Авторская разработка «Доброта спасет мир»
Габдулина С.Н.
Воспитатель гр. №11
КГУ «Детский дом «Кулыншак»
Цель: Формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения обусловленного в обществе представлениями о Добре и зле.
Задачи: Формировать этические формы поведения в обществе и при общении друг с другом.
Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Тип занятия: показательное занятие.
Форма проведения занятия: открытое занятие в виде инсценировки
Форма организации занятия: коллективная
Методические приемы: изучение сказки «Доброта спасет мир» обыгрывание, распределение ролей, рассказ педагога.
Средства обучения: речь (вопросы-ответы), предметы искусства.
Оснащение занятия: Иллюстрации картинок о добре и зле, костюмы для персонажей, атрибуты для показа сказки, музыкальное сопровождение, показ слайдов.
План занятия:
1.Вступительная часть. .
2.Показ сказки
3.Физкультминутка
4.Рефлексия
Звучит музыка. На сцену выходят добро и зло (танцуют).
Добро: – Здравствуй!
Зло: – Что тебе? Ты что такой веселый?
Добро: – Потому что я Добро и когда делаешь добрые дела, то ты всегда наполнен хорошей энергией. Попробуй и ты.
Зло: – Ты что? Я злоооо. Каждый занимается своим делом. Я наполняюсь энергией когда все ссорятся, дерутся, болеют и страдают.
Добро:- О-о-о, ты что? Людям надо желать только добра и здоровья.
Зло:- Помогает? Ха-ха-ха.
Добро: – Я верю, что помогает.
Зло:- А давай пойдем по свету, посмотрим кто из нас победит и много ли ты зла уменьшишь.
Добро: – Давай пошли!
Продолжают танцевать.
Автор: Прячась в тени доброта о себе не кричала
Скромность вуалью её закрывала лицо.
Просто тихонечко людям она помогала
Добрых жалела и даже порой подлецов
Злоба напротив, взяв наглость себе на подмогу
Лезла вперед через трупы шагая порой
Зло и добро всегда живут по соседству
Вечно друг с другом ведут нескончаемый спор.
В этой битве победителей право не судят.
Правда в том, что есть зло и добро
Середина в ней это мы с вами – люди! (звучит приятная мелодия)
Выбегают дети. Один мальчик сидит на лавочке.
Света: – А у меня сегодня радость! Мне мама купила новое платье. Оно такое красивое, белое с розовыми розочками, просто необыкновенное! (Мечтательно закрывает глаза)
Виталий: – А у меня зато новая рубашка! Вот какая!
Таня:- А мне купили карандаши , яркие и красивые.
Леша:- Что там карандаши? Мне вчера папа купил удочку! Настоящую. Мы с папой поедем на рыбалку.
Никита:- А у меня есть и конструктор, и велосипед, и мяч, и компьютер.
Света: – А ты что молчишь? У тебя нет никакой радости?
Диас: – Есть! Я вижу вас всех и слышу.
Никита: – Тоже мне радость. Мы все видим и слышим.
Диас:- Есть дети, которые не видят, а некоторые не слышат.
Света: – А может у тебя еще радость есть?
Диас:- Да есть. Я вижу солнышко. Я дышу и смотрю на вас.
Виталий:- Врешь ты все! Просто у тебя нет никакой радости, вот ты и выдумываешь всякое.
Все дети смеются.
Таня:- Подождите, ребята! А почему ты так загадочно говоришь?
Никита:- Не обращайте на него внимания. Пойдемте лучше мяч пинать.
Виталик:- Пойдемте.
Света:- Пойдем с нами. (садится рядом с ним).
Диас:- Я не могу. Играйте сами, а я посмотрю и порадуюсь за вас.
Света:- У тебя что-то болит?
Диас: – Да, у меня плохо ходят ноги.
Света:- Почему, как это?
Диас: – Как то раз я шел домой со школы. Смотрю, мальчики в подъезде мучают котенка. Зажали его между дверей лифта и смеются. Я разжал дверь и упал в лифт. После этого я долго лежал в больнице. Врачи много для меня сделали, они спасли мне жизнь, но ноги плохо ходят.
– Но зато котенок остался жить!
Света: – А в школу как ты ходишь?
Диас: – Ко мне приходит учитель и я много читаю.
Приходит мама мальчика, здоровается с девочкой и уводит сына домой.
Света размышляет
– Что я могу сделать для него хорошего?
– Чем ему помочь?
Дети уходят.
Звучит музыка.
Автор: Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому то помогает, твоя доброта
Улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.
Что годы живешь ты не зря.
Второй день.
Мама выводит мальчика и сажает на лавку.
– Сынок, я не задержусь. Ты не скучай.
– Привет!
Света:- Я принесла тебе книжку о животных. Давай почитаем.
Диас:- ООО, спасибо тебе. Меня зовут Диас. А тебя.
Света:- А я Света.
Тут выбегают дети и начинают баловаться.
Света и Диас рассматривают книгу.
– А ты знала, что животные, которые в Красной книге Казахстана, их 120 видов. И все они нуждаются в охране. Они сейчас вымирают. К счастью, многих животных можно спасти, если вовремя принять меры.
Света:- Ты так интересно рассказываешь!
К ним подходит Виталик (прислушивается). Остальные тоже хотят, но Никита им не дает.
Никита:- Не слушайте вы его. Строит из себя умного, лучше попрыгал бы как я могу (прыгает).
Виталик:- А ты что – нибудь можешь рассказать еще?
Диас: – Может немного о истории Казахстана?
Дети:- Давай!
Диас:- Скоро праздник «Наурыз»ребята. Это древнейший праздник, который отмечают многие народы. В 1917 году в России Наурыз праздновали как Новый год. Я люблю этот праздник. Потому что в этот день все радуются , угощают друг друга блюдами. Наурыз – коже, курт, баурсаки. Я все это люблю! А вы, ребята?
Света:- И я. Моя мама очень вкусно готовит Наурыз – коже. В этом году я угощу тебя обязательно!
Диас: – Рахмет тебе!
Потихоньку подходит третий ребенок.
Таня:- А можно с вами посидеть?
Диас: – Конечно, можно. Как тебя зовут?
Таня:- Таня. А мы сегодня в школе на уроке литературы читали «Белый Бим Черное Ухо».
Диас:- Это моя любимая повесть. Я очень люблю животных. Это самый преданный пес, который ждал своего хозяина с больницы. Ему столько пришлось вынести, он жил на улице, был голодный.
Таня:- Да, есть преданные собаки. Они очень умные.
В стороне спорят двое детей.
Леша:- Давай тоже подружимся с ним?
Никита:- Зачем тебе это? Он не бегать, не прыгать, даже ходить не может!
Леша:- Но он рассказывает что – то интересное. Я тоже хочу послушать. Им интересно и весело.
Никита:- А что нам не весело? Мы лучше с мячом поиграем.
Тут мимо проходила бабушка. В руках тяжелая сумка.
Никита бегал так, что задел бабушку, она чуть не упала и из её сумки все выпало.
Мальчики начали смеяться.
Диас: – Ребята, помогите побыстрее.
Дети подбегают, кладут все ей в сумку и провожают.
Бабушка (Карина): – Спасибо вам, внучата. Будьте благословенны за ваши добрые сердца.
Двое продолжают баловаться. Остальные возвращаются.
Диас: – Ребята, как вы думаете, чего на свете больше Добра или Зла?
Таня:- Конечно Добра.
Света:- Я вот вчера помогла перейти дорогу старушке и донесла её сумку. Это же добро?
Диас:- Конечно, ты молодчина!
Таня:- А я кормлю на улице собак, кошек и голубей.
Виталик: – А у нас сосед бизнесмен. Он помогает детским домам и больницам. Я когда вырасту, тоже хочу помогать!
Диас:- Это здорово! Я бы тоже хотел.
Таня:- Диас, а ты ездил на ЭКСПО?
Диас:- Да, ездил. А кто еще ездил?
Света:- И я ездила.
Таня:- А я нет. Что там было интересного?
Света:- Там было столько павильонов. Мы видели африканцев, индийцев, корейцев, немцев. Везде рассказывали о том как беречь энергию. Было так интересно.
Диас:- Да, наш президент Н.А.Назарбаев устроил нашей стране такую выставку. Большой ему рахмет за это.
Диас:- Ребята, а давайте поиграем в города.
Виталик:- А как это?
Диас: -Я называю город в Казахстане, а вы на последнюю букву называете город.
Диас:- Караганда
Света:- Астана
Таня:- Актобе
Виталик:- Ерментау
Диас:- Усть-Каменогорск
Света:- Кокшетау
Таня:- Уральск
Виталик:- Кустанай
Диас:- На «и» не знаю, тогда на «а». Актау
Света:- Уштобе
Таня:- А можно не в Казахстане, а в России? Екатеринбург.
Виталик:- Грозный – это столица Чечни.
Диас:- Ижевск
Света:- Калининград
Таня:- Дели – столица Индии.
Таня:- Так весело! Ты такой умный!
Света:- С тобой так интересно!
Диас:- А вы по утрам делаете зарядку?
Таня:- Ленюсь
Света:- Да!
Виталик:- Не всегда
Диас:- Мне врач сказал, что если делать по утрам зарядку и ещё в течении дня разминать руки, шею и ноги, то я поправлюсь. И вам надо делать зарядку ежедневно, не лениться. Тогда в старости не будут болеть суставы.
Света:- А давайте сейчас немного разомнемся?
Дети:- Давайте.
Света показывает упражнения.
Диас:- Ну правильно. И мне такие же упражнения показывали.
Дети: – Хорошо так стало! Легче.
Диас:- А давайте позовем тех мальчиков.
Таня:- Не надо, они злые.
Диас:- Не бывает злых людей. Просто у них что – то случилось. На зло надо отвечать Добром. А Добро всегда побеждает!
Диас:- Мальчики, пойдемте к нам! Мы сейчас будем играть в интересную игру.
Леша:- Давай пойдем.
Никита:- Ну и иди! Я и один буду играть. Лучше одному прыгать, чем всем вместе сидеть. Что в этом интересного?
Остается один, бубнит себе под нос.
Леша:- А в какую игру поиграем?
Диас:- Предлагайте.
Виталик:- Ну не знаем.
Диас: – Ребята, а вы знаете языки?
Таня:- Я казахский
Света:- Я казахский и немного английский.
Леша: – Я английский и немного казахский .
Диас: – Сейчас проверим. Я называю слова, а вы угадывайте.
Дети:- Давайте.
– Мектеп – школа
– Ана- мама
– Әке – папа
– Мұғалім – учитель
– Алма – яблоко
– Қала –город
– Жақсылық – добро
– Жамандық – зло
Диас:- А теперь на английском?
-Э тейбл – стол
-Э пенсил – ручка
Диас:- Света, давай ты загадывай.
Света:- Тичер- учительница
Скул – школа
Леша:- Можно я теперь?
Диас:- конечно
Леша:- Гейм – игра
Плэй – играть
Никита загрустил, детям весело.
Леша:- А давайте завтра снова встретимся
Виталик:- Диас, я зайду за тобой
Таня:- И я зайду за тобой.
Света:- И я можно?
Диас: -Рахмет вам, ребята. Вы очень добры ко мне.
Приходит мама. Видит ее сын смеется, радуется. У неё из глаз слезы.
– Ребята, я давно не видела своего сына таким веселым и радостным. Ему так не хватало внимания. Приходите завтра к нам в гости. Я испеку вкусный пирог с яблоками.все вместе попьем чай.
Никита прислушивается.
Диас:- И ты приходи! (Добро радуется)
Леша:- Не надо его. Ему бы только прыгать и обзываться. (Зло радуется)
Света:- Он же дразнил тебя, что ты ходить не умеешь. (Зло радуется)
Диас:- Придешь? Я буду ждать. Мы будем ждать, да ребята?
Никита:- А можно? Ты на меня больше не злишься?
Диас:- Нет, не злюсь! Когда ты творишь добро, оно путешествует от человека
к человеку и в назначенный час вернется к тебе.
В это время будет идти дед с палочкой. (еле – еле). Никита подбежит к нему.
Никита:- Дедушка, давайте я вам помогу!
Дедушка:- Давай, давай. Ноги ух, как устали.
Никита:-Пойдемте посидите на лавочке, отдохнете.
Подводит к лавке, все дети здороваются.
Дедушка:- Здравие желаю, деточки!
Света:- Ой, дедушка вы на войне были?
Дедушка:- Дааа, было такое.
Леша:- А расскажите что – нибудь о войне.
Дедушка:- Трудное было время. Ну, слушайте. Из Казахстана пошли воевать 1млн200тыс солдат. Часто казахстанцы попадали на самые опасные участки фронта. Их подвиг оценил сам маршал Советского Союза – Георгий Жуков. Лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и россиянин Григорий Булатов первыми повесили флаг над Рейхстагом. Также и саперы из Казахстана себя проявили геройски.
– Вы знаете героев из Казахстана?
Света:- Я знаю. Алия Молдагулова и Маншук Маметова.
Дедушка:- Дааа, Маншук Маметова – это первая казахская женщина, которая стала ГСС (посмертно). Эта девшка одна отбивалась и уничтожила 70 фашистов.
Леша:- Нуркен Абдиров. Он был летчик и сбил много немецких танков.
Дедушка:- Да, ребятушки. Вы молодцы! Знаете своих героев. Уже скоро 74 годовщина Дня Победы.
– Никогда не забывайте, что для того чтоб вы жили вот так хорошо, чтоб у вас был хлеб на столе, чтоб вы учились многие люди отдали жизнь. Поэтому внучата, мне уже пора. Вы хорошие и добрые ребята! не ссорьтесь никогда! Хорошо?
Дети:- Хорошо!
Все вместе провожают дедушку. Выбегают добро и зло. Танцуют. Зло падает. Добро торжествует.
Автор: (звучит музыка)
Есть такие люди … делают сильнее,
Это как лекарство раненой душе
Добрая улыбка, слово, что нужнее
И тепло по пульсу просится уже
Есть такие люди с теплым, теплым сердцем,
Раскрывают душу и дают войти
Их тепло выходит за пределы герца,
И везет тем очень, кто их смог найти.
Рефлексия
1. О чем был наш рассказ?
2. Что такое добро и зло?
3. Какое чувство не дает нам делать плохие поступки? (совесть)
4. Что такое совесть?
5. Знаете ли вы понятие «Люди с ограниченными возможностями?»
Анализ занятия
Инсценирование прошло интересно. Дети выполняли свои роли с интересом и большой артистичностью. Педагог выступала в роли автора. Эмоциональный настрой был положительный. Цели и задачи занятия были достигнуты. В конце занятия педагогом было рассказано о людях с ограниченными возможностями. О том, что некоторые люди имея степень инвалидности и пороки, ставят перед собой большие цели и достигают их. Некоторые в науке, некоторые в художестве, некоторые в музыке. И поэтому нам здоровым людям надо также ставить цели и стремиться их достичь.
Метки: Авторская разработка «Доброта спасет мир»