Статья –«Я познаю мир»

Насонова Татьяна Александровна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

«Познавательная деятельность детей, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Главное — научить детей делать открытия, сформировать у них особые познавательные способности.

По новейшим требованиям педагогики, правила для воспитания нельзя сочинять по
личному усмотрению; их следует брать из природы ребёнка, вникая как в сущность каждой его способности, так и в собственности его обстановки. Вникая в природу ребёнка, находим, что жизнь его проходит:

в игре; в занятиях, где он подражает старшим, взяв для этого тот материал, который у него под руками; в постепенном пробуждении внешних чувств, во внимании к окружающему миру.

Без упражнений детская фантазия быстро скудеет, как в занятиях, так и в играх детей. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе экспериментирования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной деятельности. В процессе экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Это стимулирует ребёнка к поискам новых действий. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль педагога заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Учить ли детей делать открытия? Как это сделать, чтобы обучение учитывало природу ребёнка, способствовало его развитию? Начинать следует с того что больше всего вызывает у них интерес, просто присмотреться к тому, к чему тянет детей

Например, по отношению к цветку ребенок не подозревает, что растения можно разделить  по родам и видам и что в этом люди находят своего рода прелесть: их мало интересует физиология растений. Но, тем не менее, ему нравится большой яркий цветок махровой фиалки. Следовательно, прежде всего его интересует форма и цвет. Вот и укажите на форму и цвет тех цветов, которые он чаще всего встречает. Показывая ребенку на предмет, воспитатель никогда не должен сухо излагать только его внешние признаки, а привести его в живую связь с другими явлениями природы и в особенности с жизнью человека. Чтобы мысль была более деятельной, мы приучаем ребенка делать наблюдения не столько по указанию педагога, сколько производя самостоятельные опыты над предметами: пусть он сам вырастит цветок, который потом опишет, сам держит у себя какое-нибудь насекомое или другое животное, чтобы подмечать его свойства. Опыты часто не удаются, результаты добываешь весьма медленным путем, — вот тут-то вырабатывается усидчивость, постоянная деятельность мысли. Дети, веденные по вышеуказанному способу самостоятельно и совершенно естественно знакомятся со множеством признаков каждого предмета. они сами делают выводы из этой массы частных наблюдений, которые они сделали дома.

Посадите в банку стрекозу, положите ей несколько листиков, пускайте ей маленьких насекомых. Смотрите, как она будет их ловить. В светлой банке ребенку удобно будет рассмотреть сложные челюсти стрекозы. Смотрите, как она ест.

Возьмите увядающий цветок и, если хотите его оживить, опустите треть длины его стебля в кипяток. Когда вода начнет остывать, цветок оживет. После этого тотчас выньте его из этой воды, отрежьте прочь обваренный конец, а цветок поставьте в свежую воду.

Налейте до краев стакан воды и накройте его толстой бумагой или папкой; но так как при этом нужно, чтобы в стакан не попадал воздух, смочите сначала папку и, когда накроете ею стакан, притисните ее еще тарелкой или рукой, чтобы папка легла на стакан как можно крепче; потом быстро переверните стакан вверх дном, придерживая папку, а после этого отымите прочь вашу руку. Теперь бумага так плотно прилегла к стакану, что, несмотря на тяжесть воды, которая на нее давит, бумажная крышка не отстает и вода не проливается. Отчего держится бумага? Воздух не проходит в стакан, между тем наружный воздух так сильно напирает на бумажное дно, что поддерживает воду, которая в стакане.

Налейте стакан воды до самых краев и так двигайте его по столу; когда вы перестанете двигать стакан, движение в нем будет продолжаться само собою еще несколько времени. Отчего происходит движение в стакане, когда вы уже более не двигаете его? Оттого, что все тела, будь они твердые или жидкие, раз получив толчок, сохраняют на некоторое время, сообщенное им движение. перестанете двигать стакан, движение в нем будет продолжаться само собою еще несколько времени.

Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи   закономерности в окружающем мире.  Опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в   природную среду и наоборот.

Опыты и эксперименты можно организовать дома.

При организации занятий по опытно — исследовательской работе с детьми, необходимо соблюдать определенные правила.

Самое главное – подходите к этой работе творчески.

Для этого:

1.     Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.

2.     Не сдерживайте инициативы детей.

3.     Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4.     Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5.     Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в
магазине…). Именно поэтому, старались  привлекатьродителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:

❖            Папки-передвижки

❖            Беседы, в том числе индивидуальные

❖            «Семейные встречи»

❖            Тематические консультации

Нацеливали родителей на то, что любознательность — это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю»

 

Библиография

1.    Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

2.    Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 — №4

3.    Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

4.    Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004

5.    Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2004.

6.    Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

7.    Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

8.    Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ  №2 г. Мичуринска  Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

9.    Материалы Интернет-сайтов