Сценарий встречи с родителями – «Адаптация родителей в детском саду»


Солянова Светлана Викторовна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»

Цель: Доверие, партнерские отношения между педагогами и родителями. Побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Задачи:

-установить психологический контакт с семьей;

-познакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду;

-оказать помощь родителям в подготовке к поступлению ребенка в детский сад.

Форма проведения: экскурсия, мини-лекция

Участники: воспитатели, родители

План проведения

Вступительная часть
Экскурсия по детскому саду
Мини-лекция «Адаптация родителей к детскому саду»
Памятки для родителей
Заключительная часть
Материал: памятки для родителей, мяч.

 

Ход мероприятия

 

Вступительная часть

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Заседание нашего родительского клуба сегодня посвящено адаптации. Нашу встречу начнем с небольшой словесной разминки.

Разминка с мячом

Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье (терпение, внимание, доброжелательность, понимание, …..)

Экскурсия по детскому саду

Предлагаю родителям осуществить экскурсию по детскому саду, ознакомиться с кабинетами, где, помимо группы, проходят занятия с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет казахского языка, кабинет психолога), а также с кабинетами методиста, директора, медсестры и т.п., чтобы сложилось впечатление об учреждении и его работниках. На встречу позвать директора, старшего воспитателя, медсестру, завхоза, других специалистов. Представив их родителям, объяснить, к кому и по каким вопросам можно обращаться.

Подготовить буклет о детском саде с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема директора, старшего воспитателя, других специалистов.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим об адаптации. Хочу отметить – адаптация не  ребенка к детскому саду, а вас, дорогие наши родители: папы и мамы.

Мини-лекция «Адаптация родителей к детскому саду»

Воспитатель: Общеизвестно: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребенок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Поэтому проводится  система мероприятий, которые призваны снять напряжение, нервозность ребенка: совместно с родителями знакомство с воспитателями, помощником воспитателя, с детьми в группе, с обстановкой в группе, комнатами, находящимися на территории группы, посещение ребенком группы по времени, соблюдение режима дня и т.п.

Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у вас, дорогие родители тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.

Дети не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает вас.

Повышенной тревожности, страхам, недоверию, вашим фантазиям  способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую вы «сдаете» ребенка в детский сад … как в камеру хранения, не зная, что с ним происходит в течение дня. Истерики ребенка усиливают ваше нервное состояние. Даже оставаясь внешне спокойными, вы выдаете собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука – масса мелочей, которые вы не осознаете, но которые  моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

В результате вы, дорогие наши родители, часто выбираете деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя ваше состояние, начинает бессознательно подыгрывать вам. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.

Поэтому работа по адаптации не только ребенка, но и семьи начинается с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада – именно тогда у вас начинает складываться впечатление об учреждении и его работниках. Во время первого посещения вы оформляете документы и передаете их директору. Приняв документы, администрация приглашает вас для более детального знакомства с группой. Вы имеете возможность пройти в группу и познакомиться с  воспитателями и их помощником, которые проводят вас по групповой комнате: вы увидите игрушки, туалет, кроватку, где будет спать ваш ребенок, приемную, увидите, чем заняты дети в группе. У вас есть возможность просмотреть родительский уголок с информацией о детском саде: описание режима дня, занятий, время работы ДОУ.

Поэтому в нашем клубе знакомство с вами мы проводим в неформальной обстановке, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Хотим больше узнать о вашем ребенке, его особенностях, традициях семьи. Хотим, чтобы наше дошкольное учреждение внушало вам доверие и спокойствие.

Памятки для родителей (приложение 1)

Воспитатель: Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию памятки, подготовленные специально для вас. Думаю, что они помогут вам.

Еще мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал о своем ребенке: о его особенностях, привычках, а также о традициях в вашей семье.

Заключительная часть

Воспитатель: Большое спасибо, что вы пришли сегодня к нам в детский сад, нашли время. Хочу подвести итог нашей встречи: адаптация ребенка к детскому саду – это адаптация в первую очередь семьи. Если вы будете доверять работникам детского сада, адаптация ребенка пройдет быстрее и легче.

 

 

 

 

Приложение 1

Памятка родителям

по созданию благоприятной семейной атмосферы

* Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

* Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

* Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

* Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» т.п.

* Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

* Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

* Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

 

Памятка для родителей

Вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

* Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

* Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

* Будьте терпеливы.

* Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

* Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

* Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

* Говорите короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

* Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.

* Каждый день читайте ребенку.

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.

* Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …

* Поощряйте любопытство.

* Не скупитесь на похвалу.

* Радуйтесь Вашему ребенку!

Метки: , ,