранных  анализаторов, использовался частично-поисковый метод, для стимулирования познавательных процессов. На занятие использовала наглядные, словесные, наглядно-действенные, практические методы.  Используя  различные варианты: прослушивание текста, восприятие его на слух, ответы на вопросы, развивала познавательную активность.  Восприятие на слух и слухозрительно  предложений, для  осознания смыслового содержания и развития речевого слуха.

Используя во время урока специфические приёмы, добивалась развития остаточного слуха и коррекции речи.

V. Итог урока.

На занятии использовались инновационные технологии:

ИКТ;

ауди-визуальная технология;

развивающая;

здоровьесберегающая.