Конспект ОУД в средней группе «Путешествие в царство природы»


Аухадиева Оксана Юрьевна

воспитатель ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, формировать представление о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспосабливаются к жизни в это время;

формировать представление о роли человека в жизни животных зимой;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Словарная работа: дупло, дикие животные, стая, логово

Билингвальный компонент: Волк – қасқыр, заяц – қоян, лиса – түлкі, дикие животные – жабайы жануарлар, птицы – құстар, природа – табиғат.

Оборудование: иллюстрации, картины с изображением леса, птиц, животных, растений, декорации для остановок: «Поэзия», «На лесной опушке», «Музыкальная»

«Животные наших лесов».

 

Мотивационно-побудительный этап:

Воспитатель: Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечиков, журчание весеннего ручейка и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном , ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в царство природы.

-Что такое природа? (ответы детей)

-Природа бывает живая и неживая

-Живая природа – это животные, птицы, насекомые.

-Неживая природа – это вода, солнце, воздух, камень, радуга…

-И мы с вами ребята, тоже часть природы.

-У меня есть волшебный ковёр – самолёт. Встаньте все на ковёр, возьмите друг друга за руки, закройте глаза и полетели.

Организационно-поисковый.

  1. остановка на полянке под названием «Поэзия»

Дети читают стихи.

*****

Есть просто храм

Есть храм науки

А есть ещё природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда

Будь сердцем чуток

Не оскверняй её святынь.

 

*****

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

 

*****

Бедной косуле

Нельзя простудиться

Ведь для косуль

Не бывает больницы

Кто заболевшую

Станет лечить

Если в степи

Не бывает врача

Дереву трудно обороняться

Оно ведь не конь

Не умеет лягаться.

Дерево молча

Сгорает костром

Корчится молча

Под топором

Красный тюльпан

Того, кто сорвёт

Словом недобрым

Не попрекнёт…

Серая мышка

Лапку поранит

Тоже к врачам

Обращаться не станет…

Если к зиме

Нет запаса кормов,

Чиж быстрокрылый

Не будет здоров,

Вряд ли тот чиж

До весны доживёт

Если кормушку

Себе не найдёт

  1. остановка. «На лесной опушке»

Воспитатель:

Лесная тишь

Полна своих чудес

Ты перед сказкою стоишь

А сказка это – лес

Ты эту сказку сохрани

Не рви, не мни, и не топчи.

– Ребята, что такое лес? (это место, где растёт много деревьев, кустарников, грибов, ягод).

Вспомните правила поведения на природе:

-в лесу нужно ходить по тропинкам;

-нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых;

-не разжигать костёр;

-какие деревья растут в нашем лесу? (сосна, берёза, осина)

-Почему говорят: лес – наше богатство? (лес даёт нам чистый воздух, грибы, ягоды, орехи)

-Как ещё используют лес? (из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки, лекарства).

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. А ещё в лесу живут дикие животные. И мы продолжаем своё путешествие на ковре самолёте и следующая наша остановка…

  1. остановка. Полянка «Музыкальная»

Песня «Доброта». Сл: Бурсова, Муз. Гомоновой.

Лес открыл для всех ворота настежь

Луг припас для всех свои цветы

Всё вокруг тебе поёт о счастье

Если сам, если сам

Если сам ты полон доброты.

Прыгают кузнечики, кузнечики на стёжке

Ласточки кружат над головой

Бабочка пригрелась на ладошке

Все они, все они

Хотят дружить с тобой

Танец с цветами.

Дети совершают дальнейшее путешествие на ковре самолёте и останавливаются на следующей полянке.

  1. остановка Полянка «Животные наших лесов»

Воспитатель: Каких диких животных вы знаете?

Дети: Волк, лиса, заяц, медведь, ёж, кабан, белка и другие.

Воспитатель: Кто из лесных животных самый страшный? (волк).

Кто из них самый слабый и трусливый? (заяц).

Кто из лесных зверей самый красивый? (лиса).

Белка – С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.(Белка)

Этот очаровательный зверёк очень любопытен. Она всегда находится в движении быстро бегает вверх вниз по стволам или скачет с веки на ветку. Зрение у белки острое, ушки очень чуткие. Хвост укрывает от солнца и дождя, помогает рулить в воздухе. А ещё служит парашютом, если нужно спрыгнуть срочно на землю. Зимой белка кормится за счёт своих запасов: шишек, сушёных грибов, желудей. Живёт белка в дупле, которое утепляет осенью. Летом шубка у белочки яркая, рыжая. А к зиме белочка меняет шубку на серебристо-серую.

Рыжая лиса – Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной – …. (Лиса)

Лиса очень красивое животное, у неё мягкая пушистая шерстка рыжего цвета. Зимой шерсть у лисы становится гуще и теплее. Лапы у лисы чёрные, а грудь белая, а её хвост – её гордость очень красивый, пушистый, длинный с белым кончиком. А зачем ей такой хвост?

Воспитатель: Лиса хитрый, осторожный, сообразительный зверь. Если кто за ней гонится, она пушистым хвостом заметает свои следы. А ещё её хвост служит для того, чтобы им укрываться. Лиса ложится спать, свернувшись калачиком, и тёплым хвостом укрывает нос. Так поступают и другие звери.

Воспитатель: Какая у лисы мордочка?

Дети: Удлинённая, узкая.

-Почему?

Воспитатель: Да, правильно, чтобы рыть норы. Они роют сами, а иногда занимают жилище других зверей.

Изнутри выстилают свои норки сухой травой, мхом, шерстью.

Воспитатель: А еще, ребята, у лисы очень хороший нюх, хорошо чувствует запахи. Посмотрите на её уши и скажите, какие они?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, уши у неё довольно крупные остренькие. И слух у неё тоже очень хороший.

-А чем питаются лисы? Лисы редко питаются зайцами, потому что они быстро бегают. Они питаются мелкими грызунами, лягушками, ящерицами. Могут ловить в реке рыбу, а ещё могут забраться в курятник.

Заяц – Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою – белый,

Он, скажите, вам знаком? (Заяц)

Зимой заяц свою серую шубку меняет на белую и тёплую. Трудно увидеть зайку в белой шубке на снегу. Задние лапы у него длиннее передних, Норку заяц не роет, поэтому живёт в кустиках или в ямке. Чаще всего питается корой молодых деревьев.

Волк – Когда я голодный, меня не встречай.

Я щелкну зубами и съем невзначай.

Разбойник он серый и нет ему веры

Все клыками щёлк, кто же это? (волк).

От мороза волка защищает густой мех. Отталкивает воду, и подшерсток не намокает живут стаей, хорошо переносит и сильную жару, и холод.

-А какой у волка хвост? (пушистый)

-Хвост служит ему как одеяло – зимой выкапывает ямку в снегу, сворачивается калачиком, а хвостом прикрывает нос, чтобы не замерз. Так же служит рулем – помогает быстрее свернуть в сторону.

Хвост нужен волку и для того, чтобы выражать свои чувства. Если хвост задран – это означает, что волк вполне уверен в себе.

У дружелюбно настроенного волка хвост опущен, но самый кончик его смотрит вверх. Волк с поджатым хвостом либо чего-то боится, либо так сообщает о своей симпатии.

Танцуя и виляя хвостом, волк приглашает сородичей поиграть.

-Какие лапы?

Где живут волки? (в лесу). А дом у него логово. Которое они себе роют, чтобы волчица выводила потомство.

Логово роют, около воды, потому что едят много мяса, и им нужно пить воду.

Волк заботится о своей семье, он даже иногда остаётся голодным, для него главное накормить семью.

-Ребята, а ещё волки живут стаями, они собираются в семьи. И это им помогает охотиться. В стае есть вожак, который следит за порядком.

-А как вы думаете, чем волки питаются? (кабаны, лошади, лоси, олени, коровы, а также зайцы, ондатры, бобры, сурки, мыши). Если волку не найти такую пищу, то он может питаться даже ящерицами и лягушками, корой, веточками осины, берёзы)

Физ. минутка:

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Лось – Ребята, отгадайте загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

Лося легко узнать по длинным ногам, горбоносой морде. Он самый крупный представитель семейства оленевых. Верхняя губа у лося длиннее нижней и свешивается вниз, придавая лосю характерный вид. Туловище сравнительно короткое, причем передняя часть намного выше задней. Зимой лоси держатся небольшими стадами. Питается как травой, так и ветками деревьев, зимой поедает хвою деревьев, грызёт древесную кору. Лось неприхотлив в еде. Но пищи ему требуется довольно много. Сено лось не ест. Зимой поедает ветви сосны, ели. Зима – сложный период в жизни лося. Пищи ему в этот период сильно не хватает, передвигаться в поисках еды по снегу зверю тяжело. Он бродит вдоль проторенных тропинок, экономит силы, большую часть времени проводя в лежке. В сильные морозы лоси зарываются в рыхлый снег.

А ещё в наших лесах водятся кабаны, барсуки, косули, олени, ежи – зимой ежи спят. Зима для животных тяжёлое время года. Поэтому лесники подкармливают животных сеном, срубленными молодыми осинами, в местах подкормки оставлют каменную соль. Жизнь леса – это жизнь одной большой семьи, где существуют свои законы, порядки. Все лесные жители строго подчиняются им .

Рефлексивно-коррегирующий этап.

Ребята сегодня мы с вами путешествовали по царству природы. Очень много интересного мы узнали о нашей природе, какие деревья растут в нашем лесу, какие животные в нем обитают. Белочка вам, ребята передала запасы из своей кладовки – любимое своё лакомство – орехи.

Ребята, давайте с лесом, лесными жителями попрощаемся на языке деревьев. Встаньте на носочки, поднимите руки и покачайте ладошками из стороны в сторону. Улыбнитесь друг другу

А мы с вами возвращаемся в детский сад на нашем волшебном ковре – самолёте.