РЕЦЕНЗИЯ №2 от 21.02.2019 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическое пособие «Изодеятельность как фактор развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» логопеда-дефектолога КГУ «Детский дом № 1, г.Акколь

Карп С.В.

Психолого — педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В связи с этим методическое пособие «Изодеятельность как фактор развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» Карп С.В. является своевременным и актуальным.

Следует отметить, что стиль пособия тяготеет к типу таких дидактических средств, которые меньше рассчитаны на пересказательное, репродуктивное усвоение научных и эмпирических сведений.

Заслуживает особого внимания обобщенный практический опыт автора, что нашло свое отражение в представленной системе поэтапной  работы по развитию связной речи, методике исследования  разных видов связных речевых  высказываний от единичной формы до развернутой.

Карп С.В. представлены результаты исследования, которое было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов высказываний – от единичной формы связного высказывания до составления рассказов с элементами собственного творчества. Для выявления уровней форсированности связных высказываний автором использовались модифицированные методики Глухова В.П., Ткаченко Т.А.

Следует отметить, что Карп С.В., на основании полученных результатов, достаточно компетентно разработана система обучения детей с ОНР, рассчитанная на 70 часов, включающая ряд разделов, предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах: составление сопровождающих высказываний в ходе выполняемой работы (комментированное рисование, лепка); воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

Особый интерес на наш взгляд, заслуживает методический материал, который подобран в полном соответствии с разделами и темами программы.   В качестве основной формы работы предложены учебные логопедические занятия, проводимые групповым методом.

Ценным в пособии является квалифицированные выводы автора о включении, внедрении в процесс формирования связной устной речи методов, средств изодеятельности, что способствует сформированности  связной  речи детей, ее развернутости, произвольности, непрерываемости, программированности.

Комплекс поставленных перед авторами задач успешно реализован, что позволяет судить о логической завершенности и научно-методической эффективности предложенного методического пособия. Учитывая актуальность, методическую ценность и соответствие требованиям к публикации данное методическое пособие «Изодеятельность как фактор развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» рекомендуется к изданию.

 

Рецензент:

проректор по воспитательной работе ЕАГИ,

к.п.н., и.о. профессора                                                                  Я.Н. Оспанова