«Зимующие птицы. Знакомство со снегирём»

Аухадиева Оксана Юрьевна

воспитатель ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»

Цели:

–         уточнить представления детей о жизни зимующих птиц;

–         сформировать желание помогать им;

–         учить детей выполнять определённую роль, познакомить ещё с одной зимующей птицей;

–         выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу.

–         Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, зимующим птицам.

Материал:

Шапочки для птиц (воробей, ворона, синица, голубь, магнитофон, запись «Волшебный лес» или «Голоса леса», карточки с изображением птиц и корма.

Предварительная работа:

На прогулке воспитатель подводит детей к выводу: у нас сейчас зимушка – зима. Много снега, холодно, некоторые птицы на зиму улетели на юг, а некоторые остались у нас.

Зимой деревья отдыхают – не растут и не цветут, но они живые.

Проводить наблюдение за птицами, которые прилетают на участок, постоянно в кормушках менять корм, следить за тем какой корм птицы больше любят, сколько съедают, как ведут себя во время еды.

Во время наблюдений, воспитатель рассказывает о характерных признаках, а дети выделяют общее (все они летают, машут крыльями, клюют пищу клювом)

Труд на прогулке: ежедневно воспитатель привлекает детей к подкормке птиц любимым их кормом: (кусочками несолёного сала для синичек, крупой для голубей, косточками с мясом для вороны, и ягодами рябины для неизвестных детям птиц).

 

Вводная беседа:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь. (Автор: Т. Зайцева)

Воспитатель с детьми рассматривает на доске иллюстрации с изображением птиц:

– Зимующая птица или перелётная?

– Где живёт?

– Чем питается?

– Какое оперенье?

– Какую пользу эта птица приносит лесу?

Беседа проводится по всем, уже знакомым птицам.

Ход деятельности:

Звучит музыка «Волшебный лес», или «Голоса птиц» (дети сидят на ковре с воспитателем)

Воспитатель: читает стихотворение «Птицы » В. Берестов.

Точки, крестики, кружочки

Под окном и на снегу.

Мне понятны эти строчки,

Прочитать я их могу.

Это мне письмо прислали

На заре друзья мои.

«С добрым утром! » – написали

Непоседы – воробьи.

Кто рассыпал на снегу

Длинные цепочки?

Кто рассыпал на снегу

Крестики и точки?

Это птицы на бегу

Оставляют на снегу

Длинные цепочки,

Крестики и точки.

Воспитатель: Ребята, так кто же нам оставил на снегу длинную цепочку?

Дети: Птицы.

(стук в дверь, появляются птицы – воробей, ворона, синичка, голубь)

Каждая птица загадывает про себя загадку, дети отгадывают.

Воробей: Угадай, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик – чирик! »

Ворона: Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её…

Синичка: Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня…

Голубь: На асфальте, гру-гру-гру,

Много крошек соберу,

Для того чтоб их хватило

И подружке сизокрылой.

С ней воркую и летаю,

От врагов нас защищаю.

Птицей мира я зовусь,

И легко я приручусь.

Воспитатель: ребята, а какие птицы прилетели к нам?

Дети: перечисляют.

Воспитатель: как можно назвать этих птиц?

Дети: зимующие.

Воспитатель: «Сейчас зима, много снега, холодно, некоторые птицы на зиму улетели на юг, а воробьи, вороны, голуби, синички остаются зимовать у нас. Это зимующие птицы. Почему мы так заботимся о птицах, оберегаем их?» Уточняем пользу, приносимую птицами.

Воспитатель: если вы, так хорошо знаете птиц, то давайте поиграем в игру: «Узнай голоса птиц»

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

Кар – кар! (Ворона)

Чик – чирик, чив – чив (Воробей)

Ча – ча – ча (Сорока)

Курлы – курлы (Журавль)

Ку – ку (Кукушка)

Синь – синь – синь (Синица)

Рюм – рюм – рюм (дети не отгадали)

Воспитатель: а вот я вас сегодня познакомлю с этой птицей.

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? – На берёзе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней –

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Воспитатель: (показывает картинку снегиря) С наступлением первых заморозков к нам прилетели снегири.

Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника. Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семена конского щавеля. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм – рюм – рюм! » если вам посчастливится увидеть этих красивых птиц, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть.

Дети рассматривают снегиря, чтобы они могли более точно описать окраску, воспитатель задаёт дополнительные вопросы:

-Какого цвета перья на голове, животе?

-Кто из вас заметил, какой у снегиря по величине клюв?

-А кто из вас видел снегиря?

-Расскажите, как он выглядит?

Воспитатель: а сейчас, вам расскажу я. Снегирь – это птицы кочующие, местами оседлые. Снегирь имеет плотное телосложение, яркую окраску, состоящую из четырёх цветов.

Посмотрите: у самца верх головы, короткий толстый клюв, крылья и хвост чёрные; грудь красная; спина голубовато – серая; а крылья и над хвостом – белые полосы. Самка имеет окраску почти такую же, но грудь у неё буровато серая. Снегири питаются преимущественно семенами деревьев и кустарников, ягодами, излюбленный корм – плоды рябины.

Гнездятся снегири в хвойных и смешанных лесах, гнездо чашеобразной формы (вот так оно выглядит) устраивают на хвойных деревьях, невысоко от земли.

Снегирь – малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Полёт птицы красивый, волнообразный, пение негромкое, напоминает свист: – со скрипящими звуками «рюм – рюм – рюм »

Воспитатель: сегодня вы познакомились ещё с одной зимующей птицей. А как её зовут? Какого цвета грудка у самки? У самца? Где живут снегири летом? Когда снегири прилетают в наши края? Чем питаются снегири?

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают грудки)

Распустили перышки (Руки слегка в стороны,)

Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! – Дети разбегаются по группе, размахивая руками, как крыльями.

Игра с мячом «Кого, чем угостим?» (дети садятся на стульчики по кругу)

Воспитатель бросает мяч, называя при этом птицу, ребёнок поймавший мяч отвечает: чем.

Воробья – крошками; синицу – салом; снегиря – рябиной; голубя – пшеном; и т. д.

Воспитатель: а сейчас, вы получите карточки, где нарисованы знакомые вам птицы и корм который они любят. Соедините птицу стрелочкой с тем кормом, который они едят.

Дети: сидя за столами, выполняют задание.

Затем птицы (дети пришедшие в шапочках) проверяют как их накормили.

Знаете ли вы?

Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто – нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат к нему.

Воспитатель: а заканчивая наше с вами знакомство со снегирём, я хочу вот этими прекрасными словами из стихотворения «Снегири » Л. Татьяничевой

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Воспитатель: есть в народе такая примета: «Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть».

Итог: заканчивает стихотворением Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

 

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

 

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

 

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

 

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.