Статья «Родительский клуб – путь формирования у родителей педагогической культуры, творчества и сотрудничества
Солянова Светлана Викторовна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»
Родительский клуб – путь формирования у родителей педагогической культуры, творчества и сотрудничества
Лучше всего можно помочь детям,
Помогая их родителям.
Т. Харрис
Современный государственный образовательный стандарт ДО акцентирует внимание на активном взаимодействии детских садов с семьей, что заставляет педагогов задуматься о взаимопонимании между педагогами и родителями воспитанников.
Ученые отмечают, что партнерские взаимоотношения между родителями и педагогами помогают достичь положительных результатов в воспитании дошкольников – при создании определенных условий.
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Родители – главные воспитатели своих детей, все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Семья была, есть и остается самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Очень важно, чтобы родители совместно с педагогами помогали ребенку развиваться. У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Актуальным является повышение педагогической культуры родителей в сфере высоких требований общества к воспитанию подрастающего поколения, вовлечение в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Родительский клуб – это действенный путь формирования у родителей педагогической культуры, творчества, изобретательности и сотрудничества, это создание теплого семейного микроклимата, принципа «думать вместе и действовать сообща» (О. Конт), в признании чужих интересов как основного условия существования собственных.
Цель сотрудничества с семьей:
Формирование родительского сообщества в детском саду как коллектива единомышленников, объединенных общими задачами воспитания, обучения, развития и оздоровления детей.
Основные задачи:
– Установить и развить доверительно-партнерские отношения между семьей и детским садом, родителями и детьми;
– Повысить уровень знаний родителей в области теории и методики личностно-ориентированной деятельности с детьми дошкольного возраста;
– Скоординировать работу всех участников образовательного процесса – детей, воспитателей, специалистов и родителей с целью единой позиции в понимании перспектив развития ребенка;
– Создать условия для совместной воспитательно-образовательной работы родителей и педагогов в организации дошкольного образования.
В санаторных детских садах постоянно идет сменяемость детей, так как дети приходят оздоравливаться, и тем сложнее бывает вести работу с родителями. Но живое общение нельзя ничем заменить: лучше один раз увидеть и поучаствовать, чем услышать или прочитать.
Из чего складывается успех общения?
Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Таким образом, для определения педагогической компетенции родителей в области обучения и воспитания детей было проведено анкетирование, которое дало следующие результаты:
У 69 % родителей недостаточны знания в области педагогики и психологии, у 25 % – присутствуют в полном объеме.
Далее родителям было предложено выразить свою степень потребности в знаниях по пятибалльной системе (5 баллов – это максимальная потребность в знаниях) И вот что получилось:
5 баллов – 31 % родителей, 4 балла – 38 %, 3 балла – 19 %, 2 балла – 12%.
На вопрос, каким образом вы хотели бы получать интересующую вас информацию получили следующие результаты:
6% – индивидуальная консультация, 38 % – родительские собрания, 56 % – родительский клуб.
На вопрос, какие формы работы вы предпочитаете, получили такие результаты:
50 % – практические занятия, 25% – тренинги, 18% – дискуссии.
Это послужило началом работы родительского клуба.
Темы для обсуждений были выбраны с использованием «Почтового ящика», где родители могли оставить свои заявки по интересующим их вопросам. По желанию родителей в клуб были приглашены специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник. Это говорит о том, что родители заботятся о физическом и психоэмоциональном состоянии детей. Таким образом участниками клуба стали дети, родители, воспитатели и педагоги дополнительного образования.
Работа клуба рассчитана на 12 месяцев.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношений между родителями и детьми, так и между родителями и педагогами. Родители имеют возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности, по другому посмотреть на работу педагога. В совместной деятельности педагоги, родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнерами.
Использованы разнообразные формы сотрудничества в работе клуба:
– семинары-практикумы (занятия фитболом, закаливающие мероприятия после сна – родители на месте детей, обмен опытом семейного воспитания);
– совместные мероприятия педагогов, родителей и детей (физкультурно-оздоровительный досуг, танцевально-музыкальная программа с участием родителей и детей);
– мастер-классы;
– игровые практикумы;
– тренинги;
– решение педагогических ситуаций;
– фотовыставки.
Как показала практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, которая позволяет коллективное обсуждение проблемы и дает почувствовать родителям, что другие папы и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы. Самое главное – это вооружить родителей практическими умениями, конкретными приемами воспитания ребенка.
Показатели эффективности работы клуба:
– снижение конфликтности в работе педагогов и родителей;
– более высокая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Используемая литература:
«555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» А.А.Майер, О.И.Давыдова, Н.В.Воронина – Творческий Центр сфера, Москва 2012
«Педагогические знания – родителям» Л.Ф.Островская – М.: Просвещение, 1983
Метки: воспитатель, детский сад, дошкольное образование