Консультация для родителей – «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Насонова Татьяна Александровна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»
О мелкой моторике в последнее время написано не мало книг и пособий. И это не случайно.
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при современном речевом развитии, и особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука ребенка. Значит, систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.
Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Так в Китае с давних пор для формирования двигательных навыков пальцев применяют специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. А в Японии – с грецкими орехами. Дети очень любят играть с различными предметами, придумывать для них новое применение. Предлагаем поиграть со своим ребенком в игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Нестандартное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, приучает руку осознанным, точным движениям. тонус, координирует движения пальцев рук.
Предлагаем игры, сделанные своими руками с (зубные щетки, шестигранные карандаши, прищепки, крышки, резинки, и др.).
- 1. Игры с прищепками – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель – научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Д/и «Кто что ест?»– развивает внимание, память. Веселую игру можно превратить в обучение, а чтобы дети лучше запомнили материал, игра сопровождается короткими стихами – это позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
- Игрыс резинками –развивают мелкую моторику усидчивость, фантазию. Д/и «Подбери грибок». Цель – развитие глазомера, знакомство с понятиями: «большой-маленький», «один-много», закрепление основных цветов. Д/и «Одень резинку на гвоздики» – дети учатся составлять различные геометрические фигуры, развивается фантазия.
- Выкладывание из счетных палочек – дети учатся конструировать по образцу, манипулируя мелкими деталями.
- Игрыс шестигранными карандашами – позволяют не только разминать пальчики, но и подготавливают руку ребенка к письму. Пальчиковые игры с карандашами также сопровождаются стихами.
- Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений. Для растирания ладоней можно зубные щетки и массажные мячики.
Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с предметами, сначала проиграйте ее сюжет сами. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому важно демонстрировать собственную увлеченность игрой. Желаю вам успехов и приятных минут общения с ребенком! Примеры игр:
Игра с крупными бигуди
Загудел паровозик
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу-чу-чу-чу
Далеко я укачу» Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.
Игра с прищепками
Гусенок
Вот проснулся,
Встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок:
Дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне.(бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог-от большого пальца к мизинцу.)
Игра с зубной щеткой
Массаж
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики.(дети растирают зубной щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем
Игра с резинкой для волос
Пальчики
Я- пальчик первый, я большой!
Указательный- второй!
Третий пальчик- средний!
Четвертый- безымянный!
А пятый мизинчик-
Он самый маленький, румяный! (дети надевают резиночку на каждый на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.)
Игра с шестигранным карандашом
Круги на ладошке
По ладошке круги катаю,
Карандаш не выпускаю!
(дети вращают карандаш всеми пальцами сначала одной, потом другой руки.
Наша задача – в содружестве развивать мелкую моторику рук детей. Только при условии взаимодействия родителей и педагогов детского сада к моменту поступления ребенка в школу у него будет в достаточной степени развита мелкая моторика, а это одно из важных условий готовности ребенка к школьному обучению.
Помните, что все игры проводятся не более 15-20 минут и должны вызывать у ребенка положительные эмоции! Создавайте ситуацию успеха, чтобы ребенок видел, что у него всё получается!
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры.
Пальчиковая гимнастика:
- Развивает речь, упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
- Развивает умение малыша подражатьнам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
- Учит ребенкаконцентрировать внимание и правильно его распределять.
Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
- Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать егоречь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможетусилить контроль за своими движениями.
- В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение дляразвития памяти малыша!
- А можно ли с помощью пальчиковых игрразвивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
- Ну, и наконец, после всех этих упражненийкисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем восвоении навыка письма!
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение. Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.
Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?
Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
- Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр – это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
– учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
– учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
– учит переключаться с одного движения на другое.
- Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры – совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
- Упражнения для пальцев динамические.
– развивают точную координацию движений;
– учат сгибать и разгибать пальцы рук;
– учат противопоставлять большой палец остальным.
И, надеюсь, что полученная информация поможет вам и регулировать «сложность» игр для ребенка, а также найти «любимые» игры разных видов.
Литература:
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999.
- Журнал «Здоровье дошкольника» № 4, 2009.