«Зимующие птицы. Знакомство со снегирём»
Аухадиева Оксана Юрьевна
воспитатель ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»
Цели:
– уточнить представления детей о жизни зимующих птиц;
– сформировать желание помогать им;
– учить детей выполнять определённую роль, познакомить ещё с одной зимующей птицей;
– выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу.
– Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, зимующим птицам.
Материал:
Шапочки для птиц (воробей, ворона, синица, голубь, магнитофон, запись «Волшебный лес» или «Голоса леса», карточки с изображением птиц и корма.
Предварительная работа:
На прогулке воспитатель подводит детей к выводу: у нас сейчас зимушка – зима. Много снега, холодно, некоторые птицы на зиму улетели на юг, а некоторые остались у нас.
Зимой деревья отдыхают – не растут и не цветут, но они живые.
Проводить наблюдение за птицами, которые прилетают на участок, постоянно в кормушках менять корм, следить за тем какой корм птицы больше любят, сколько съедают, как ведут себя во время еды.
Во время наблюдений, воспитатель рассказывает о характерных признаках, а дети выделяют общее (все они летают, машут крыльями, клюют пищу клювом)
Труд на прогулке: ежедневно воспитатель привлекает детей к подкормке птиц любимым их кормом: (кусочками несолёного сала для синичек, крупой для голубей, косточками с мясом для вороны, и ягодами рябины для неизвестных детям птиц).
Вводная беседа:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь. (Автор: Т. Зайцева)
Воспитатель с детьми рассматривает на доске иллюстрации с изображением птиц:
– Зимующая птица или перелётная?
– Где живёт?
– Чем питается?
– Какое оперенье?
– Какую пользу эта птица приносит лесу?
Беседа проводится по всем, уже знакомым птицам.
Ход деятельности:
Звучит музыка «Волшебный лес», или «Голоса птиц» (дети сидят на ковре с воспитателем)
Воспитатель: читает стихотворение «Птицы » В. Берестов.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром! » – написали
Непоседы – воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Воспитатель: Ребята, так кто же нам оставил на снегу длинную цепочку?
Дети: Птицы.
(стук в дверь, появляются птицы – воробей, ворона, синичка, голубь)
Каждая птица загадывает про себя загадку, дети отгадывают.
Воробей: Угадай, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик – чирик! »
Ворона: Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её…
Синичка: Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня…
Голубь: На асфальте, гру-гру-гру,
Много крошек соберу,
Для того чтоб их хватило
И подружке сизокрылой.
С ней воркую и летаю,
От врагов нас защищаю.
Птицей мира я зовусь,
И легко я приручусь.
Воспитатель: ребята, а какие птицы прилетели к нам?
Дети: перечисляют.
Воспитатель: как можно назвать этих птиц?
Дети: зимующие.
Воспитатель: «Сейчас зима, много снега, холодно, некоторые птицы на зиму улетели на юг, а воробьи, вороны, голуби, синички остаются зимовать у нас. Это зимующие птицы. Почему мы так заботимся о птицах, оберегаем их?» Уточняем пользу, приносимую птицами.
Воспитатель: если вы, так хорошо знаете птиц, то давайте поиграем в игру: «Узнай голоса птиц»
Угадайте, какая птица произносит такие звуки:
Кар – кар! (Ворона)
Чик – чирик, чив – чив (Воробей)
Ча – ча – ча (Сорока)
Курлы – курлы (Журавль)
Ку – ку (Кукушка)
Синь – синь – синь (Синица)
Рюм – рюм – рюм (дети не отгадали)
Воспитатель: а вот я вас сегодня познакомлю с этой птицей.
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? – На берёзе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней –
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Воспитатель: (показывает картинку снегиря) С наступлением первых заморозков к нам прилетели снегири.
Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника. Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм – рюм – рюм! » если вам посчастливится увидеть этих красивых птиц, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть.
Дети рассматривают снегиря, чтобы они могли более точно описать окраску, воспитатель задаёт дополнительные вопросы:
-Какого цвета перья на голове, животе?
-Кто из вас заметил, какой у снегиря по величине клюв?
-А кто из вас видел снегиря?
-Расскажите, как он выглядит?
Воспитатель: а сейчас, вам расскажу я. Снегирь – это птицы кочующие, местами оседлые. Снегирь имеет плотное телосложение, яркую окраску, состоящую из четырёх цветов.
Посмотрите: у самца верх головы, короткий толстый клюв, крылья и хвост чёрные; грудь красная; спина голубовато – серая; а крылья и над хвостом – белые полосы. Самка имеет окраску почти такую же, но грудь у неё буровато серая. Снегири питаются преимущественно семенами деревьев и кустарников, ягодами, излюбленный корм – плоды рябины.
Гнездятся снегири в хвойных и смешанных лесах, гнездо чашеобразной формы (вот так оно выглядит) устраивают на хвойных деревьях, невысоко от земли.
Снегирь – малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Полёт птицы красивый, волнообразный, пение негромкое, напоминает свист: – со скрипящими звуками «рюм – рюм – рюм »
Воспитатель: сегодня вы познакомились ещё с одной зимующей птицей. А как её зовут? Какого цвета грудка у самки? У самца? Где живут снегири летом? Когда снегири прилетают в наши края? Чем питаются снегири?
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки (Руки слегка в стороны,)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью! – Дети разбегаются по группе, размахивая руками, как крыльями.
Игра с мячом «Кого, чем угостим?» (дети садятся на стульчики по кругу)
Воспитатель бросает мяч, называя при этом птицу, ребёнок поймавший мяч отвечает: чем.
Воробья – крошками; синицу – салом; снегиря – рябиной; голубя – пшеном; и т. д.
Воспитатель: а сейчас, вы получите карточки, где нарисованы знакомые вам птицы и корм который они любят. Соедините птицу стрелочкой с тем кормом, который они едят.
Дети: сидя за столами, выполняют задание.
Затем птицы (дети пришедшие в шапочках) проверяют как их накормили.
Знаете ли вы?
Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто – нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат к нему.
Воспитатель: а заканчивая наше с вами знакомство со снегирём, я хочу вот этими прекрасными словами из стихотворения «Снегири » Л. Татьяничевой
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Это красные фонарики
Засветили снегири.
Воспитатель: есть в народе такая примета: «Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть».
Итог: заканчивает стихотворением Александра Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.