Родительское собрание – «Играют дети- играем вместе»

Гаак Юлия Николаевна
воспитатель КГКП «Санаторный я/с «Батыр»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи:

·         раскрыть родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка;

·         познакомить с традициями и формами игрового досуга в семье;

·         рассмотреть правила организации игровой деятельности.

Подготовительная работа:

·         подбор игр, соответствующих возрасту;

·         разработка памятки для родителей;

·         разработка анкетирования для родителей;

·         презентация  с участием детей данной группы «Моя любимая игрушка»

Оборудование: подборка литературы по темам «Играют дети», «Играем вместе»… жетоны разных цветов (смайлики); мультимедийная установка для показа слайдов; игры и игрушки;  мелкие игрушки (домашние животные, матрёшки, геометрические фигуры)

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведение: традиционное с элементами игр.

Ход собрания

Организационный этап:

В одной половине зала расставлены стулья для взрослых, в другой – детские столы с играми и игрушками, которые предлагались детям во время фотосессии. Родителям предлагают встать в круг

1 Вступительная часть

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание. Но сначала определимся с его темой. Предлагаю провести игру «Ассоциация». Опорное слова – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.

Родители: « Дети, азарт, деятельность, действия, кукла, игрушки…»

Ведущий       Вагоны – это стулья,

А паровоз – кровать

А если ты не веришь,

А если ты не веришь,

А если ты не веришь,

То можешь не играть

Р. Сеф (слайд 1, 2)

Тема собрания звучит так: «Играют дети – играем вместе». Как вы думаете, какова цель нашего собрания? (Предположения родителей)

Мы раскроем значение совместных игр для развития ребёнка. Познакомимся с правилами организации игровой деятельности.

Ведущий Сегодня нам предстоит работа в группах. Поэтому мы напоминаем правила, которых необходимо придерживаться. Вы:

·         должны быть активны;

·         вправе давать о себе ту информацию, которую сочтёте нужной;

·         вправе не разглашать частную информацию, полученную от других участников в ходе собрания.

2.Приём «Чудесный мешочек»

Ведущий: Мы предлагаем разделиться на три микрогруппы. Каждый из родителей из мешочка достанет один предмет, и далее объединяетесь по Ведущий Вы заметили, что покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно.

Когда одного учёного спросили: «Что вы станете делать, если начнётся конец света?», – он ответил: «Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Как говорят, разница между взрослым и ребёнком – в цене игрушек.

А как играют наши дети? Раньше дети играли круглый год, с утра, до позднего  вечера, развиваясь физически, умственно, духовно, вопреки политическим и бытовым настроениям…

К сожалению, современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условия развития, перестают играть. Это беспокоит педагогов и психологов во всём мире. Что бы вы делали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки – летать?

Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то не весёлой, агрессивной, индивидуалистичной. Всё больше примитивных игровых форм – шалость, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и всё чаще переходящих в озорство и даже хулиганство (забавы с огнём, взрывами, мучительство животных, а то и людей, бессмысленное разрушение…) А зачем ребёнку нужна игра? Вот что думают по этому поводу педагоги и психологи (Озвучивает утверждения и выводит на мультимедийный экран. Слайд3)

·         «Игра – это школа произвольного поведения» Д.Б. Эльконин

·         «Игра – школа морали в действии» А.Н. Леонтьев

·         «Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте»

2 ведущий: Уважаемые родители. Мы вам предлагаем обсудить одно утверждение и доказать эти высказывания..

(Родители обсуждают и выбирают одного представителя с группы высказывают свои выводы)

Воспитатель обобщает.

Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребёнка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: « Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки.

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь сказки и игры способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Они, при умелой организации взрослых, учат многим добродетелям. Психологические исследования показали: если «недругов» включит в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены действовать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказывается сильнее дружбы. Но здесь, конечно, важнее руководство взрослых…

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка

2 ведущий: Любая проблема, а в нашем случае это игра детей, содержит видимую и невидимую стороны (слайд 4)

Игры существуют разные (слайд5): подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, творческие, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по своему полезны для детей. Но именно свободная творческая игра оказывает огромное влияние на  развитие ребёнка. вместе с тем и дошкольное учреждение и семья нередко недооценивают её значение, увлечённые обучением и ускорением темпов развития ребёнка. Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребёнка времяпрепровождению. Поэтому если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребёнком, то он скорее предпочтёт последнее.

При решении проблемы важно не замыкаться только на видимой части, важно подумать, как избежать опасность столкновения с подводной частью. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут здоровыми, крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра поможет сплотить детский коллектив, включить активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитывать в игре сознательную дисциплину.

3. Блиц-опрос для родителей

«Лучший знаток игровой деятельности ребёнка»

2 ведущий: Многие родители часто и по долгу играют с детьми и могут выступить в роли знатоков. Чтобы выбрать среди вас знатока мы предлагаем вам игру блиц-опрос. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ – фишка. Кто больше наберёт фишек – тот родитель знаток.

¾    Какие игры можно организовать для детей, если вы заняты делом на кухне?

¾    Можно ли играть с ребёнком в карты?

¾    Назовите подвижные игры, в которые вы играете с детьми.

¾    Назовите подвижные игры, в которые дети играют самостоятельно (без участия взрослого).

¾    Чем вы руководствуетесь покупая игрушки?

¾    Есть ли в вашей семье игры, сделанные своими руками?

¾    Какие игры можно организовать для большой группы детей?

¾    Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма в парикмахерскую, у врача…?

Родители подсчитывают свои фишки и делают соответствующие выводы.

4. Релаксация «Моя любимая игрушка»

2 ведущий: А сейчас пришло время поговорить о любимой игрушке.(включают спокойную музыку). Я предлагаю вам перенестись в ваше далёкое детство. Сядьте поудобнее: ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору. Спиной обопритесь к спинке стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. лёгкий ветерок вас слегка обдувает и вы перенеслись в своё детство. На полочке увидели свою любимую игрушку. Ваши руки потянулись к ней. Вам стала радостно от этой встрече. Вы взяли игрушку и прижали её к своей груди. Какая же она родная и красивая! У вас появилось желание поиграть с ней. Вспомните, в какие игры вас эта игрушка увлекала, как вам было с ней интересно. Вам стало хорошо. Вы улыбаетесь. Вы счастливы! А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза. Расскажите о своей игрушке.

(Несколько родителей рассказывают о своей любимой игрушке)

5. Игра «Любимая игрушка»

2 ведущий: А вы знаете с какой игрушкой играет ваш ребёнок в детском саду? Я вам предлагаю поиграть в игру «Любимая игрушка». Вспомните рассказы и впечатления об игрушке ребёнка и каждый подойдите к игрушкам и возьмите их.

(родители подходят к столам и выбирают игрушки)

2 ведущий: Теперь узнаем: знаете ли вы любимые игрушки вашего ребёнка. На экране будет фото ребёнка с игрушкой и посмотрим совпадают игрушки у родителей и детей?

(Показ слайдов)

6.заключительная часть

 

Ведущий. В группе мы решили оформить фотокаллаж «Игры дома и в детском саду». Большая просьба: принесите, пожалуйста, фотографии, на которых изображено, как играет ваш малыш и как с ним играете вы, родители.

В заключении предлагаем вам памятки «Организации игровой деятельности детей»(приложение 1), «Памятка об игре»(приложение2)

А в заключении хочется сказать вам: давайте будем с детьми вместе играть как можно чаще. Игра – не только средство развития ребёнка, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком!

 

Варианты решения родительского собрания

1.      Создать дома условия для разных видов игр, выделив для этого определённое время

2.      Систематически играть сюжетные игры дома

3.      Создать совместно с воспитателем фотокаллаж «Играем дома и в детском саду»

4.

Проиложение№1

Организация игровой деятельности

·         Начинать играть с детьми следует с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания,

·         Не стоит сразу разучивать очень много игр.

·         Учите ребёнка соблюдать правила игры, а не стараться выиграть и добиться первенство нечестным путём.

·         Внушите ребёнку, что нетактично радоваться, когда другие проигрывают.

·         Поощряйте детей за успехи в игре –  словами, баллами.

·         Приучайте ребёнка не обижаться, когда проигрывает; не падать духом и не злиться ни на победителя, ни на того, по чьей вине произошло поражение.

·         Важно, чтобы ребёнок хранил игровые предметы аккуратно, в специально определённом для них месте. весёлыми картинками, значками и т.д.

 

Памятка по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1.      Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых

2.      Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3.      Осознавать своё реальное место среди других людей.

4.      Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5.      Уважать себя и верить в себя.

6.      Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7.      Свободно выражать свои чувство.

8.      Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9.      Переживать свой гнев, зависть, тревогу,  и беспокойство.

10.   Делать выбор.

 

Советы взрослым

1.      Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще.

2.      Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

3.      Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

4.      Обратите особое внимание на играющих детей.