Урок развития речи в 1 классе с ОНР (Общим недоразвитием речи)
Нукушева Ардак Сайкеновна
учитель начальных классов Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 города Павлодара»
Урок развития речи в 1 классе с ОНР (Общим недоразвитием речи)
Цель урока: расширение знаний обучающихся о птицах;
Задачи урока: формирование понятия “зимующие птицы”, знакомство с видами зимующих птиц; развитие активного словаря, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации; воспитание заботливого отношения к птицам; воспитание любви к природе.
Наглядность и оборудование: иллюстрации птиц, сюжетные картинки, смайлики, карточки с заданиями, музыкальный проигрыватель.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I Организационный момент
В школе прозвенел звонок
Начинается урок
Время не теряем
Работать начинаем
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения
(Красиво сядьте за парты, успокойте дыхание (упражнение «снежинка» ), упражнения (улыбка – трубочка)
II Актуализация опорных знаний
1. Вступительная беседа.
– Ребята, кто скажет какое сейчас время года?
– Назовите приметы зимы.
2. Сообщение темы и целей урока. Групповая работа.
У учеников в руках элементы мозаики. Собирание мозаики «Зимующие птицы».
– У Вас в руках элементы мозаики. Найдите на частях мозаики одинаковые цифры. Сядьте по группам. Соберите мозаику.
– Назовите, кого вы собрали?
– Чем птицы отличаются от других животных?
– Все ли птицы улетают в теплые края?
– А почему они улетают? (из-за нехватки еды)
– Как назвать этих птиц? ( Зимующие)
Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, которые прилетают к нам зимовать.
3. Запись числа в тетради.
III Операционный этап.
1. Знакомство с птицами. Вывешивание на доску иллюстрации и запись в тетради названий.
– Сейчас разгадывая загадки, вспомним птиц, которые остаются с нами зимовать.
1) Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей. Кто это? /Воробей/
2) Живёт в лесу и роще, и около людей.
Грудка – жёлтая, шапочка – чёрная, Белые щёчки.
По ветвям прыгает, очень любит сало. /Синица/
3) Непоседа пёстрая, Птица длинохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. /Сорока/
4) Все деревья с интересом Изучает доктор леса. (Дятел)
5) Прилетела на базар Громко всем сказала «Кар! » (Ворона)
6) 2) Известно с давних времён, Что эта птица – почтальон. /Голубь/
– Что общего у этих птиц?
Вывод: Эти птицы зимуют в наших краях и поэтому их называют зимующими.
2. ФИЗМИНУТКА
3. Дидактическая игра. «Один – много»
Воробей – воробьи
Голубь – голуби
Сорока – сороки
Синица – синицы
Снегирь – снегири
4. «Что делают птицы? » Активизация глаголов по теме (летает, поет, стучит, прыгает, трещит, машет, высиживает, уничтожает, кричит, откладывает, воркует). Запись на доске и в тетради под музыку.
5. «Найди ошибку» Слушайте внимательно, не ошиблась ли я? Если услышите ошибку, то сразу поднимите руку.
У птиц есть клюв, (зубы), хвост, (руки), туловище…
Тело птиц покрыто (шерстью), перьями…
Птицы умеют скакать, (ползать), летать.
6. Работа по картине. Работа в паре.
– Что нарисовано на картине?
-Зачем девочка пришла к дереву?
– Как называется этот домик? Кормушка (Словарная работа)
Кто на ветке дерева? Воробьи
Кто под кормушкой? Сороки
Кто на стволе дерева? Дятлы
Кто на кормушке? Синицы
Кто летит к кормушке? Вороны
Кто рядом с деревом? Голуби.
Подсчет птиц: Воробьи- 6, синицы – 2, сороки – 3, дятлы – 2, вороны – 3, голуби -4.
Составление словосочетаний.
IV Рефлексия.
1. Упражнение «Расскажи-ка». Разложите картинки по порядку.
Послушайте рассказ взрослого и ответьте полными предложениями на вопросы.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замерзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом. Чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.
Вопросы:
1. Какое было время года?
2. Кого нашли дети в парке на снегу?
3. Какой был воробышек?
4. Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
5. Когда дети выпустили воробышка на волю?
6. Что повесили дети зимой в парке? Зачем?
IV Итог
– Как называют птиц, которые не улетают в тёплые края, а остаются зимовать с нами?
– Как им приходится жить зимой?
– Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
Трудно птицам зимовать.
Надо птицам помогать!
Оценивание.
Метки: начальная школа, учитель