Авторская разработка «Доброта спасет мир»

Габдулина С.Н.

Воспитатель гр. №11

КГУ «Детский дом «Кулыншак»

Цель: Формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения обусловленного в обществе представлениями о  Добре и зле.

Задачи: Формировать этические формы поведения в обществе и при общении друг с другом.

Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Тип занятия: показательное занятие.

Форма проведения занятия: открытое занятие в виде инсценировки

Форма организации занятия: коллективная

Методические приемы: изучение сказки «Доброта спасет мир»  обыгрывание, распределение ролей, рассказ педагога.

Средства обучения: речь (вопросы-ответы), предметы искусства.

Оснащение занятия: Иллюстрации картинок о добре и зле, костюмы для персонажей, атрибуты для показа сказки, музыкальное сопровождение, показ слайдов.

План занятия:

1.Вступительная часть. .

2.Показ сказки

3.Физкультминутка

4.Рефлексия

 

Звучит музыка. На сцену выходят добро и зло (танцуют).

Добро:  — Здравствуй!

Зло: — Что тебе? Ты что такой веселый?

Добро: — Потому что я Добро и когда делаешь добрые дела, то ты всегда наполнен хорошей энергией. Попробуй и ты.

Зло: — Ты что? Я злоооо. Каждый занимается своим делом. Я наполняюсь энергией когда все ссорятся, дерутся, болеют и страдают.

Добро:- О-о-о, ты что? Людям надо желать только добра и здоровья.

Зло:- Помогает? Ха-ха-ха.

Добро: — Я верю, что помогает.

Зло:- А давай пойдем по свету, посмотрим кто из нас победит и много ли ты зла уменьшишь.

Добро: — Давай пошли!

Продолжают танцевать.

Автор: Прячась в тени доброта о себе не кричала

Скромность вуалью её закрывала лицо.

Просто тихонечко людям она помогала

Добрых жалела и даже порой подлецов

Злоба напротив, взяв наглость себе на подмогу

Лезла вперед через трупы шагая порой

Зло и добро всегда живут по соседству

Вечно друг с другом ведут нескончаемый спор.

В этой битве победителей право не судят.

Правда в том, что есть зло и добро

Середина в ней это мы с вами – люди! (звучит приятная мелодия)

Выбегают дети. Один мальчик сидит на лавочке.

Света: — А у меня сегодня радость! Мне мама купила новое платье. Оно такое красивое, белое  с розовыми розочками, просто необыкновенное! (Мечтательно закрывает глаза)

Виталий: — А у меня зато новая рубашка! Вот какая!

Таня:- А мне купили карандаши , яркие и красивые.

Леша:- Что там карандаши? Мне вчера папа купил удочку! Настоящую. Мы с папой поедем на рыбалку.

Никита:- А у меня есть и конструктор, и велосипед, и мяч, и компьютер.

Света: — А ты что молчишь? У тебя нет никакой радости?

Диас: — Есть! Я вижу вас всех и слышу.

Никита: — Тоже мне радость. Мы все видим и слышим.

Диас:- Есть дети, которые не видят, а некоторые не слышат.

Света: — А может у тебя еще радость есть?

Диас:- Да есть. Я вижу солнышко. Я дышу и смотрю на вас.

Виталий:- Врешь ты все! Просто у тебя нет никакой радости, вот ты и выдумываешь всякое.

Все дети смеются.

Таня:-  Подождите, ребята! А почему ты так загадочно говоришь?

Никита:- Не обращайте на него внимания. Пойдемте лучше мяч пинать.

Виталик:- Пойдемте.

Света:- Пойдем с нами. (садится рядом с ним).

Диас:- Я не могу. Играйте сами, а я посмотрю и порадуюсь за вас.

Света:- У тебя что-то болит?

Диас: — Да, у меня плохо ходят ноги.

Света:- Почему, как это?

Диас: — Как то раз я шел домой со школы. Смотрю, мальчики в подъезде мучают котенка. Зажали его между дверей лифта и смеются. Я разжал дверь и упал в лифт. После этого я долго лежал  в больнице. Врачи много для меня сделали, они спасли мне жизнь, но ноги плохо ходят.

— Но зато котенок остался жить!

Света: — А в школу как ты ходишь?

Диас: — Ко мне приходит учитель  и  я много читаю.

Приходит мама мальчика, здоровается с девочкой и уводит сына домой.

Света размышляет

— Что я могу сделать для него хорошего?

— Чем ему помочь?

Дети уходят.

Звучит музыка.

Автор: Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

И если кому то помогает, твоя доброта

Улыбка твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.

Что годы живешь ты не зря.

 

 

Второй день.

Мама выводит мальчика и сажает на лавку.

— Сынок, я не задержусь. Ты не скучай.

— Привет!

Света:- Я принесла тебе книжку о животных. Давай почитаем.

Диас:- ООО, спасибо тебе. Меня зовут Диас. А тебя.

Света:-  А я Света.

Тут выбегают дети и начинают баловаться.

Света и Диас рассматривают книгу.

— А ты знала, что  животные, которые в Красной книге  Казахстана, их 120 видов. И все они нуждаются в охране. Они сейчас вымирают. К счастью, многих животных можно спасти, если вовремя принять меры.

Света:-  Ты так интересно рассказываешь!

К ним подходит Виталик  (прислушивается). Остальные тоже хотят, но Никита им не дает.

Никита:- Не слушайте вы его. Строит из себя умного, лучше попрыгал бы как я могу (прыгает).

Виталик:- А ты что – нибудь можешь рассказать еще?

Диас: — Может немного о истории Казахстана?

Дети:- Давай!

Диас:- Скоро праздник «Наурыз»ребята. Это древнейший праздник,  который отмечают многие народы. В 1917 году в России Наурыз праздновали как Новый год. Я люблю этот праздник. Потому что в этот день все радуются , угощают друг друга  блюдами. Наурыз – коже, курт, баурсаки. Я все это люблю! А вы, ребята?

Света:- И я. Моя мама очень вкусно готовит Наурыз – коже. В этом году я угощу тебя обязательно!

Диас: — Рахмет тебе!

Потихоньку подходит третий ребенок.

Таня:- А можно с вами посидеть?

Диас: — Конечно, можно. Как тебя зовут?

Таня:- Таня. А мы сегодня в школе на уроке литературы читали «Белый Бим Черное Ухо».

Диас:- Это моя любимая повесть. Я очень люблю животных. Это самый преданный пес, который ждал своего хозяина с больницы. Ему столько пришлось вынести, он жил на улице, был голодный.

Таня:- Да, есть преданные собаки. Они очень умные.

В стороне спорят двое детей.

Леша:- Давай тоже подружимся с ним?

Никита:-  Зачем тебе это? Он не бегать, не прыгать, даже ходить не может!

Леша:- Но он рассказывает что – то интересное. Я тоже хочу послушать. Им интересно и весело.

Никита:-  А что нам не весело? Мы лучше с мячом поиграем.

Тут мимо проходила бабушка. В руках тяжелая сумка.

Никита бегал так, что задел бабушку, она чуть не упала и из её сумки все выпало.

Мальчики начали смеяться.

Диас: — Ребята, помогите побыстрее.

Дети подбегают, кладут все ей в сумку и провожают.

Бабушка (Карина): — Спасибо вам, внучата. Будьте благословенны за ваши добрые сердца.

Двое продолжают баловаться. Остальные возвращаются.

Диас: — Ребята, как вы думаете, чего на свете больше Добра или Зла?

Таня:- Конечно Добра.

Света:- Я вот вчера помогла перейти дорогу старушке и донесла её сумку. Это же добро?

Диас:- Конечно, ты молодчина!

Таня:- А я кормлю на улице собак, кошек и голубей.

Виталик: — А у нас сосед бизнесмен. Он помогает детским домам и больницам. Я когда вырасту, тоже хочу помогать!

Диас:- Это здорово! Я бы тоже хотел.

Таня:- Диас, а ты ездил на ЭКСПО?

Диас:- Да, ездил. А кто еще ездил?

Света:- И я ездила.

Таня:- А я нет. Что там было интересного?

Света:- Там было столько павильонов. Мы видели африканцев, индийцев, корейцев, немцев. Везде рассказывали о том как беречь энергию. Было так интересно.

Диас:- Да, наш президент Н.А.Назарбаев устроил нашей стране такую выставку. Большой ему рахмет за это.

Диас:- Ребята, а давайте поиграем в города.

Виталик:- А как это?

Диас: -Я называю город в Казахстане, а вы на последнюю букву называете город.

Диас:- Караганда

Света:- Астана

Таня:- Актобе

Виталик:-  Ерментау

Диас:- Усть-Каменогорск

Света:-  Кокшетау

Таня:- Уральск

Виталик:- Кустанай

Диас:- На «и»  не знаю, тогда на «а». Актау

Света:-  Уштобе

Таня:-  А можно не в Казахстане, а в России? Екатеринбург.

Виталик:- Грозный – это столица Чечни.

Диас:- Ижевск

Света:- Калининград

Таня:- Дели – столица Индии.

Таня:- Так весело! Ты такой умный!

Света:- С тобой так интересно!

Диас:- А вы по утрам делаете зарядку?

Таня:- Ленюсь

Света:- Да!

Виталик:- Не всегда

Диас:- Мне врач сказал, что если делать по утрам зарядку и ещё в течении дня разминать руки, шею и ноги, то я поправлюсь. И вам надо делать зарядку ежедневно, не лениться. Тогда в старости не будут болеть суставы.

Света:- А давайте сейчас немного разомнемся?

Дети:- Давайте.

Света показывает упражнения.

Диас:- Ну правильно. И мне такие же упражнения показывали.

Дети: — Хорошо так стало! Легче.

Диас:- А давайте позовем тех мальчиков.

Таня:- Не надо, они злые.

Диас:- Не бывает злых людей. Просто у них что – то случилось. На зло надо отвечать Добром. А Добро всегда побеждает!

Диас:- Мальчики, пойдемте к нам! Мы сейчас будем играть в интересную игру.

Леша:- Давай пойдем.

Никита:- Ну и иди! Я и один буду играть. Лучше одному прыгать,  чем всем вместе сидеть. Что в этом интересного?

Остается один, бубнит себе под нос.

Леша:- А в какую игру поиграем?

Диас:- Предлагайте.

Виталик:- Ну не знаем.

Диас: — Ребята, а вы знаете языки?

Таня:- Я казахский

Света:- Я казахский и немного английский.

Леша: — Я  английский  и немного казахский .

Диас: — Сейчас проверим. Я называю слова, а вы угадывайте.

Дети:- Давайте.

—         Мектеп – школа

—         Ана- мама

—         Әке – папа

—         Мұғалім – учитель

—         Алма – яблоко

—         Қала –город

—         Жақсылық – добро

—         Жамандық – зло

Диас:- А теперь на английском?

-Э тейбл – стол

-Э пенсил – ручка

Диас:- Света, давай ты загадывай.

Света:- Тичер- учительница

Скул – школа

Леша:- Можно я теперь?

Диас:- конечно

Леша:- Гейм – игра

Плэй – играть

Никита загрустил, детям весело.

Леша:- А давайте завтра снова встретимся

Виталик:- Диас, я зайду за тобой

Таня:- И я зайду за тобой.

Света:- И я можно?

Диас: -Рахмет вам, ребята. Вы очень добры ко мне.

Приходит мама. Видит ее сын смеется, радуется. У неё из глаз слезы.

—         Ребята, я давно не видела своего сына таким веселым и радостным. Ему так не хватало внимания. Приходите завтра к нам в гости. Я испеку вкусный пирог  с яблоками.все вместе попьем чай.

Никита прислушивается.

Диас:- И ты приходи! (Добро радуется)

Леша:- Не  надо его. Ему бы только прыгать и обзываться. (Зло радуется)

Света:- Он же дразнил тебя, что ты ходить не умеешь. (Зло радуется)

Диас:- Придешь? Я буду ждать. Мы будем ждать, да ребята?

Никита:- А можно? Ты на меня больше не злишься?

Диас:- Нет, не злюсь! Когда ты творишь добро, оно путешествует от человека

к человеку и в назначенный час вернется к тебе.

В это время будет идти дед с палочкой. (еле – еле). Никита подбежит к нему.

Никита:- Дедушка, давайте я вам помогу!

Дедушка:- Давай, давай. Ноги ух, как устали.

Никита:-Пойдемте посидите на лавочке, отдохнете.

Подводит к лавке, все дети здороваются.

Дедушка:- Здравие желаю, деточки!

Света:- Ой, дедушка вы на войне были?

Дедушка:- Дааа, было такое.

Леша:- А расскажите что – нибудь о войне.

Дедушка:- Трудное было время. Ну, слушайте. Из Казахстана пошли воевать 1млн200тыс солдат. Часто казахстанцы попадали на самые опасные участки фронта. Их подвиг оценил сам маршал Советского Союза – Георгий Жуков. Лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и россиянин Григорий Булатов первыми повесили флаг над Рейхстагом. Также и саперы из Казахстана себя проявили геройски.

—         Вы знаете героев из Казахстана?

Света:- Я знаю. Алия Молдагулова и Маншук Маметова.

Дедушка:- Дааа, Маншук Маметова – это первая казахская женщина, которая стала ГСС (посмертно). Эта девшка одна отбивалась и уничтожила 70 фашистов.

Леша:- Нуркен Абдиров. Он был летчик и сбил много немецких танков.

Дедушка:- Да, ребятушки. Вы молодцы! Знаете своих героев. Уже скоро 74 годовщина Дня Победы.

—         Никогда не забывайте, что для того чтоб вы жили вот так хорошо, чтоб у вас был хлеб на столе, чтоб вы учились многие люди отдали жизнь. Поэтому внучата, мне уже пора. Вы хорошие и добрые ребята!    не ссорьтесь никогда! Хорошо?

Дети:- Хорошо!

Все вместе провожают дедушку. Выбегают добро и зло. Танцуют. Зло падает. Добро торжествует.

Автор: (звучит музыка)

Есть такие люди … делают сильнее,

Это как лекарство раненой душе

Добрая улыбка, слово, что нужнее

И тепло по пульсу просится уже

Есть такие люди с теплым, теплым сердцем,

Раскрывают душу и дают войти

Их тепло выходит за пределы герца,

И везет тем очень, кто их смог найти.

Рефлексия

1.     О чем был наш рассказ?

2.     Что такое добро и зло?

3.     Какое чувство не дает нам делать плохие поступки? (совесть)

4.     Что такое совесть?

5.     Знаете ли вы понятие «Люди с ограниченными возможностями?»

 

Анализ занятия

Инсценирование прошло  интересно. Дети выполняли свои роли с интересом и большой артистичностью. Педагог выступала в роли автора. Эмоциональный настрой был положительный.  Цели и задачи  занятия были достигнуты.  В конце занятия педагогом было рассказано о людях  с ограниченными возможностями. О том, что некоторые люди имея степень инвалидности и пороки, ставят перед собой большие цели и достигают их.  Некоторые в науке, некоторые в художестве, некоторые в музыке. И поэтому нам здоровым людям надо также ставить цели и стремиться их достичь.