Консультация для педагогов- Приёмы активизации умственной деятельности детей в детском саду»
Казакова Оксана Алексеевна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»
Приёмы активизации умственной деятельности детей на современном этапе (развитие словесно-логического мышления).
Большой минус в работе с детьми – плохая речь детей, ограничен словарный запас. Психологи и педагоги утверждают, что основной путь умственного развития и активизация словесно-логического мышления ребёнка- это деятельность самих детей, направляемая педагогом.
Приёмы:
1.Сравнения
а) заранее подобрать предметы и явления для сравнения по признаку сходства ( не исключать воображение) можно например велосипед и самолёт, стол и окно.
б) продумать вопросы для руководства сравнением
в) при сравнении выделять самое главное
г) чередовать анализ; сходство- различие
д) выразить в речи выявление причин сходства и различия
е) шире использовать этот приём в повседневной жизни
2.Использование проблемных ситуаций и вопросов
а) ребёнок ставится в условия практического поиска решения задачи, ответа на вопрос
б) воспитатель постоянно будет самостоятельную мысль детей
в) проблемные ситуации зачастую создаёт сам воспитатель, ответы детей следует подвергать сомнению
Примеры:
«Классификация» (картинки «овощи», «фрукты», животные, дети, школьные принадлежности, люди, василёк и т.д.)
раздать цифры, знаки и дать всевозможные комбинации 3 1, 3 1, 5 7, и т.д. докажите.
«Путешествия» (2 клубка верёвки,- на чём путешествуем, выложить узор из верёвки) например: лодка, автобус «а как вместе будем путешествовать, чтобы не потерять друг друга?»
«Куклы идут в гости» (что им нужно учесть: погода, одежда, подарок)
« Sos»- (куклы попали в аварию в горах, что нужно, чтобы их спасти, или авария в море).
Стульчики в куче-мале (что здесь могло произойти?)
Плывём в дырявой лодке без вёсел (что делать?) Чтобы создать проблемную ситуацию, воспитателю необходимо:
1.чётко ставить познавательную задачу
2.дать план поискового ответа
3.постоянно побуждать детей к высказыванию самостоятельного решения, обосновывать, доказывать, рассуждать. Игра «Устами младенца»
4.не спешите с выводами; использовать все пути творческого подхода детей.
3. Противоречия: в процессе усвоения знаний, проведение опытов. Противоречия- источник борьбы между прошлым и опытом ребёнка, данным и искомым в разрешении познавательных задач. Пока противоречие не разрешено, ребёнок находится в состоянии умственного напряжения. Хорошим разрешением противоречий является проведение опытов. Должен быть стол- уголок психологической разгрузки. И каждый день разное (2 стакана с водой или крупой, песком, лежит кубик и т.д.) Опыт проводят три подгруппы.
а) выбрать и доказать:
-предметы, которые не тонут
-которые бьются
-которые не бьются
Таблицы в группе – что притягивает магнит (не нужное закрыть)
б) стоят вёдра, корзины, мешочки, сумки, банки разных размеров (для чего и когда используются?)
4. Вопросы воспитателя к детям и вопросы детей – уточняют различные функции:
– уточняют познавательный интерес
– развивают мысль детей
– активизируют суждение, но при условии их правильной постановки:
1) исключить вопросно-ответную систему
2) ставить вопрос так, чтобы он требовал от детей собственных суждений, выводов, умозаключений.
Правильная постановка вопроса – это наличие у воспитателя глубоких знаний, творческого подхода к подготовке и проведению занятий. Воспитатель должен владеть логикой делового разговора (например, сколько денег в кошельке, коробке, в кармане и т.д.) Положительная оценка активности детей на занятии, когда дети задавали сами много вопросов, сами много говорят (пусть и не правильно.) Дети имеют право на неправильный ответ. Обращать внимание на выразительность и тональность речи, четко произносить звуки.
Как научить ребёнка общаться?
-выбрать место и время для организации общения
-расположить оборудование и педпроцесс правильно
-предварительно иметь сведения о коммуникабельности каждого из детей
-объединять детей в подгруппы
-выявить лидера в подгруппах
-начать разговор с интересного момента
-следует следить за лидером
-возникновение конфликта (в хорошем смысле) дети высказывают свою позицию, не регламентировать прав – не прав, воспитатель подводит, если нужно к компромиссу
-возникновение диалога.
Учим общаться:
-друг с другом
-с окружающими взрослыми
-с животным миром, растительным
-произведением искусства, достижениями науки (компьютеры, телефоны и т.д.)
-раскрепощение личности ребёнка
-право воспитателя и ребёнка выходить из группы через 2-3 дня ребёнка должен ждать сюрприз
-при составлении плана 1 день не должен походить на другой ( занятия на улице, в течении дня, песни по заявкам)
–
Метки: воспитатель, детский сад, дошкольное образование