Конспект ОУД по естествознанию «Животные – живые существа»


Аухадиева Оксана Юрьевна

воспитатель ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»

Цель: раскрыть понятие: животное – живое существо; познакомить с особенностями живого организма; развивать речь, мышление, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к природе.

Билингвальный компонент: көбелек – бабочка, ящерица, қолтырауын – крокодил, жылан – змея, тоқылдақ – дятел, қарлығаш – ласточка; тірі ағзалар – живые существа.

 

Ход деятельности:

 

Мотивация: Доброе утро! Выглянуло солнышко. Оно льёт на вас свои тёплые лучи. Потянитесь к солнышку (руки через стороны вверх, поднимаются на носочках). Вы растёте, становитесь добрее, умнее. Пожелаем всем добра и любви. (Дети эмоционально настроены на занятие).

Организационно-поисковый: Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить:

В ярком платье модница,

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает.  (бабочка)

Распласталась на земле,

Быстро бегает везде,

Любит греться на камнях,

Схватишь – хвост в твоих руках.  (ящерица)

По реке плывет бревно –

Ох и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…(крокодил)

Шелестя, шурша травой,

Ползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (змея)

– Назовите одним словом всех этих существ.

– Действительно, мы сегодня поговорим о животных.

Тема нашего занятия «животное – живое существо.

Попробуйте объяснить значение слова «существо»

Слово «существо» – произошло от слова существует, т.е. живёт.

– Что значит живёт?

– Как вы думаете, животные – это живые организмы? (Все животные дышат, растут, питаются, передвигаются, приносят потомство, умирают.)

— Сегодня мы узнаем, что необходимо животным для жизни.

Дидактическая игра: «Кто, что ест?»

Начнем с того, что живому существу нужно питание. Возьмите конверт под № 1. Назовите изображенных животных. В синюю рамку взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. Кто из них что ест?

— Какой вывод можем сделать?

— Значит им необходима пища.

— Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (передвигаться).

Дидактическая игра: «Крылья, лапы, и хвосты».

С помощью чего разные животные могут передвигаться? Давайте возьмем конверт под № 2, определим, каким животным принадлежат эти части тела и для чего они служат.

— Итак, вывод: все животные передвигаются, но по-разному: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству.

Дидактическая игра: «Чей малыш?»

Поиграем в игру, в ходе которой я узнаю, знаете ли вы, как называют детёнышей некоторых животных. Я назову взрослое животное, а вы – его детёныша.

  1. Волк – волчонок
  2. Кабан – поросёнок
  3. Медведь – медвежонок
  4. Белка – бельчонок
  5. Ёж – ежонок
  6. Лось – лосёнок

— Живые существа размножаются, у них на свет появляются дети.

Все животные приносят потомство и заботятся о нем.

Ребята, а вы знаете, где животные выводят своё потомство? ( в жилище).

Правильно, многие животные строят для своей семьи жилье.

– Почему не на открытом месте? (чтобы уберечь малышей от хищников).

Что же ещё необходимо животным для жизни?

Дидактическая игра: «Чей домик?»

— Возьмите конверт под № 3, попробуем определить: кому какое жилье принадлежит.

— Я читаю вам загадку, вы её отгадываете и заселяете животное в свое жилище.

  1. Водяные мастера

Строят дом без топора.

Дом из хвороста и тины,

Но построят и плотину.  (бобры)

  1. Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.  (Дятел)

  1. Сделал дыру, вырыл нору.

Вот спальня, вот кладовка –

Всё сделано ловко.  (хомяк)

  1. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.  (ласточка)

  1. Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо. (оса)

— Молодцы ребята, какой сделаем вывод? (многие животные строят жилище для себя и своего и потомства).

– Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека. Это забота человека о животных.

– Как мы можем заботиться о животных?

Но не всегда человек должен заботиться о животных, особенно о диких животных. Есть случаи, когда нам лучше не вмешиваться в дела природы, иначе многие животные и растения погибнут.

Итог: животные – живые существа. Что мы узнали о жизни животных? Что необходимо животным для жизни? (Дети вспоминают, делают выводы: пища, вода, воздух, тепло, свет).