Разработка классного часа «Моя семья – мое богатство»


Усина К.Б.

заместитель директора по воспитательной работе

КГУ «Сергеевская средняя школа Атбасарского района Акмолинской области»

Цели: содействовать расширению знаний школьников о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей  старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения; к обогащению опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: на доске написать задания для групп (незаконченные предложения):

– Идеальные родители – это…

– Идеальные дети – это…

– Идеальная семья – это…

План классного часа

Вступительное слово.

2.     Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм».

3.     Проблемная ситуация «Гадкий ребёнок»

4.     Воспитывающие ситуации.

5.     Работа в группах. Незаконченные предложения.

6.     Заключительное слово (дополнительные задания)

7.     Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа.

1.     Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час – это час общения. Это значит, что мы будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

( Пауза)

Упражнение « Дерево чувств».

У вас на партах лежат разноцветные листочки. Постарайтесь с помощью этих листочков выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Если у вас восторженное настроение, прикрепите к дереву красный листок, радостное, теплое – оранжевый, светлое, приятное – желтый, спокойное – зеленый, грустное – синий, тревожное – фиолетовый, упадок сил, уныние – черный. Спасибо, ваше настроение мы узнали, можем начать наше общение.(слайд2)

Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира только всё начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого « Анна Каренина» начинается знаменитой фразой : « Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (пьянство, бедность, развод родителей, плохие, непослушные дети и т.д.)(слайд 3)

Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.

2.Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?

 

Примерные ответы детей:

– Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.

– Тот, кто считает: «После меня – хоть потоп».

– Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные – ничто.

– Эгоист ни с кем не считается, идёт к своей цели по головам.

Классный руководитель: Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С.Ожегова слово «эгоизм» объясняется так ( читает): «Эгоизм -( от лат. его-я) – это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. ( слайд4)

Эгоист – это человек, который во всём ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как  вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

– Дружить с эгоистом – значит стать его рабом.

– Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя.

– Эгоистам друзья не нужны.

– Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен.

 

– Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

– Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.

– Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.

Классный руководитель. К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада – альтруисты. Альтруизм – это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Примерные ответы детей:

– Альтруизм – это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других.

– Это отказ от своей выгоды, самопожерствование.

– Альтруисты – равнодушные люди, им ничего не надо.

– Это люди с отклонениями, им все по барабану.

– Это верующие люди, монахи, старцы.

– Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.

– Они все прощают, не помнят обид.

Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от латинского alter – другой) – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами». ( слайд 5).

Альтруизм – это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадают нам альтруисты, но по крайней мере одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т.п.)

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок» (слайд 6)

Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все

презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может

быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит:

 

– Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе  во многом отказывала… А у него на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!» Как жить, ума не приложу!»

Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?

(Дети отвечают.)

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан?

Примерные ответы детей:

– Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем, недосыпала ночами, кормила, лечила.

– Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе.

– Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.

– Обязан уважать маму, беречь ее.

– По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.

– Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.

Классный руководитель. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?(слайд 6)

Примерные ответы детей:

– Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлебнуть.

– Когда у него убудут свои дети, он все поймет и попросит прощения у мамы.

– Вырастет, просто у него переходный возраст.

– Вырастет, если перестанет быть эгоистом.

Классный руководитель. А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и пере другими людьми. Эгоизм – это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и останется гадким ребенком.

Энергизатор “Импульс”. (слайд7)

Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние выполним упражнение “Импульс”. Давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки. Передавать “импульс” будем сжатием руки друг другу. “Импульс” отправлять буду я. Итак, начинаем. Я передаю “импульс” тепла. (Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом “импульс”, когда импульс вернётся к ведущему, он вновь его отправляет). Я передаю импульс добра. Я передаю импульс радостного настроения. Я передаю импульс счастья.

Отдохнули, восстановили силы. Продолжаем работать.

IV. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его?  (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)(слайд 8)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь  без правил – все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка – свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и

то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи… Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения? Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации.

Вопросы есть? Начинаем.

… Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось…

(учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)(слайд 9, 10)

№1. «Сынок, вынеси мусор!» – попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)

(Здесь и далее при корректном ответе класс поднимает руки, ученик садится.)

№2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку – совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)

№3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хорошо. Поеду!»)

№4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». (Хорошо. Давай подпишу!»)

№5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» – приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)

№6. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» – попросила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)

№7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» – хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)

Да-а-а! будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания!

(Или: кто не прошел испытания – дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный ответ – «мне».)

Ну теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.

 

V. Работа в группах. Незаконченные предложения (слайд 11)

Классный руководитель. Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа – составит портрет идеальных родителей.

Вторая группа – создаст образ идеального ребенка.

Третья группа – составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на экране (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители – это…

Идеальные дети – это…

Идеальная семья – это…

На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты ответов.)

Послушаем, что же у на получилось.

(учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают у труду, много рассказывают, возятся с детьми и т.п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, желают родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с плохими мальчиками и девочками и т.п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т.п.

Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

А сейчас давайте немного поиграем.

1. Игра «Знаю ли я своих родителей» ( слайд12)

Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своих родителей?». В этой игре участвуют ребята из нашего класса. Я буду задавать вопросы, а вы должны писать ответы на доске. А потом я вам предложу правильные ответы. Мы сравним их и сделаем вывод, хорошо ли вы знаете своих родителей.(слайд 13,14)

1.     Какие цветы у твоей мамы самые любимые?

2.     Какое время года у мамы самое любимое?

3.     Кем мечтала мама стать, когда была такой как ты?

4.     Когда у мамы день рождения?

5. Где родилась ваша мама?

2. Информация о праздновании дни семьи. ( слайд15)

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья.  Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно 15 мая.

Рефлексия настроения: “Дерево чувств”.

Вернемся к “Дереву чувств”, с помощью листочков сообщите: как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Учащиеся на кроне дерева перевешивают листочки).

Классные руководитель. Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители – это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.

7.Подведение итогов (рефлексия) ( слайд16)

Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чём задумались? Что решили?

Примерные ответы детей:

– Разговор полезный, задумалась о своём поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.

– Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.

– Решил, что нужно бороться со своим эгоистом.

– Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни – каждый сам за себя.

– Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.

Спасибо за внимание (слайд 17)