Статья на тему: «Дуальное обучение в практике образовательных учреждений»


Ивликов Григорий Анатольевич

преподаватель КГУ «Агротехнический колледж № 4, п. Аршалы»

 Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в системе профессионального образования. При приеме на работу представителей бизнеса интересует не столько  формат «знаний» выпускников учебных заведений, сколько их готовность к  осуществлению профессиональной деятельности.

Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь,  требовало  выучки  и у других мастеров.

Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе.

Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции  подготовки  отдельным мастером  ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе  социального партнерства предприятий и профессиональных школ.
Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования  особенно актуальным является практика подготовки  кадров в Германии. Ее истоки  – в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих  в довоенной Германии, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве. [2]

При дуальной целевой подготовке студент приобретает на ранних стадиях обучения определенные профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки  оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии. Помимо всего, будущий специалист при добросовестном труде может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в современных условиях.

Анализ подготовки трудовых ресурсов  в разных  странах показывает, что подготовка  учащихся  к социальным ролям  работника или предпринимателя, компетентного в вопросах  производственных технологий  и взаимодействия с  профессиональной  средой, имеющего навыки предпринимательского и внутрифирменного менеджмента, позволяет формировать креативную личность, способную реализовать новые идеи в рамках избранной профессии.

Необходимо отметить преимущества дуальной системы обучения:

– дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;

– в механизме дуальной системы подготовки  заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

– дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе;

– заинтересованностью руководителей предприятий в принятии на работу подготовленного специалиста как теоретически, так и практически;

– вузы, работая в партнерстве с предприятием, будут учитывать требования работодателей, предъявляемые в будущем у специалистов во время обучения.

– работодатель с первых курсов обучения студента будет иметь возможность дать заявку на будущего своего специалиста, как это делается во многих станах мира.

Широкое применение дуальной системы обучения даст возможность трудоустроиться выпускникам вузов по избранной специальности с одной стороны, а с другой стороны – будет решена проблема того, какие специальности и в каком количестве востребованы на рынке труда.