Конспект занятия по развитию речи в средней дошкольной группе. Дифференциация звуков С и З.

Шинкарева Наталья Юрьевна

учитель – логопед КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО

Цель:

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Закреплять умение дифференцировать звуки [с] и [з] в словах, фразах, чистоговорках.
  • Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков, и различение их на слух.

 

Коррекцционно – развивающие:

  • Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую мускулатуры, пальчиковую (мелкую) и общую моторику. Развитие звукового анализа и синтеза
  • Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С — З.

 

Коррекцционно – воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
  • Воспитание интереса к играм со звуками и словами;
  • Совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Методы и приёмы: наглядный — работа с мнемотаблицами, игровой – игра с мячом, словесный – чистоговорки, практический – развитие мелкой моторики.

Оборудование:

картинки животных, звуковые символы — звукоподражания, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З , домики с картинками на классификацию предметов по общему признаку, карточки для индивидуальной работы по развитию мелкой моторики.

Ход занятия

Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

— Ребята, мы с вами поздоровались, но теперь нужно познакомиться с нашими гостями. Для этого я, предлагаю  вам поиграть в игру, которая называется: «Назови свое имя ласково» (выполнение упр. с мячом).

Катится веселый мячик быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик, тот ответит сейчас нам.   (Дети называют свои имена ласково)

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в волшебную страну где живут звуки. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными.

Вы готовы отправиться в путешествие?    Да!

— А звуки не любят, когда их произносят нечётко, невнятно и смазано, поэтому подготовим наши язычки к работе проведём гимнастику.

Раздаются индивидуальные зеркала и выполняется артикуляционная гимнастика.

— Ну вот ваши язычки готовы к работе.

— В стране звуков вас встречают две девочки подружки (Звенелочка в зеленом платье и Свистелочка в синем платье)

-Как вы думаете, какой любимый звук у Звенелочки и у Свистелочки? (З и С).

Давайте расскажем девочкам все, что мы знаем о звуках. На какие две группы делятся все звуки?   (Гласные и согласные)

Исполнение хора гласных звуков (на доске схема гласных и согласных звуков)

-Как вы думаете звуки З и С гласные или согласные? Что нам мешает петь эти звуки?

Давайте дадим характеристику этих звуков.

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

А З? — тоже улыбаются и зубы заборчиком.

С — Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки.

З – тоже самое.

 

А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.

Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

(С — Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)

(З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук — ЗВОНКИЙ)

(С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

— Давайте подарим Звенелочке колокольчик.

— Ребята, звуки С и З захотели поиграть с вами в прятки. А где же по-вашему могут прятаться звуки? Конечно же среди других звуков. Сейчас я буду произносить разные звуки и если вы услышите звук С или З, хлопните в ладошки.

Р, С, П, З, Ж, С, Ш, З.

— А теперь задание посложнее, я буду произносить слоги и если вы услышите звуки С и З тоже хлопайте в ладоши.

ПА, СЫ, ЗА, РУ, ШИ, СО, МЫ, ЗУ, ШУ.

Теперь самое трудное задание, вам нужно быть очень внимательными. Я буду говорить разные слова, а вы будете искать в них те же звуки

-сок, мак, рис, кот, сор, дом, зуб, шуба, замок, жаба, коза.

Давайте произнесём чистоговорку с нашими звуками.

СА- ЗА – СА – вот летит оса,(делают взмахи руками)

СА – ЗА- СА — укусила в нос оса, (показывают на нос),

СО – ЗО — СО – стал мой нос как колесо, (делают руками колесо)

СЫ – ЗЫ – СЫ – не боюсь я злой осы.(покачивают головой)

СУ – СУ – СУ — я осу в руке несу.(показывают кулак)

ЗА – СА – ЗА – вот идет коза ,( показывают козу)

ЗЫ – СЫ – ЗЫ — нет нигде козы.(разводят руками)

ЗУ – СУ – ЗУ – я домой веду козу.

— Молодцы! Вы все очень старались и девочкам понравилось как вы произносили их любимые звуки. Но что я слышу? Кажется на улице пошел дождик. (исполняется на металлофоне звук дождя)

Голосовая и пальчиковая гимнастика

Капельки дождя

Зазвенели и запели:

— Кап – кап, тук – тук,

— Кап – кап, тук – тук!

Мы конечно не молчали,

Вместе каплям подражали:

— Кап – кап, тук – тук,

— Кап – кап, тук – тук!

Дети, подражая капели, высоко поют: «кап – кап», низко поют: «тук – тук», прислушиваются к интонации своего голоса.

— Ребята Звенелочка расстроилась потому что не может найти свои зонтики среди других. Она просит вас найти и раскрасить ее зонтики в ее любимый розовый цвет. Она сказала, ручки ее зонтиков повернуты вправо.

Раздаются карточки с зонтиками и розовые карандаши.

Вы молодцы, помогли Звенелочке найти ее зонтики. А давайте посчитаем их. Считать будем так: один розовый зонтик, два розовых зонтика …

Пока мы считали зонтики дождик закончился и на небе появилось солнце. Как можно сказать о солнце? Солнце какое?  (Желтое, большое, яркое, теплое)

Выглянуло солнышко и в стране звуков все животные вышли на улицу, но пока они играли и бегали друг за другом, звери перепутали свои домики.

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают — как?

куда?

Помогите, детвора!

 

Посмотрите эти домики очень похожи друг на друга, не удивительно, что звери их перепутали. Но обратите внимание, на одном из домиков нарисован колокольчик, значит в этом домике живут те животные в названии которых есть звонкий звук З.

(Дети выходят по очереди, выбирают картинку с животным, составляет краткий расказ о животном по мнемотаблице и селит его в нужный домик)

— Ну вот вы и расселили всех животных по домикам. А давайте попробуем разделить на слоги .

Итог занятия