Статья – «Учим дошкольников – любить природу»


Волгина Лилия Васильевна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»

Три клада у природы есть:

Вода,Земля,воздух,

Три её основы.

Какая бы не грянула беда-

Целы они – все возродиться снова!

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка их привлекают яркие цвета, бабочки, жучки, облака, радуга, лужицы после дождя, пение птиц, падающий хлопьями снег.

Для ребенка всё живое и не живое прекрасно “Близки ему собака и птица, ровня бабочка и цветок в камушке и ракушке он видит братьев”(Янушин Карчак)

Встреча с природой помогают формировать у детей реалистичные знания об окружающем мире, Гуманное отношение к живым существам. Общение с природой положительно влияет на ребенка делая его добрее, мягче, любознательнее.

А мы, взрослые, часто разрушаем это светлое отношение к окружающему нас миру. Нам не приятно видеть как ребенок берёт в руки жучка, паучка, червяка, лягушку, потому что у нас, взрослых, негативное отношения к ним. мы ругаем ребёнка за то, что он погладил на улице кошку или собаку, подбирая к животным “грязные ” слова для  того, чтоб в следующий раз наш ребенок и близко подходил к ним. Мы не думаем, что своим действием отбиваем интерес ребенка, желание пожалеть животное и самим того не замечая, воспитываем негативное отношение к животному. А почему бы нам не вспоминать своё детство? Мы также жалеем и кошек и котят, и собак, ходим в походы, бегаем под дождём, собираем цветы, ягоды, грибы плетем венки из полевых цветов.

А как же тогда приобщать ребенка к окружающему нас животному миру?

Ведь любовь к живому прививать нужно с детства и возможностей для этого очень много и самых разнообразных. Можно использовать с детьми наблюдения живой и неживой природы,

рассматривание картин, иллюстраций, видео файлов. Также использовать совместный труд взрослого и ребенка, игровые ситуации, чтение художественной литературы, беседы на темы о животных, природе, о морях, звездах,

Дети посещающие детские сады учатся многому: ухаживать за растениями в уголке природы ,на огороде, участке, ухаживают за птицами, животными в живом уголке, дежурят по столовой и на занятиях.

Экологическое воспитание детей – это непрерывный, доступный, системный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

Из разделов «Основы экологии», «Ознакомление с окружающим миром», «Естествознание» дети очень много получают интересной для их возраста информации. В дальнейшем делятся своими впечатлениями с родными,с друзьями, на занятиях. Воспитывать симпатию к животным, знакомить с их повадками, образом жизни – один из путей воспитания доброго отношения к ним. Дети еще сами нуждаются в доброте, ласке, внимании, а они готовы отдать свою любовь, доброту, частичку своей души нашим меньшим “братьям”. Поэтому им не надо мешать, а наоборот помочь сохранить эту доброту надолго. Это и будет экологическое воспитание. Прямое общение с живой природой дает ребенку больше представления, чем книги и картинки.

“Любовь к животному миру- это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы. Утрата этих вкусов равносильна утраты счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах”-писал выдающийся Ч. Дарвин.

Но вернемся к экологическому воспитанию нравственности и духовности. В наши дни это самая актуальная тема. Экологическая катастрофа висит человечеством! Исчезают многие виды птиц, животных,

растений, загрязняются озера, реки, моря, здоровье людей под угрозой. Рождаются дети со слабым здоровьем, многие дети и взрослые находятся под наблюдением врачей специалистов,

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ???

Потому что человек потребительски относится к окружающей нас среде, не задумываясь о дальнейших последствиях. Человек практически уничтожает своими руками, то что создавалось годами, веками. Как объяснить людям, что природа и человек-это одно целое, все, что нас окружает создавалось для всего человечества и относиться к ней нужно, как к самому близкому человеку!

Поздно просить и требовать вернуть нам природу такой, какой она была-в чистом виде. Если каждый человек добросовестно, по крупицам, попытается выращивать добро, то возможно!!!Через десятки лет наша природа ответит благодарностью, теплом за возвращенное доверие к людям.

Очень хорошо, что раздел “основы экологии” ввели с младшего дошкольного возраста! Хотя думается, что экологическое воспитание начинается намного раньше. Ведь дети обладают рядом особенностей- восприимчивость, эмоциональность, подражательность, позволяющих очень чувствительно воспринимать природные явления.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам:

-для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;

-для развития нравственных качеств, чувств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир очень нуждается в нашей заботе. Это проявляется в заботе за растениями, обитателями живого уголка работе на участке. Все действия работ сопровождаются объяснениями, рассказами, советами, показом, играми, загадками. Ребенок охотно принимает информацию к сведению и обязательно воспользуется ею в дальнейшем на практике.

Чтобы ребенку раскрыть и привить красоту природы, научить видеть ее, сам взрослый должен уметь жить с любовью к природе в гармонии. Дети очень внимательны к словам, действиям взрослого, отмечают положительное и отрицательное отношение к действиям взрослого. Личный пример взрослого(педагога)формирует отношение ребенка к окружающему.

Если взрослый сломав ветку для того, чтобы отгонять от себя комаров, почему этого нельзя сделать ребенку. И он делает, чтобы сделать себе шпагу отрывая листочки, а бывает, что рядом папа   или мама помогают в этом. Мама сделает замечание, а в ответ-“тетя тоже так делает”.

В дошкольных учреждениях разработано систематическое знакомство с природой на занятиях с использованием различных пособий: картин, иллюстраций макетов птиц, животных.

На занятиях вместе с детьми старшего возраста сочиняем стихи, сказки о природе, животных, птицах, явлениях природе, проводим эксперименты. Детям очень нравиться – идет развитие памяти, речи фантазии логического мышления. используются различные игры, разрезные картинки, пазлы, логические цепочки, загадки, примеры. художественная литература о природе, животных очень глубоко действуют на чувства детей.

Дети стали обыгрывать сценки, сказки, как маленькие артисты используя интонации героев, читать стихи с чувством, понимания смысл произношения. Литературу использовать прежде всего нужно ту, которая рекомендуется программой. Произведения В. Бианки, К. Ушинского, А. Фета. Л. Толстого и др писателей. Произведения этих писателей учат детей сопереживать, радоваться, сочувствовать.

Также используются на занятиях, на прогулках игры, игровые упражнения:”когда это бывает?”, “что, где растет?”, “кто как кричит?”, “что изменилось?”, “угадай на вкус”, “вершки-корешки”,”кто, где живет?” “назови животных”, а также загадки, кубики и т д

На занятиях по музыке также идет знакомство, закрепление с природой. Проводятся развлечения, праздники, тематические занятия на экологические темы, постановки сказок прослушивание музыкальных произведения помогает в этом нам музыкальный руководитель Лазаренко Е.В.,. выставки на тему “времена года,” по ИЗО с использованием различного материала. выставки проходят в д /саду, которые оформляет замечательный педагог по ИЗО Долгих Е А часть работы по экологическому воспитанию у дошкольников возложили на семью.

Семья и д /сад вместе могут решить главную задачу – воспитать всесторонне развитого человека, человека любящего свою родину, близких. Воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями данной проблеме, решаем следующее задачи; раскрыть роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения ребенка к природе.

Установить преемственность в работе с семьёй  искать пути присоединения семьи в процессе ознакомления ребенка с природой.

Решение таких задач могут быть индивидуальными и коллективными.

В работе с родителями проводятся анкетирования, родительские собрания “за круглым столом” беседы, совместные походы в природу; выставки художественной литературы, инсценирование детьми сценок на темы экологии. Например: “на привале в лесу”. Здесь идет закрепление поведения в лесу, что можно и что нельзя делать в природе. знакомим с лекарственными растениями и их применениях. О ядовитых ягодах, грибах,

растениях, с овощами, фруктами о полезном употреблении в пищу.

Экскурсии в природу прогулки по экологической тропе – интересный и полезный разработанный маршрут. Здесь Закрепляем знания, полученные на занятиях, знакомимся с новыми видами растений, учимся замечать красоту пейзажей. эта часть нашей работы, которая ведется в группе старшего дошкольного возраста. Мы хотим воспитать наших детей добрыми, честными, патриотами нашей родины, а главное милые взрослые, с нашей стороны не погасить в маленьком человеке искорку доброты, любви, внимания ко всему окружающему; ведь не зря говорят, что взрослые это “зеркало” и пусть наши дети видят в этом “зеркале” только положительное!

Список литературы:

1.      Государственный Общеобязательный Стандарт Образования Республики Казахстан.

2.      Типовая программа воспитания и обучения детей  дошкольного возраста

3.      Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно» изд: М.2004

:      4..П.Г Саморукова “как Знакомить дошкольников с природой”1978г

5.Марковская М.М “уголок природы вд с”1989г

Метки: , , ,