Применение компьютерных технологий на уроках математики
Сосновская Татьяна Васильевна
учитель математики и информатики КГУ «Коррекционная школа-интернат №2
для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО
«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»
А.П.Семёнов
Современные дети живут и развиваются в мире, которым правят информационные технологии. Юные пользователи ПК привыкают, что вся информация в интернете легкодоступна, оперативна, визуализирована и наглядна. Сухой материал, поданный устно, прочитанный в учебнике, больше не может заинтересовать школьников. Учитывая требования времени, педагогу нужно постоянно корректировать свою деятельность, использовать новые компьютерные программы, тренажеры и прочие вспомогательные средства. Это поможет не просто сделать уроки интересными, но и добиться решения ряда актуальных педагогических задач. Речь идет о создании оптимальных условий для раскрытия и развития потенциала учащихся, формировании у них самостоятельности и способности к самообразованию.
Для коррекционных учреждений компьютерные технологии имеют еще большее значение, чем для общеобразовательных школ. Их применение в процессе обучения позволяет нам сочетать воспитательно-образовательные задачи с коррекционно-развивающими. Детям с ограниченными возможностями здоровья сложнее усваивать новый материал, что обусловлено, например, проблемами со слухом, как в нашем случае. Использование же КТ делает информацию более доступной и запоминающейся, позволяет задействовать наглядно-образные компоненты мышления ребенка.
Стоит сразу оговориться, что применение компьютера на уроках – не способ облегчить труд педагога. На мой взгляд, это лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, повысить мотивацию ученика, активизировать познавательную деятельность, и увеличить эффективность урока.
В своей педагогической практике я использую компьютерные технологии более пяти лет. В нашей школе для этого созданы все условия. Мой кабинет на уровне оснащен техникой: оборудован компьютерами, интерактивной доской, проектором.
Стараюсь применять компьютеры на любом этапе занятия: при изучении новой темы, закреплении материала, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся. Нужно соблюдать баланс между непосредственным общением педагога и ученика и взаимодействием через ПК. Такие комбинированные уроки всегда проходят для детей быстро, не утомляют их, а напротив, повышают интерес к обучению.
По каждой новой теме, обязательно готовлю презентации, которые позволяют подойти к процессу обучения творчески. Это так же свято, как и написание планов. Ученики всегда ждут слайд-шоу с большим интересом. Отметила, что информация, увиденная на экране, детьми запоминается лучше, чем та, которую я просто проговорила. Кроме того, за урок удается дать значительно больше материала. Презентации позволяют мне сочетать различные организационные формы проведения занятий, экономят время на обучение и дают при этом стабильно высокий результат. Презентации с анимацией и возможности интерактивной доски особенно помогают не только при актуализации опорных знаний, но и при проведении словарной работы, что необходимо для детей с нарушением слуха. Слайды с правилами орфоэпии, выведенные на большой экран, позволяют отрабатывать правильное произношение, добиваться развития речи.
В своих презентациях обязательно использую разнообразные способы преподнесения информации: делаю красочные схемы, диаграммы, таблицы, подбираю фотоматериал и рисунки, которые соответствуют интересам учеников и их возрасту, применяю анимацию, что позволяет удерживать внимание детей на протяжении всего урока. Большой плюс в том, что презентации можно корректировать и добавлять в них необходимый материал.
Проведение компьютерных тестов – еще один момент урока, который нравится ученикам. Сегодня в помощь педагогу разработаны специальные тестовые оболочки. В них можно включать нужные задания и примеры. По каждой теме разрабатываю тестирование при помощи оболочки «May test», которая имеет большой набор различных шаблонов (с одиночным и множественным выбором, с указанием порядка, с ручным вводом числа или текста, с согласованием).
Среди плюсов компьютерной проверки знаний – получение быстрого результата и объективность оценивания. Ученикам нравится, что программа сразу же выдает оценку, дети не испытывают страха перед ожиданием. Конфиденциальность результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка. Значимо и то, что есть возможность разработать индивидуальные задания по уровням сложности, учесть потребности конкретных учеников.
Кроме того разработчики предлагают множество готовых тренажеров. Их можно использовать, как для закрепления полученных знаний, так и для проверки. К примеру, для развития вычислительных навыков при проведении устного счёта результативно применение интерактивного тренажёра «Отличник», который дает возможность оперативно проверять примеры и корректировать результаты их выполнения. Такие тренажёры как DROBovik, fraction, deistvia s deciatichnymy – незаменимы для отработки навыков действий над обыкновенными и десятичными дробями. Все они неоценимы при закреплении и контроле знаний, позволяют точно оценить уровень усвоения, определить пробелы.
В моей практике тренажёры, заимствованные или же созданные, охватывают все темы программного материала. Банк разработанных тестов постоянно пополняется.
Основываясь на личном педагогическом опыте, могу отметить, что применение ИКТ позволяет:
ü повысить мотивацию учащихся;
ü осуществлять принципы развивающего обучения;
ü подходить к каждому ученики индивидуально, с учетом уровня его знаний, добиться успешности каждого, использовать для класса дифференцированные задания;
ü проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
ü преподносить материал наглядно, добиваться у учащихся «включения» ассоциативной памяти, образного мышления;
ü использовать большое количество дидактического материала, за счет чего увеличить объём выполняемой на уроке работы;
ü активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию математической логики, да и мышления, в целом;
ü направлять мыслительную деятельность учащихся на поиск информации, а не на бездумное «поглощение»;
ü улучшить четкость в организации работы класса или группы учащихся.
В целом же, при использовании ИКТ заметно возрастает качество знаний учеников, к чему стремится каждый педагог. Именно поэтому так важно увеличивать технический потенциал школ. Чтобы вырастить человека, способного свободно ориентироваться в мире мощного информационного потока, учитель должен шагать в ногу со временем и внедрять в свою практику всё новые и новые методы.