Конспект ОУД – «Волшебное электричество»


Волгина Лилия Васильевна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»

 

Ұйымдастырылған оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

 

Білім беру салаcы/ Образовательная область: «Познание»

Тақырыбы/Тема: «Волшебное электричество»

Бөлімі  /Раздел: Естествознание

Мақсаты/Цели: * Познакомить детей с природным явлением – вулканом,

причиной его извержения;

*Развивать познавательную активность детей в процессе

самостоятельного выполнения опытов по схеме;

*Поощрять детей за самостоятельное формулирование

выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные

ранее представления и собственные предположения;

*Воспитывать аккуратность, взаимопомощь.

Қостілдік компонент/Билингвальный компонент: -:Қазір қай мезгіл? Какое время года?  Қазір көктем мезгілі.  Время года весна.

Көрнекілер/материалы: картинки с изображением вулканов; карта  мира и

Казахстана; поддоны; картон, клей; сода; уксус; сухая красная краска;

моющая жидкость; листы бумаги; цветные карандаши (для фиксации наблюдений); чайные ложки; пипетка.

 

Қызмет кезеңдері Этапы деятельности Тәрбиешінің    қызметі

Действия воспитателя

Мотивациялық қозғаушылық

Мотивационно-

побудительный

Предлагает  пойти искать весну. Все замечайте и ничего не пропускайте.

-Маленькие ножки идут по дорожке, а большие ноги идут по дороге.

-Маленькие ножки бегут по дорожке, а большие ноги бегут по дороге.

-Маленькие ножки скок-прыг по дорожке.

-А, большие ноги идут по дороге.

Ұйымдастыру – іздестіру

Организационно – поисковый

 

 

        Разминка:

-Қазір қай мезгіл?

-Весна какая?

– Что происходит весной в природе?

* Сегодня у нас ребята с Вами необычное занятие, которое посвящено нашей исследовательской деятельности, но прежде я хочу спросить, как Вы думаете, что такое вулкан?

  –А теперь обратите внимание на стол, на котором стоит макет гор (Дети  изготавливали в течение 2-х недель макет гор из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта и монтажной пены – одна гора с ледником, другая – вулкан, между ними горное озеро.)
 В одной горе у нас вулкан, но он, почему – то у нас оказался не работающим. Может быть, кто – то из  Вас ребята знает, как сделать так чтобы получилось у нас извержение вулкана, и он стал работающим?

 –   А хотите узнать , что такое вулкан и как происходит извержение вулкана?

 –   Я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане. Давайте с вами сядем в кружок поудобнее и будем внимательно слушать.
(Включается спокойная тихая музыка, педагог  рассказывает с интересом, загадочно и эмоционально) 

“Жил на свете царь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”
Понравилась вам легенда? Интересная была? А о чем говорится в легенде? Хорошо!

-Молодцы! А теперь я хочу вам предложить рассмотреть картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее

лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

 – Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

 Верно. А кто знает, как называется эта часть вулкана?

  –  Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

 –  Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из нашей замечательной горы? Давайте пройдем к макету и еще раз внимательно посмотрим на горы и посмотрим, есть ли там кратер?

 – Да конечно, имеется кратер, как и в любых настоящих вулканах. Предлагаю Вам пройти за столы.

Пальчиковая игра “Паучок”

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(“Паучки” ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Молодцы! А теперь я вам предлагаю склеить из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? … Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из – под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Вы случайно не знаете? Хотите узнать?

  – Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком –  Х

– Что он означает? Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
 – Ребята, а давайте попробуем “запустить” наш вулкан, и посмотрим, что у нас получится.

Педагог  готовит раствор и заливает его в “жерло””вулкана макета. Наблюдаем “извержение” вулкана.
 –  Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”. У нас в стране нет вулканов, а вот в России есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России. И пометим значком.

Физминутка

“За столами” И.п.: сидя за столом, руки вниз. 1 – руки через стороны вверх, смотреть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный.
Направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.

 – А давайте мы ребята с вами сейчас нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя по теме “Вулкан”.
Занятие заканчивается выставкой рисунков на доске

Рефлексивтік – түзетушіл

Рефлексивно – корригирующий

Проводит круг расставания:

Предлагает по очереди высказать о том, какой момент занятия  у них вызвал самые лучшие впечатления.

 

Күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:

Нені біледі /Знать:

* Природное явление – вулкан, причину его извержения;

Қандай түсініктерді игерді / Иметь:

*Познавательную активность  в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

Меңгерген дағдылары мен іскерліктері /Уметь:

* формулировать  выводы по итогам эксперимента

Метки: , ,