Конспект ОУД по естествознанию «Животные – живые существа»
Аухадиева Оксана Юрьевна
воспитатель ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»
Цель: раскрыть понятие: животное – живое существо; познакомить с особенностями живого организма; развивать речь, мышление, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к природе.
Билингвальный компонент: көбелек – бабочка, ящерица, қолтырауын – крокодил, жылан – змея, тоқылдақ – дятел, қарлығаш – ласточка; тірі ағзалар – живые существа.
Ход деятельности:
Мотивация: Доброе утро! Выглянуло солнышко. Оно льёт на вас свои тёплые лучи. Потянитесь к солнышку (руки через стороны вверх, поднимаются на носочках). Вы растёте, становитесь добрее, умнее. Пожелаем всем добра и любви. (Дети эмоционально настроены на занятие).
Организационно-поисковый: Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить:
В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (бабочка)
Распласталась на земле,
Быстро бегает везде,
Любит греться на камнях,
Схватишь – хвост в твоих руках. (ящерица)
По реке плывет бревно –
Ох и злющее оно.
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…(крокодил)
Шелестя, шурша травой,
Ползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (змея)
– Назовите одним словом всех этих существ.
– Действительно, мы сегодня поговорим о животных.
Тема нашего занятия «животное – живое существо.
Попробуйте объяснить значение слова «существо»
Слово «существо» – произошло от слова существует, т.е. живёт.
– Что значит живёт?
– Как вы думаете, животные – это живые организмы? (Все животные дышат, растут, питаются, передвигаются, приносят потомство, умирают.)
— Сегодня мы узнаем, что необходимо животным для жизни.
Дидактическая игра: «Кто, что ест?»
Начнем с того, что живому существу нужно питание. Возьмите конверт под № 1. Назовите изображенных животных. В синюю рамку взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. Кто из них что ест?
— Какой вывод можем сделать?
— Значит им необходима пища.
— Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (передвигаться).
Дидактическая игра: «Крылья, лапы, и хвосты».
С помощью чего разные животные могут передвигаться? Давайте возьмем конверт под № 2, определим, каким животным принадлежат эти части тела и для чего они служат.
— Итак, вывод: все животные передвигаются, но по-разному: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству.
Дидактическая игра: «Чей малыш?»
Поиграем в игру, в ходе которой я узнаю, знаете ли вы, как называют детёнышей некоторых животных. Я назову взрослое животное, а вы – его детёныша.
- Волк – волчонок
- Кабан – поросёнок
- Медведь – медвежонок
- Белка – бельчонок
- Ёж – ежонок
- Лось – лосёнок
— Живые существа размножаются, у них на свет появляются дети.
Все животные приносят потомство и заботятся о нем.
Ребята, а вы знаете, где животные выводят своё потомство? ( в жилище).
Правильно, многие животные строят для своей семьи жилье.
– Почему не на открытом месте? (чтобы уберечь малышей от хищников).
Что же ещё необходимо животным для жизни?
Дидактическая игра: «Чей домик?»
— Возьмите конверт под № 3, попробуем определить: кому какое жилье принадлежит.
— Я читаю вам загадку, вы её отгадываете и заселяете животное в свое жилище.
- Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины,
Но построят и плотину. (бобры)
- Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)
- Сделал дыру, вырыл нору.
Вот спальня, вот кладовка –
Всё сделано ловко. (хомяк)
- Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
- Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо. (оса)
— Молодцы ребята, какой сделаем вывод? (многие животные строят жилище для себя и своего и потомства).
– Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека. Это забота человека о животных.
– Как мы можем заботиться о животных?
Но не всегда человек должен заботиться о животных, особенно о диких животных. Есть случаи, когда нам лучше не вмешиваться в дела природы, иначе многие животные и растения погибнут.
Итог: животные – живые существа. Что мы узнали о жизни животных? Что необходимо животным для жизни? (Дети вспоминают, делают выводы: пища, вода, воздух, тепло, свет).