Консультация для педагогов- Приёмы активизации умственной деятельности детей в детском саду»


Казакова Оксана Алексеевна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»

Приёмы  активизации  умственной  деятельности детей на современном  этапе (развитие словесно-логического мышления).

Большой минус в работе с детьми – плохая речь детей, ограничен словарный  запас. Психологи  и педагоги  утверждают, что  основной путь умственного развития и активизация  словесно-логического  мышления ребёнка- это деятельность  самих  детей,  направляемая  педагогом.

Приёмы:

1.Сравнения

а) заранее    подобрать предметы и явления  для  сравнения по признаку  сходства ( не исключать воображение) можно например велосипед и  самолёт, стол и окно.

б) продумать вопросы  для  руководства  сравнением

в) при  сравнении  выделять самое главное

г) чередовать  анализ; сходство- различие

д) выразить в речи выявление причин  сходства и различия

е) шире использовать этот приём  в повседневной жизни

2.Использование проблемных ситуаций и вопросов

а) ребёнок ставится в  условия  практического  поиска решения задачи, ответа на вопрос

б) воспитатель  постоянно  будет  самостоятельную  мысль  детей

в) проблемные  ситуации  зачастую  создаёт сам  воспитатель,  ответы детей  следует  подвергать  сомнению

Примеры:

«Классификация» (картинки «овощи», «фрукты», животные, дети, школьные принадлежности, люди, василёк  и  т.д.)
раздать цифры, знаки и дать всевозможные  комбинации  3   1, 3   1, 5   7, и  т.д.  докажите.
«Путешествия» (2  клубка  верёвки,- на  чём  путешествуем, выложить  узор из верёвки)  например: лодка, автобус     «а  как  вместе  будем  путешествовать, чтобы   не   потерять  друг  друга?»
«Куклы  идут в  гости» (что  им  нужно  учесть: погода,  одежда, подарок)
«  Sos»-  (куклы  попали в  аварию в  горах,  что нужно,  чтобы их  спасти, или  авария в  море).
Стульчики в куче-мале (что  здесь  могло  произойти?)
Плывём  в  дырявой  лодке без  вёсел (что  делать?)                                                                              Чтобы  создать  проблемную  ситуацию, воспитателю  необходимо:
1.чётко  ставить  познавательную  задачу

2.дать  план  поискового  ответа

3.постоянно побуждать  детей к высказыванию  самостоятельного  решения,     обосновывать, доказывать, рассуждать.      Игра «Устами  младенца»

4.не  спешите с выводами; использовать все  пути  творческого подхода детей.

3. Противоречия: в  процессе  усвоения  знаний,  проведение  опытов. Противоречия-  источник  борьбы  между  прошлым и  опытом  ребёнка, данным и  искомым в  разрешении  познавательных  задач. Пока  противоречие не  разрешено, ребёнок  находится в  состоянии  умственного  напряжения. Хорошим    разрешением  противоречий  является  проведение  опытов.  Должен  быть  стол- уголок  психологической  разгрузки. И  каждый  день разное (2 стакана с водой  или  крупой, песком, лежит  кубик и т.д.) Опыт   проводят  три подгруппы.

а) выбрать и  доказать:

-предметы, которые не тонут

-которые  бьются

-которые  не  бьются

Таблицы  в  группе – что  притягивает  магнит (не  нужное  закрыть)

б) стоят  вёдра,  корзины, мешочки, сумки, банки  разных  размеров (для  чего и  когда  используются?)

4. Вопросы  воспитателя к  детям и вопросы детей – уточняют различные  функции:

– уточняют  познавательный интерес

– развивают мысль детей

– активизируют  суждение, но  при  условии их  правильной  постановки:

1) исключить  вопросно-ответную  систему

2) ставить вопрос так,  чтобы он  требовал от детей  собственных  суждений, выводов, умозаключений.

Правильная  постановка вопроса – это наличие у  воспитателя  глубоких  знаний, творческого подхода к подготовке и проведению занятий. Воспитатель должен   владеть логикой  делового разговора (например, сколько денег  в  кошельке, коробке, в кармане и т.д.) Положительная  оценка  активности  детей  на  занятии,  когда  дети  задавали  сами  много  вопросов, сами  много говорят (пусть и не правильно.)  Дети  имеют  право на неправильный ответ. Обращать внимание на выразительность и тональность речи, четко  произносить  звуки.

Как  научить  ребёнка  общаться?

-выбрать  место и время для организации  общения

-расположить  оборудование и  педпроцесс  правильно

-предварительно иметь сведения о коммуникабельности   каждого из детей

-объединять  детей в подгруппы

-выявить лидера в подгруппах

-начать разговор с интересного момента

-следует следить за лидером

-возникновение конфликта (в хорошем смысле) дети высказывают свою позицию, не регламентировать  прав – не прав, воспитатель  подводит, если нужно к компромиссу

-возникновение диалога.

Учим  общаться:

-друг с другом

-с окружающими взрослыми

-с животным миром, растительным

-произведением  искусства, достижениями науки (компьютеры, телефоны и т.д.)

-раскрепощение  личности ребёнка

-право воспитателя и ребёнка  выходить из группы  через 2-3 дня ребёнка должен ждать сюрприз

-при  составлении плана 1 день не  должен  походить на другой ( занятия на улице, в течении дня, песни  по заявкам)

Метки: , ,