Сакральная география Казахстана

Малгажова Данара

КГПУ «Им.У.Султангазина»

Аннотация: В статье проводится анализ  понятия «Сакральная география», в которую входят религиозные и культовые объекты, природные ландшафты, археологические памятники, а также места памяти.

Ключевые слова: Сакральная география, Казахстан, памятники, архитектура, объекты.

 

Глава государства Н. Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил, что первым условием модернизации нового типа – сохранение своей культуры, собственного национального кода: «Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа» [1]. Президент инициировал создание проекта «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география». В основу программы взят список 100 сакральных мест Казахстана национального уровня, который составлен казахстанскими учеными и предоставленный Центром «Сакральный Казахстан» Национального музея РК. В авторской программе отражаются основные вопросы изучения сакральных мест с целью помочь молодому поколению получить более полные и глубокие знания о своей малой Родине через вопросы истории становления и развития, археологические памятники региона, этносоциальную и этнополитическую историю населения, роль и место исторических личностей края, сакральной географии (топонимика, ономастика, лингвистика). Крайне важно, чтобы каждое место святое было таковым для казахстанцев вне зависимости от их места проживания, национальной, религиозной, родовой и прочей принадлежности.

«Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов, – отмечает Глава государства. – …У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции» [2].

Всего насчитывается 185 сакральных объектов Казахстана общенационального значения и более 500 объектов регионального значения, разделенных на несколько категорий. К ним относятся особо почитаемые памятники природного наследия; археологические памятники и средневековые городские центры; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями. Среди включенных названий немало узнаваемые, широко известные в Казахстане и за его пределами памятники: мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, мемориальный комплекс Коркыта-ата, городища Созак, Сарайшык, тюркские культовые комплексы Мерке, Жайсан.

Между тем, учеными опубликовали книгу «Национальные сакральные объекты Казахстана» и энциклопедию «Сакральный Казахстан». В историко-познавательных трудах подробно описаны результаты экспедиций в каждый регион страны [3].

В рамках программы духовного возрождения также предпринимаются различные меры по популяризации нашего культурного наследия во всем мире. Так был создан сборник документальных фильмов о культуре и истории Казахстана. Их представляют на телеканалах «BBC World News», «Discovery», «Viasat history» и «National Geographic».

На сегодня мы имеем единое сакральное пространство, олицетворяющее собой неразрывную связь каждого поколения, каждого периода истории народа Казахстана и государства. Правда, оно до сих пор нами не осмыслено. Поэтому для удобства мы решили разбить список на шесть блоков:

1. Особо почитаемые памятники природного наследия.

Часть их уже находится под охраной государства и рассматривается как местным населением, так и туристами в качестве сакральных объектов. Их легендарные истории гармонично вплетены в мифологическую ткань сакральной географии мирового и локального пространств. К примеру, пещеры в мифологической картине мира связаны с рождающим, плодоносящим началом Земли и поэтому до сих пор воспринимаются как места, где можно обрести здоровье и изменить жизненную стратегию.

2. Археологические и архитектурные памятники.

Они служат в качестве мест поклонения. Это практика достаточно недавняя, и она связана с осмыслением этих объектов местным населением как наследия, доставшегося нам от предков – наследников степного пояса Евразии. Среди объектов, включенных в данную группу, – городища, крепости, петроглифы и, в значительной степени, погребально-поминальные сооружения.

3. Крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства.

Они представляют собой отражение истории становления и развития Казахского государства, Великого Шелкового пояса, а также политической истории Великой Евразийского степи, полной впечатляющих и драматических событий.

4. Религиозные и культовые объекты – места поклонения.

В значительной степени данная группа сакральных объектов связана с феноменом әулие – святых. Охват персонажей включает древние легендарные личности эпохи дотюркского периода, эпохи общетюркского единства и реальные исторические лица позднего средневековья вплоть до конца XIX – начала ХХ века. Каждый из мемориальных памятников связан с конкретным гением места, о котором существуют предания мифологического, исторического и религиозного содержания. Это в том числе Вознесенский кафедральный собор, архитектурно-художественный комплекс «Жаркентская мечеть», храм Христа Спасителя. Каждый из названных архитектурных памятников повествует об истории формирования полиэтничного состава населения (православные славяне, дунгане, уйгуры) современного Казахстана.

5. Сакральные места, связанные с историческими личностями.

Эта группа сакральных мест включает в себя объекты мемориального характера, связанные с легендарными и историческими личностями. В их числе ханы-правители, знаменитые батыры, государственные и политические лидеры партии «Алаш», поэты, ученые, просветители, внесшие важный вклад в дело обретения независимости Казахстана, в развитие его науки, образования и культуры. К примеру, литературно-мемориальный дом Ф.М. Достоевского и мемориальный комплекс Т. Г. Шевченко (1847-1857 гг.) также включены в эту группу, поскольку оба персонажа символизируют такие важные человеческие ценности, как сила духа, свобода и независимость.

6. Сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями.

Сакральные объекты, включенные в этот блок, повествуют о героических сражениях, единстве казахского народа и драматических вехах в истории казахской степи. В свою очередь, современные памятники символизируют качественно новое осмысление истории и культуры Казахстана, его героического и драматического прошлого.

Таким образом, каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, 2017.

2.  Нокрабекова З. Сакральная география страны // Казахстанская правда. – Астана, 2018. – №1. – С.1-3.

3.  Сакральная география Казахстана»: В Казахстане составлен список сакральных мест / Kazakh-tv.kz // https://kazakh-tv.kz/ru/view/modernization-of-public-consciousness/page_190300_