Консультация для родителей – «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»


Насонова Татьяна Александровна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»

О мелкой моторике в последнее время написано не мало книг и пособий. И это не случайно.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при современном речевом развитии, и особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука ребенка. Значит, систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Так в Китае с давних пор для формирования двигательных навыков пальцев применяют специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. А в Японии – с грецкими орехами. Дети очень любят играть с различными предметами, придумывать для них новое применение. Предлагаем поиграть со своим ребенком в игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Нестандартное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, приучает руку осознанным, точным движениям. тонус, координирует движения пальцев рук.

Предлагаем игры, сделанные своими руками с (зубные щетки, шестигранные карандаши, прищепки, крышки, резинки, и др.).

  1. 1Игры с прищепкамиразвивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель – научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Д/и «Кто что ест?»– развивает внимание, память. Веселую игру можно превратить в обучение, а чтобы дети лучше запомнили материал, игра сопровождается короткими стихами – это позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
  2. Игрыс резинками –развивают мелкую моторику усидчивость, фантазию. Д/и «Подбери грибок». Цель – развитие глазомера, знакомство с понятиями: «большой-маленький», «один-много», закрепление основных цветов. Д/и «Одень резинку на гвоздики» – дети учатся составлять различные геометрические фигуры, развивается фантазия.
  3. Выкладывание из счетных палочек – дети учатся конструировать по образцу, манипулируя мелкими деталями.
  4. Игрыс шестигранными карандашами – позволяют не только разминать пальчики, но и подготавливают руку ребенка к письму. Пальчиковые игры с карандашами также сопровождаются стихами.
  5. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений. Для растирания ладоней можно  зубные щетки и массажные мячики.

Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с предметами, сначала проиграйте ее сюжет сами. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому важно демонстрировать собственную увлеченность игрой. Желаю вам успехов и приятных минут общения с ребенком! Примеры игр:

Игра с крупными бигуди

       Загудел паровозик

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу-чу

Далеко я укачу» Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Игра с прищепками

Гусенок

Вот проснулся,

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

Дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне.(бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог-от большого пальца к мизинцу.)

Игра с зубной щеткой

Массаж

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.(дети растирают зубной щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем

      Игра с резинкой для волос

Пальчики

Я- пальчик первый, я большой!

Указательный- второй!

Третий пальчик- средний!

Четвертый- безымянный!

А пятый мизинчик-

Он самый маленький, румяный! (дети надевают резиночку на каждый на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.)

Игра с шестигранным карандашом

Круги на ладошке

По ладошке круги катаю,

Карандаш не выпускаю!

(дети вращают карандаш всеми пальцами сначала одной, потом другой руки.

Наша задача – в содружестве развивать мелкую моторику рук детей. Только при условии взаимодействия родителей и педагогов детского сада к моменту поступления ребенка в школу у него будет в достаточной степени развита мелкая моторика, а это одно из важных условий готовности ребенка к школьному обучению.

Помните, что все игры проводятся не более 15-20 минут и должны вызывать у ребенка положительные эмоции! Создавайте ситуацию успеха, чтобы ребенок видел, что у него всё получается!

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

      Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика:

  1. Развивает речь, упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
  2. Развивает умение малыша подражатьнам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее пониматьповышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
  3. Учит ребенкаконцентрировать внимание и правильно его распределять.

Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

  1. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать егоречь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможетусилить контроль за своими движениями.
  2. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение дляразвития памяти малыша!
  3. А можно ли с помощью пальчиковых игрразвивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
  4. Ну, и наконец, после всех этих упражненийкисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем восвоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?

Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

  1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр  – это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

– учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

– учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

– учит переключаться с одного движения на другое.

  1. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры – совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.

  1. Упражнения для пальцев динамические.

– развивают точную координацию движений;

– учат сгибать и разгибать пальцы рук;

– учат противопоставлять большой палец остальным.

И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.

Литература:

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999.
  3. Журнал «Здоровье дошкольника» № 4, 2009.