Конспект занятия по развитию речи в средней дошкольной группе. Дифференциация звуков С и З.
Шинкарева Наталья Юрьевна
учитель – логопед КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи» УО ВКО
Цель:
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Закреплять умение дифференцировать звуки [с] и [з] в словах, фразах, чистоговорках.
- Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков, и различение их на слух.
Коррекцционно – развивающие:
- Развивать и совершенствовать артикуляционную, мимическую мускулатуры, пальчиковую (мелкую) и общую моторику. Развитие звукового анализа и синтеза
- Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С – З.
Коррекцционно – воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
- Воспитание интереса к играм со звуками и словами;
- Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Методы и приёмы: наглядный – работа с мнемотаблицами, игровой – игра с мячом, словесный – чистоговорки, практический – развитие мелкой моторики.
Оборудование:
картинки животных, звуковые символы – звукоподражания, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З , домики с картинками на классификацию предметов по общему признаку, карточки для индивидуальной работы по развитию мелкой моторики.
Ход занятия
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
– Ребята, мы с вами поздоровались, но теперь нужно познакомиться с нашими гостями. Для этого я, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Назови свое имя ласково» (выполнение упр. с мячом).
Катится веселый мячик быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик, тот ответит сейчас нам. (Дети называют свои имена ласково)
Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в волшебную страну где живут звуки. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными.
Вы готовы отправиться в путешествие? Да!
– А звуки не любят, когда их произносят нечётко, невнятно и смазано, поэтому подготовим наши язычки к работе проведём гимнастику.
Раздаются индивидуальные зеркала и выполняется артикуляционная гимнастика.
– Ну вот ваши язычки готовы к работе.
– В стране звуков вас встречают две девочки подружки (Звенелочка в зеленом платье и Свистелочка в синем платье)
-Как вы думаете, какой любимый звук у Звенелочки и у Свистелочки? (З и С).
Давайте расскажем девочкам все, что мы знаем о звуках. На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
Исполнение хора гласных звуков (на доске схема гласных и согласных звуков)
-Как вы думаете звуки З и С гласные или согласные? Что нам мешает петь эти звуки?
Давайте дадим характеристику этих звуков.
С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.
А З? – тоже улыбаются и зубы заборчиком.
С – Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки.
З – тоже самое.
А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.
Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?
(С – Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)
(З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук – ЗВОНКИЙ)
(С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)
– Давайте подарим Звенелочке колокольчик.
– Ребята, звуки С и З захотели поиграть с вами в прятки. А где же по-вашему могут прятаться звуки? Конечно же среди других звуков. Сейчас я буду произносить разные звуки и если вы услышите звук С или З, хлопните в ладошки.
Р, С, П, З, Ж, С, Ш, З.
– А теперь задание посложнее, я буду произносить слоги и если вы услышите звуки С и З тоже хлопайте в ладоши.
ПА, СЫ, ЗА, РУ, ШИ, СО, МЫ, ЗУ, ШУ.
– Теперь самое трудное задание, вам нужно быть очень внимательными. Я буду говорить разные слова, а вы будете искать в них те же звуки
-сок, мак, рис, кот, сор, дом, зуб, шуба, замок, жаба, коза.
Давайте произнесём чистоговорку с нашими звуками.
СА- ЗА – СА – вот летит оса,(делают взмахи руками)
СА – ЗА- СА – укусила в нос оса, (показывают на нос),
СО – ЗО – СО – стал мой нос как колесо, (делают руками колесо)
СЫ – ЗЫ – СЫ – не боюсь я злой осы.(покачивают головой)
СУ – СУ – СУ – я осу в руке несу.(показывают кулак)
ЗА – СА – ЗА – вот идет коза ,( показывают козу)
ЗЫ – СЫ – ЗЫ – нет нигде козы.(разводят руками)
ЗУ – СУ – ЗУ – я домой веду козу.
– Молодцы! Вы все очень старались и девочкам понравилось как вы произносили их любимые звуки. Но что я слышу? Кажется на улице пошел дождик. (исполняется на металлофоне звук дождя)
Голосовая и пальчиковая гимнастика
Капельки дождя
Зазвенели и запели:
– Кап – кап, тук – тук,
– Кап – кап, тук – тук!
Мы конечно не молчали,
Вместе каплям подражали:
– Кап – кап, тук – тук,
– Кап – кап, тук – тук!
Дети, подражая капели, высоко поют: «кап – кап», низко поют: «тук – тук», прислушиваются к интонации своего голоса.
– Ребята Звенелочка расстроилась потому что не может найти свои зонтики среди других. Она просит вас найти и раскрасить ее зонтики в ее любимый розовый цвет. Она сказала, ручки ее зонтиков повернуты вправо.
Раздаются карточки с зонтиками и розовые карандаши.
Вы молодцы, помогли Звенелочке найти ее зонтики. А давайте посчитаем их. Считать будем так: один розовый зонтик, два розовых зонтика …
Пока мы считали зонтики дождик закончился и на небе появилось солнце. Как можно сказать о солнце? Солнце какое? (Желтое, большое, яркое, теплое)
Выглянуло солнышко и в стране звуков все животные вышли на улицу, но пока они играли и бегали друг за другом, звери перепутали свои домики.
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают – как?
куда?
Помогите, детвора!
Посмотрите эти домики очень похожи друг на друга, не удивительно, что звери их перепутали. Но обратите внимание, на одном из домиков нарисован колокольчик, значит в этом домике живут те животные в названии которых есть звонкий звук З.
(Дети выходят по очереди, выбирают картинку с животным, составляет краткий расказ о животном по мнемотаблице и селит его в нужный домик)
– Ну вот вы и расселили всех животных по домикам. А давайте попробуем разделить на слоги .
Итог занятия