Статья – «Экспериментально –исследовательская деятельность в детском саду.»


Волгина Лилия Васильевна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»

            Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова – не рассуждает, чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».

Хочется отметить, что развивающемуся обществу Республики Казахстан нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Сейчас перед педагогами дошкольных учреждений РК стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких – является проектный метод.

Чем заинтересовал нас метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Начиная с 2010-2011 учебного года мы стали внедрять в практику данную технологию по теме «Неизведанное рядом».

 

Цель этой работы : «Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности, интереса к предметам и явлениям окружающей действительности  через проектный метод».

 

Выделили следующие задачи:

1.Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.

2.Формировать собственный познавательный опыт, элементарные научные знания, доступные пониманию дошкольника, навыки детского экспериментирования.

3.Способствовать формированию эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей природе.

 

Данные проведенного мониторинга знаний детей показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно – научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.

Для плодотворной работы по данному направлению был разработан план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы и т.д), различные коллекции (семян,  (хрестоматии, энциклопедии), составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, подобраны видефильмы, дидактические игры поисково- исследовательского содержания ( игры- загадки, игры- путешествия и т.п).

В течении учебного года с детьми, по данному направлению, регулярно проводятся беседы, наблюдения, составление описательных рассказов, игры, экскурсии, опыты, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин, видео- документальных фильмов, рисование, аппликация и т.д.

В условиях детского сада мы используем только элементарные опыты. Их

элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач, они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов- экспериментов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

По характеру мыслительных операций –эксперименты могут быть различными: констатирующие (позволяющие увидеть какое то одно состояние объекта или одно явление), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса), обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.

Особое внимание при проведении опытов и экспериментов, мы уделяем правилам безопасности и вопросам гигиены.

Во время работы над проектами дети узнают много нового и удивительного: о смене дня и ночи, смене времен года, о том, почему опадают листья, почему идет дождь.

На практике мы  убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе  с педагогами родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

По отзывам учителей ( мы проводим работу по преемственности со школой – гимназией №95) , наших воспитанников отличает высокий уровень познавательного развития, что выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

Хочется закончить нашу статью китайским изречением: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»

Список литературы:

1.      Государственный Общеобязательный Стандарт Образования Республики Казахстан.

2.      Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет»

3.      Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз метепке барамыз» (от 5 до 6 лет»

4.      О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Цетинина «Неизведанное рядом» изд: Сфера, 2004

5.      перевод с английского В.Н. Булгакова. «Большая книга увлекательных опытов. Научные игры и головоломки» изд:М;Астрель,2010

6.      Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно» изд: М.2004

Метки: , ,