Постоянный ток
Кисабиев Владимир Салвадиевич
преподаватель спец.дисциплин КГУ «Агротехнический колледж № 4, п. Аршалы»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний (законов последовательного и параллельного соединения, формул работы и мощности тока, закона Ома для участка цепи) и способов деятельности (расчета электрических цепей);
совершенствовать навык решения задач на расчет работы, мощности тока, геометрических размеров проводника, силы тока и напряжения в электрической цепи, на расчет электрических цепей;
совершенствовать вычислительные навыки, навык перевода единиц физических величин в СИ, навык преобразования формул, навык решения задач в общем виде;
создать условия для развития мышления, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы (умение работать во времени, анализировать условие, самоконтроль);
применить дифференцированный подход в обучении;
воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование: карточки для рефлексии, тест, карточки с самостоятельной работой (на каждого ученика); опорная схема урока (на каждую парту).
Ход урока:
- Организационный этап.
Беседа по вопросам.
– Какой раздел физики мы с Вами изучили? (электрические явления)
– Что следует после изучения каждого раздела? (опрос)
– Какова тема и цель нашего урока? (Решение задач по теме «Постоянный ток», ).
– Но, прежде всего, давайте оценим наше настроение, ощущения на начало урока по шкале, которая представлена на карточках, лежащих перед Вами. (См. Приложение №1).
Отложите эти карточки до конца урока.
- 2. Этап проверки домашнего задания.
-Давайте проверим, прежде всего, подготовку к уроку. Отвечаем на вопросы теста. На каждый вопрос 1 правильный ответ. Работаем 9 минут.
(Тест см. в Приложении №2.)
(После того, как дети сдали свои ответы, учитель раздает на каждую парту опорную схему урока.)
– А теперь давайте проверим себя еще раз. Перед Вами ответы к тесту, сравните их со своими ответами. Если возникнут вопросы, постараемся ответить на них.
(Можно предложить взаимопроверку работ.)
- Этап применения знаний на практике.
1) Фронтальное решение задачи.
Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 1 мм2, чтобы при напряжении 34 В сила тока в ней была10 А? (Ответ 200 м).
Решение.
R=, = , R=U/I, = , = (34 B*1мм2)/(0,017Ом*мм2/м * 10 А)= 200 м.
2) Решение задач по вариантам.
Задача на «3» Сила тока в проводнике 4 А, а его сопротивление 10 Ом. Найдите:
А) напряжение на концах проводника.
Б) мощность тока в проводнике.
В) работу тока за 3 минуты.
Решение. U=I*R. U=4 A*10 Ом = 40 В (по закону Ома для участка цепи).
P=I2 * R, P= (4 A)2 * 10 Ом = 160 Вт.
A=I2 * R * t, A= (4 A)2 * 10 Ом * 180 с = 28800 Дж.
На 4 и 5. Найдите общее сопротивление цепи, если сопротивление каждого проводника 30 Ом. (см. рис.) Найдите напряжение и силу тока на каждом проводнике, если показание амперметра 2,8 А, а вольтметра 42 В.
- Этап контроля и самоконтроля.
Самостоятельная работа по вариантам. (Приложение №3)
Выберите вариант по своим умениям.
Ответы.
На три. R=200 Ом, Р=50 Вт, А=6 кДж.
На четыре. S=1 мм2.
На пять. R= 40 Ом, U3 = 12 B, U1 = U2 = 6 B, I1 = I2 = 0,1A, I3 = 0.2 A.
- Этап информации о домашнем задании.
1) Повторить параграфы 48-54, выучить формулы, определения, единицы физических величин, законы.
2) Составить опорный конспект по теме (в качестве примера см. Приложение №4).
В этой схеме Вам нужно выписать все изученные физические величины, формулы, единицы величин, способы их измерения; в этой схеме еще поместите изученные законы. Как, например, здесь. (Учитель демонстрирует Приложение №4.)
- Этап подведения итогов урока. Выставление оценок.
- Этап рефлексии.
Оцените свое самочувствие на конец урока по шкале справа.
Приложение №1
Фамилия, имя
Ваше настроение на начало урока.
Оцените крестиком (плюсом) в таблице слева ваши ощущения, настроение на начало урока.
Оцените крестиком (плюсом) в таблице справа ваши ощущения, настроение на конец урока.
Начало урока | Баллы | Конец урока |
+ | 6 | – |
+ | 5 | – |
+ | 4 | – |
+ | 3 | – |
+ | 2 | – |
+ | 1 | – |
+ | 0 | – |
+ | -1 | – |
+ | -2 | – |
Приложение №2.
Физика 8 Тестовая работа по теме «Постоянный ток».
Вариант 1.
- Величина, равная отношению работы электрического тока ко времени его прохождения
А) напряжение С) сила тока
В) мощность тока Д) электрическое сопротивление - Работа электрического тока обозначается….
А) А В) Q С) Р Д) U - Мощность тока измеряется в…
А) Дж В) Вт С) В Д) А
- Найдите среди перечисленных формул неверную
А) А=I*U*t В) A= I2*R*t
C) A=P*t D) A= U2*R*t - При последовательном соединении проводников на любом участке одинаково..
А) сила тока В) электрическое напряжение
С) электрическое сопротивление Д) мощность
- Найдите работу тока в проводнике при силе тока 2 А и
напряжении 10 В за 2 минуты
А) 40 Дж В) 80 Дж С) 2400 Дж Д) 4800 Дж
- Четыре проводника по 100 Ом соединены параллельно.
Чему равно их общее сопротивление?
А) 25 Ом В) 100 Ом С) 200 Ом Д) 400 Ом
- Сравните мощность тока в проводниках сопротивлением 20 Ом и 50 Ом, соединенных последовательно.
А) мощность больше в проводнике сопротивлением 20 Ом
В) мощность больше в проводнике сопротивлением 50 Ом
С) мощность одинакова
- Два проводника сопротивлением по 10 Ом включают в одну и ту же цепь сначала последовательно, а потом параллельно. В каком случае в цепи выделится большее количество теплоты?
А) при последовательном сопротивлении
В) при параллельном соединении
С) одинаково
Физика 8 Тестовая работа по теме «Постоянный ток».
Вариант 2.
- Величина, равная произведению силы тока, напряжения и времени прохождения тока
А) мощность тока В) работа тока
С) электрический заряд Д) электрическое сопротивление - Мощность тока обозначается…
А) А В) Q C) P D) U - Работа электрического тока измеряется в …
А) Дж В) Вт С) В Д) А - Найдите среди перечисленных формул неверную:
А) Р=I*U B) P=I2*R C) P=A*t D) P=U2/R - При параллельном соединении проводников на любом участке одинаково…
А) сила тока В) электрическое напряжение
С) электрическое сопротивление Д) мощность тока - Найдите мощность тока в проводнике за 1 минуту при силе тока 5 А и
напряжении 10 В - А) 50 Вт В) 300 Вт С) 120 Вт Д) 3 000 Вт
- Три проводника сопротивлением по 30 Ом соединены последовательно. Чему равно их общее сопротивление?
А) 10 Ом В) 30 Ом С) 90 Ом Д) 60 Ом - Сравните мощность тока в проводниках сопротивлением 10 Ом и 20 Ом, соединенных параллельно.
А) мощность больше в проводнике сопротивлением 10 Ом
В) мощность больше в проводнике сопротивлением 20 Ом
С) мощность одинакова
Четыре проводника: медный (ρ=0,017 Ом*мм2/м), железный (ρ=0,1 Ом*мм2/м), никелиновый (ρ=0,4 Ом*мм2/м), нихромовый (ρ=1,1 Ом*мм2/м) одинаковой длины и сечения соединены последовательно. В каком проводнике выделится большее количество теплоты?
А) в медном В) в железном
С) в никелиновом Д) в нихромовом
Приложение №3.
Опорная схема урока.
- Ваше настроение на начало урока.
Оцените крестиком (плюсом) в таблице слева ваши ощущения, настроение на начало урока.
- Проверка домашнего задания.
Ответы к тесту:
1 вариант.
№ задания. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ. | в | а | в | д | а | с | а | в | в |
2 вариант.
№ задания. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ответ. | в | с | а | с | в | а | с | а | д |
- Решаем задачу. Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 1 мм2, чтобы при напряжении 34 В сила тока в ней была10 А? (Ответ 200 м).
- Работаем по вариантам.
На три. Сила тока в проводнике 4 А, а его сопротивление 10 Ом.
Найдите: А) напряжение на концах проводника. Б) мощность тока в проводнике. В) работу тока за 3 минуты. (Ответ: 40 В, 160 Вт, 28800 Дж).
На 4 и 5. Найдите общее сопротивление цепи, если сопротивление каждого проводника 30 Ом. (см. рис.) Найдите напряжение и силу тока на каждом проводнике, если показание амперметра 2,8 А, а вольтметра 42 В.
(Ответы: R=45 Ом. U 2 = U1 = 42 B, U3= 84 B I= I3 = 2,8 A. I1 = I2= 1,4 A).
- 5. Самостоятельная работа.
На три. Сила тока в цепи 0,5 А при напряжении 100 В. Найдите А) сопротивление, Б) мощность тока, В) работу тока за 2 минуты.
На четыре. Найдите площадь поперечного сечения железного проводника длиной 50 м, в котором при напряжении 10 В сила тока была 2 А. (Ответ: 1 мм2)
На пять. Три сопротивлении по 60 Ом каждое включены как показано на рис. Показание амперметра 0,3 А, вольтметра 12В. Найдите:
А) Общее сопротивление.
Б) Силу тока и напряжения на каждом участке.
0,3 А
- Домашнее задание. Повторить параграфы 48-53, составить опорный конспект по теме.
- Ваше настроение на конец урока. Оцените крестиком (плюсом) в таблице справа ваши ощущения, настроение на конец урока.
Приложение № 4.
Работа тока. А = I2* R* t, A= P*t, A= I* U*t, A= U2*t/R.
Мощность тока. P = I2* R, P=A/t, P= I*U, Р= U2/R.
При последовательном соединении проводников (I постоянна), поэтому мощность и количество теплоты больше в том проводнике, где больше сопротивление.
При параллельном соединении (U постоянно) поэтому мощность и количество теплоты больше в том проводнике, где сопротивление меньше.
Список использованной литературы:
1.Кирик Л. А. Физика-8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2002. – 160 с.: ил.
- Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. ср. шк. – 6-е изд., пеоераб. – М.: Просвещение, 1994. – 191 с.: ил.
- Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил.
- Сущенин А. А. Урок повторения и обобщения материала об электрическом токе / Физика в школе №7 2000 г с. 53 (взята опорная схема по теме «Постоянный ток»)