Урок развития речи в 1 классе с ОНР (Общим недоразвитием речи)


Нукушева Ардак Сайкеновна

учитель начальных классов Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 города Павлодара»

Урок развития речи в 1 классе с ОНР (Общим недоразвитием речи)

Цель урока: расширение знаний обучающихся о птицах;

Задачи урока: формирование понятия “зимующие птицы”, знакомство с видами зимующих птиц; развитие активного словаря, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации; воспитание заботливого отношения к птицам; воспитание любви к природе.

Наглядность и оборудование: иллюстрации птиц, сюжетные картинки, смайлики, карточки с заданиями, музыкальный проигрыватель.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

 

I Организационный момент

В школе прозвенел звонок

Начинается урок

Время не теряем

Работать начинаем

Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения

(Красиво сядьте за парты, успокойте дыхание (упражнение «снежинка» ), упражнения (улыбка – трубочка)

 

II Актуализация опорных знаний

1. Вступительная беседа.

– Ребята, кто скажет какое сейчас время года?

– Назовите приметы зимы.

2. Сообщение темы и целей урока. Групповая работа.

У учеников в руках элементы мозаики.  Собирание мозаики «Зимующие птицы».

– У Вас в руках элементы мозаики. Найдите на частях мозаики одинаковые цифры. Сядьте по группам. Соберите мозаику.

– Назовите, кого  вы собрали?

– Чем птицы отличаются от других животных?

– Все ли птицы улетают в теплые края?

– А почему они улетают? (из-за нехватки еды)

– Как назвать этих птиц? ( Зимующие)

Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, которые прилетают к нам зимовать.

3. Запись числа в тетради.

 

III Операционный этап.

 

1.     Знакомство с птицами. Вывешивание на доску иллюстрации и запись в тетради названий.

 

– Сейчас разгадывая загадки, вспомним птиц, которые остаются с нами зимовать.

1) Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей.  Кто это? /Воробей/

2) Живёт в лесу и роще, и около людей.

Грудка – жёлтая, шапочка – чёрная, Белые щёчки.

По ветвям прыгает, очень любит сало. /Синица/

3) Непоседа пёстрая, Птица длинохвостая,  Птица говорливая, Самая болтливая. /Сорока/

4)  Все деревья с интересом  Изучает доктор леса. (Дятел)

5)  Прилетела на базар Громко всем сказала «Кар! » (Ворона)

6) 2) Известно с давних времён,  Что эта птица – почтальон. /Голубь/

– Что общего у этих птиц?

Вывод: Эти птицы зимуют в наших краях и поэтому их называют зимующими.

2.     ФИЗМИНУТКА

3.     Дидактическая игра. «Один – много»

Воробей – воробьи

Голубь – голуби

Сорока – сороки

Синица – синицы

Снегирь – снегири

4.     «Что делают  птицы? » Активизация глаголов по теме (летает, поет, стучит, прыгает, трещит, машет, высиживает, уничтожает, кричит, откладывает, воркует). Запись на доске и в тетради под музыку.

5.     «Найди ошибку» Слушайте внимательно, не ошиблась ли я? Если услышите ошибку, то сразу поднимите руку.

У птиц есть клюв, (зубы), хвост, (руки), туловище…

Тело птиц покрыто (шерстью), перьями…

Птицы умеют скакать, (ползать), летать.

6.     Работа по картине. Работа в паре.

 

– Что нарисовано на картине?

-Зачем девочка пришла к дереву?

– Как называется этот домик? Кормушка (Словарная работа)

Кто на ветке дерева? Воробьи

Кто под кормушкой? Сороки

Кто на стволе дерева? Дятлы

Кто на кормушке? Синицы

Кто летит к кормушке? Вороны

Кто рядом с деревом? Голуби.

 

Подсчет птиц: Воробьи- 6, синицы – 2, сороки – 3, дятлы – 2, вороны – 3, голуби -4.

Составление словосочетаний.

 

IV Рефлексия.

1.     Упражнение «Расскажи-ка». Разложите картинки по порядку.

 

 

 

Послушайте рассказ взрослого и ответьте полными предложениями на вопросы.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замерзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом. Чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

Вопросы:

1.     Какое было время года?

2.     Кого нашли дети в парке на снегу?

3.     Какой был воробышек?

4.     Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

5.     Когда дети выпустили воробышка на волю?

6.     Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

 

 

IV Итог

– Как называют птиц, которые не улетают в тёплые края, а остаются зимовать с нами?

– Как им приходится жить зимой?

– Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Трудно птицам зимовать.

Надо птицам помогать!

Оценивание.

Метки: ,