Применение компьютерных технологий на уроках математики


Сосновская Татьяна Васильевна

учитель математики и информатики КГУ «Коррекционная школа-интернат №2

 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО

«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»

А.П.Семёнов

Современные дети живут и развиваются в мире, которым правят информационные технологии. Юные пользователи ПК привыкают, что вся информация в интернете легкодоступна, оперативна, визуализирована и наглядна. Сухой материал, поданный устно, прочитанный в учебнике, больше не может заинтересовать школьников. Учитывая требования времени, педагогу нужно постоянно корректировать свою деятельность, использовать новые  компьютерные программы, тренажеры и прочие вспомогательные средства.  Это поможет  не просто  сделать уроки интересными,  но и добиться решения  ряда актуальных педагогических задач. Речь идет о  создании  оптимальных условий для раскрытия и развития потенциала  учащихся,  формировании у них  самостоятельности и способности к самообразованию.

Для коррекционных учреждений компьютерные  технологии имеют еще большее значение, чем для общеобразовательных школ. Их применение в  процессе обучения позволяет нам сочетать воспитательно-образовательные задачи с коррекционно-развивающими. Детям  с ограниченными возможностями здоровья сложнее усваивать новый материал, что обусловлено, например,  проблемами со слухом, как в нашем случае. Использование же КТ делает информацию более доступной и запоминающейся,  позволяет задействовать наглядно-образные компоненты мышления ребенка.

Стоит сразу оговориться, что применение компьютера на уроках  – не способ облегчить труд педагога. На мой взгляд, это лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный  процесс, повысить мотивацию ученика,  активизировать познавательную деятельность, и увеличить эффективность урока.

В своей педагогической практике я использую компьютерные технологии более пяти лет.  В нашей школе для этого созданы все условия. Мой кабинет на уровне  оснащен техникой: оборудован компьютерами, интерактивной доской, проектором.

Стараюсь применять   компьютеры на любом этапе занятия: при изучении новой темы, закреплении материала, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача состоит в том,  чтобы правильно организовать работу учащихся. Нужно соблюдать баланс между непосредственным общением педагога и ученика и взаимодействием через ПК. Такие комбинированные уроки всегда проходят для детей быстро, не утомляют их, а напротив, повышают интерес к обучению.

По каждой новой теме, обязательно готовлю презентации, которые  позволяют подойти к процессу обучения творчески. Это так же свято, как и написание планов. Ученики всегда ждут  слайд-шоу с большим интересом. Отметила, что информация, увиденная на экране, детьми запоминается лучше, чем та, которую я просто проговорила. Кроме того, за урок удается дать значительно больше материала. Презентации позволяют мне сочетать различные организационные  формы проведения занятий, экономят время на обучение  и дают при этом стабильно высокий результат.        Презентации с анимацией и возможности интерактивной доски особенно помогают не только при актуализации опорных знаний, но и при  проведении  словарной работы, что необходимо для детей с нарушением слуха.  Слайды с правилами орфоэпии,  выведенные на большой экран,  позволяют отрабатывать   правильное произношение, добиваться  развития речи.

В своих презентациях обязательно использую разнообразные способы преподнесения информации: делаю красочные схемы, диаграммы, таблицы, подбираю фотоматериал и рисунки, которые соответствуют интересам учеников  и их возрасту, применяю анимацию, что позволяет удерживать внимание детей на протяжении всего урока.  Большой плюс в том, что презентации можно корректировать и добавлять в них необходимый материал.

Проведение компьютерных тестов – еще один момент урока, который нравится ученикам. Сегодня в помощь педагогу разработаны специальные тестовые оболочки.  В них  можно включать нужные задания и примеры. По каждой теме разрабатываю тестирование при помощи оболочки  «May test»,  которая имеет большой набор различных шаблонов  (с одиночным и множественным выбором, с указанием порядка, с ручным вводом числа или текста, с согласованием).

Среди плюсов компьютерной проверки знаний – получение быстрого результата и объективность оценивания.  Ученикам нравится, что программа сразу же выдает оценку, дети не испытывают  страха перед ожиданием. Конфиденциальность результатов  благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка. Значимо и то, что есть возможность разработать индивидуальные задания по уровням сложности,  учесть  потребности конкретных учеников.

Кроме того разработчики предлагают множество готовых тренажеров. Их можно использовать, как для закрепления полученных знаний, так и для проверки. К примеру,  для развития вычислительных навыков при проведении устного счёта результативно применение  интерактивного тренажёра «Отличник», который дает  возможность оперативно проверять примеры и корректировать результаты их выполнения. Такие тренажёры как DROBovik, fraction, deistvia s deciatichnymy  – незаменимы для отработки навыков действий над обыкновенными и десятичными дробями. Все они неоценимы при закреплении и  контроле знаний,  позволяют  точно оценить уровень усвоения, определить пробелы.

В моей практике тренажёры, заимствованные или же  созданные, охватывают все темы программного материала. Банк разработанных тестов постоянно пополняется.

Основываясь на личном педагогическом опыте, могу отметить, что применение ИКТ позволяет:

ü повысить мотивацию учащихся;

ü осуществлять принципы развивающего обучения;

ü подходить к каждому ученики индивидуально, с учетом уровня его знаний, добиться успешности каждого, использовать для класса дифференцированные задания;

ü проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

ü преподносить материал наглядно, добиваться у учащихся «включения» ассоциативной памяти, образного мышления;

ü использовать большое количество дидактического материала, за счет чего увеличить объём выполняемой на уроке работы;

ü активизировать познавательную  деятельность учащихся, способствовать развитию  математической логики, да и  мышления, в целом;

ü направлять мыслительную деятельность учащихся на поиск  информации, а не на бездумное «поглощение»;

ü улучшить четкость в организации работы класса или группы учащихся.

В целом же, при использовании ИКТ  заметно возрастает качество знаний учеников, к чему стремится каждый педагог. Именно поэтому так важно   увеличивать технический потенциал школ. Чтобы вырастить человека, способного свободно ориентироваться в мире мощного информационного потока, учитель должен шагать в ногу со временем и внедрять в свою практику всё новые и новые методы.