Статья- «Воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств, как один из аспектов в работе с родителями.»


Казакова Оксана Алексеевна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»

           Семья   изменяется  вместе  с  развитием  общества, она  болеет  теми  же  болезнями и достигает  тех же успехов, что  и общество. Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, современное общество  требует от родителей  высокой  ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждый родитель  понимает важность этой задачи. История  семьи доказала: чем  совершеннее  общество, тем  более  высокой культуры  воспитания  оно  требует. Почему же у некоторых  родителей  происходит смещение  многих  нравственных  понятий, что неизбежно  отражается и на воспитании детей. Повышение  ответственности  родителей  за воспитание  детей,  углубление   взаимодействия  между  семьей и  организациями, занимающимися  воспитанием  подрастающего  поколения, тесно  связаны с решением задачи  педагогического  просвещения  родителей. Минимум  педагогических  знаний, имеющийся  сейчас   почти в каждой  семье, не удовлетворяет  требований  современного  общества. Поэтому  необходимо  совершенствовать  педагогическую культуру каждого  родителя. В соответствии с этим  изменяется и позиция  дошкольного учреждения в работе  с семьей. Очевидна  важность  дальнейшего  совершенствования  содержания, форм и методов сотрудничества  детского сада и семьи во всестороннем  развитии  ребенка. Педагог дошкольного  учреждения  выступает  не только как воспитатель  детей, но и как воспитатель  родителей. Вот  почему он должен хорошо знать «болевые»  точки семейной педагогики

Каковы же  насущные  проблемы  семьи  сегодня? Они концентрируются  вокруг  основных  вопросов  семейной  педагогики:  нравственная  позиция  родителей, их  гражданственность, взаимоотношения  родителей  и детей, совместная  деятельность всех членов  семьи. Чаще всего дети возвращают  родителям  гораздо меньше, чем получают от них. Одни  родители  воспринимают  этот факт с горечью, другие – как само собой разумеющееся, третьи- с  надеждой, что это не типично. Нет  однозначного ответа на вопрос, как воспитать  нравственно и  духовно богатую личность. Нравственное  воспитание  подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет  общество,- одна из актуальных проблем современной  педагогики. Ответ на этот  вопрос  кроется в  воспитании  чувств: необходимости  формировать в ребенке  с ранних лет  умение  не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение  испытывать  радость от того, что  сделал кому-то  доброе дело. Путь к этому – через воспитание в родителях  умения любить. Оказывается, это совсем  не просто: научиться  любить  своих  детей. Любовь к своему  ребенку  предполагает  непрерывное  изучение  его потребностей и способностей, стремление создать обстановку, в которой  удовлетворялись  бы  его  потребности  и  развивались бы его способности. В любви  к своему  ребенку  заложена  необходимость  постоянного  самосовершенствования  личности  самого родителя. Таким  образом, выделяются три условия  нравственного  воспитания  в семье: знание своего ребенка, включение его в систему  семейных отношений  и деятельности и  самосовершенствование  родителей.

Задача  семьи – ввести  детей в систематическую, доступную, но и требующую определенного напряжения  трудовую деятельность, подводить их к различным  позициям «я помогаю» и  «я выполняю свою  обязанность». Привычка к самообслуживанию, к принятию на себя каких-то  семейных  дел  постепенно  объединяется с осмыслением роли труда в жизни  человека, со спокойным принятием  любой работы как  жизненной необходимости. Задача  педагогов –   активизировать и обогащать  воспитательные  умения  родителей, поддерживать  их уверенность в собственных  педагогических  возможностях, воспитывать у детей  уважительное отношение  к  близким  людям.

Актуальной  задачей  в настоящее время  является  воспитание  у дошкольников  нравственно – волевых  качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От того, как будет  воспитан дошкольник в нравственно – волевом отношении, зависит не только его  успешное обучение в школе, но и формирование  жизненной  позиции. Недооценка  важности  воспитания   волевых  качеств с ранних лет  приводит  к  установлению  неправильных  взаимоотношений  взрослых  и детей,  к  излишней  опеке  последних, что может  стать  причиной  лени, несамостоятельности  детей, неуверенности в своих  силах, низкой  самооценки, и эгоизма. Наблюдения  показывают, что  многим  родителям свойственна недооценка  волевых   возможностей  детей, недоверие к их силам, стремление  опекать. Нередко  дети, проявляющие  самостоятельность  в детском саду, в  присутствии  родителей  становятся  беспомощными, неуверенными, теряются  при  возникновении  затруднений  в решении  посильных  задач. В  беседах  с родителями  мы педагоги  замечаем, что  взрослых  членов семьи  волнуют  проблемы  подготовки  ребенка к школе, но интересуют их  прежде  всего вопросы  специальной подготовки – обучение  чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как  самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают  большого  значения. Между тем  дети, у которых к началу  обучения в школе  не развита  способность активно  действовать  для  достижения  цели, не могут  организовать себя  для выполнения заданий  учителя.  Поэтому  необходимо  разъяснить  родителям детей  дошкольного возраста  важность  своевременного  воспитания  нравственно – волевых  качеств, вооружить их соответствующими  педагогическими  знаниями и методами.

Известно  стремление  младших  дошкольников  к самостоятельности. Оно  приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш  проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение  отдельных  поручений  взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще  не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками  позволяет ему обходиться  без посторонней помощи, не затруднять  других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он  проявляет  заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника  формируется только под воздействием  взрослых. Овладение навыками  самообслуживания  позволяет  ребенку  оказывать  реальную  помощь  другим детям, требует от него  определенных  условий  для достижения  нужного  результата  и  способствует  выработке  настойчивости.  Таким  образом, овладение  младшими  дошкольниками  навыками  самообслуживания – эффективное  средство  воспитания  таких  нравственно- волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. Характерны  мотивы  труда  детей  в семье: любовь к родителям и  другим  членам  семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство  долга перед  семьей, зарождающееся в этом возрасте. Распространенный мотив совместного труда ребенка с родителями – стремление к общению с ними: «Люблю с папой вместе делать что- нибудь », «Мне с мамой всегда  весело трудиться». В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами  труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т.д.  Благоприятные семейные условия положительно влияют на  трудовое воспитание детей и их  нравственно – волевое  развитие. Однако отсутствие во многих семьях целенаправленного использования труда для нравственно – волевого развития ребенка приводит к недостаткам, которые отмечают сами родители. Так, на вопросы педагога, проявляет ли ребенок самостоятельность при выполнении обязанностей, умеет ли ставить цель труда, планировать свою работу, доводить ее до намеченного результата, были  получены  ответы от родителей старших дошкольников. Оказалось, что большинство детей  неустойчивы в достижении результата, который часто зависит от ситуации или их настроения, не сосредоточены на выполняемой работе. Однако многие дети умеют самостоятельно планировать свою работу (подбирать материалы и инструменты, определять последовательность действий). Лишь небольшая часть детей,  выполнила свои повседневные  обязанности без напоминания  взрослых  и смогла самостоятельно довести до конца начатую работу. Недостаточное  развитие у детей нравственно – волевых  качеств, обусловлено неумением родителей,  использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость. Как показывают наблюдения и беседы с родителями, взрослые используют преимущественно словесные  методы. Типичным  является  злоупотребление  отрицательной оценкой, что, по мнению родителей, должно повысить ответственность и старательность детей, а в действительности часто вызывает лишь негативное отношение к  труду. Анализируя  ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом  месте среди выполняемых в семье  старшим дошкольником  видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. В семье в недостаточной  степени  привлекают детей к  разнообразным  видам  труда, т.е. полностью не используют его воспитательные возможности. Отсутствие в современных семьях потребности в участии детей дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде приводит к тому, что  ребенок  ограничивается  трудом по  самообслуживанию. Отстранение ребенка  от участия в труде семьи наносит  урон его нравственному воспитанию.

Используя  труд в качестве  средства  нравственного воспитания, родителям необходимо  анализировать  мотивы, побуждающие ребенка  выполнять данный вид  труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевое  усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника. Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье,  возможно в том случае, если дошкольник видит значимость  своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или невыполнение существенны  для них. Содержание труда ребенка старшего дошкольного возраста в семье не должны быть нарочно придуманным. Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять  внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами  закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление,  качественно довести работу до нужного результата.

Воспитатель определяет основные направления работы с  родителями  по воспитанию   у детей нравственно – волевых качеств. Для этого  используются  разнообразные формы:  посещение семей, беседы, консультации, собрания, стенды и др. При  работе  с родителями учитываются  особенности семьи и  ребенка.

Метки: , ,