«Моделирование как метод ознакомления детей с природой»

Аухадиева Оксана Юрьевна

воспитатель ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению  моделей.

Модель – это предметное, графическоеое или действенное изображениение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.  Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; быть простой и доступной для создания и действия с ней;  ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; облегчать познание.

Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях  и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками (моделями). Модель дает  возможность  создать образ  наиболее  существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном  случае.  Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, их форма, характер поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование.  Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание, затем – использование в учебном или в воспитательном процессе.

Особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте: начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений; целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл; обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности: Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы). Осуществляет руководство созданием моделей,  элементарных понятий, таких, как: «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д. Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить вначале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.