Открытый классный час на тему «День благодарности»
Самойлова Наталья Юрьевна
преподаватель истории Коммунальное государственное учреждение «Самарский аграрно-технический колледж» УО ВКО
Цель: Обучающая. Познакомить детей с новым праздником появившимся в Казахстане; распространить понятие «день благодарности народам»; раскрыть значение понятия «день благодарности»; формирование у детей понимания, что эти понятия важны каждому из них для развития культурных ценностей и человеческих взаимоотношений;
Развивать творческие способности, развивать умение быть терпеливыми по-отношению к другим и к себе, культурная и этническая терпимость и благодарность;
Воспитание общего культурного политического кругозора; воспитывать у детей потребность воспитывать в себе умение слушать мнение своих одноклассников.
Оборудование: Телевизор, слайды, буклеты на данную тему, стикеры.
Все знают и понимают: слово и понятие «благодарность» отвечают на поставленные вопросы, умеют выделять положительные и отрицательные качества человека.
Ход классного часа
1.Орг.момент (психологический настрой, сообщение темы, целей урока)
2.Гимн
Учитель предлагает всем студентам поздороваться друг с другом. Давайте, в начале урока просто поблагодарим окружающий нас мир, окружающих нас людей, мысленно поблагодарим своих родителей. Ведь впереди самый добрый и трогательный праздник День благодарности. А также поприветствуем наших гостей и конечно скажем спасибо, что нашли время и пришли к нам.
3.Приветствие гостей (Степанова Эмма Яковлевна- председатель жен.совета Самарского сельского округа, дочь депортированных немце в Казахстан в годы ВОВ)
Магау Армия-член родительского комитета группы, оралманка вернувшаяся на историческую родину.)
4) Студенты приветствуют друг друга стихотворением.
Не выразить словами благодарность,
Не высказать и даже не пропеть.
Как важно, когда в жизни рядом с нами,
Есть тот, кто может теплотой согреть.
В минуту сложную, кто дарит нам участье,
Иль нужные какие-то слова…
Скажите, может, это и есть счастье,
Когда стремится ввысь душа от зла?
Сказать «спасибо» будет просто мало,
За все, что получила я от вас.
Хочу, чтоб с вами солнышко сгорало,
Одаривая миллионы раз.
Хочу, чтоб блага жизни, что на свете Придумал одинокий человек,
С моею благодарностью ответной Пришли бы к вам на самый долгий век.
Слово куратора.
Ребята, сегодня у нас необычный классный час, сегодня мы посвятим наше мероприятие очень доброму и трогательному празднику. Этот праздник появился в нашей республике сравнительно недавно и поэтому мы о нем почти ничего незнаем. Определить тему урока я вам предлагаю самостоятельно по опорным словам.
На карточках слова: «БЛАГОДАРНОСТЬ», «ПРАЗДНИК», «НАРОДЫ», «КАЗАХСТАН».
– Попробуйте объединить все четыре слова в одну тему. (Праздник благодарности народам Казахстана).
Как вы думаете, а почему появился такой праздник и для чего необходимо выражать благодарность?(ответ студентов)
Слово куратора.
А сейчас давайте углубимся в историю и узнаем подробнее о данном празднике.
1 марта 2015 года в Казахстане Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности
1 марта 1995 года в Казахстане была учреждена Ассамблея народа Казахстана, и в 2015 году в рамках празднования двадцатилетия Ассамблеи Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.
5. Просмотр видеоролика Назарбаев о празднике «День благодарности»
В данном ролике вы услышали отношение нашего президента к данному празднику. А как вы считаете нужен ли нам такой праздник, поддерживаете ли вы идею президента и почему? (ответ обоснуйте).
А как вы понимаете термин депортированный народ? (показать слайд – 4)
6. Краткая история депортации народов просмотр фильма Колонка обозревателя.
7. Выступление студентов.
Воспоминания ингуша о депортации 1944 года в Казахстан” .Люди друг друга лучше понимали”.
Мы гордимся тем, что наша страна интернациональная. Но когда-то многие народы были насильственно переселены в Казахстан, и то были тяжелые времена для людей.
Магомет-Тагиру было восемь лет, когда рано утром 23 февраля 1944 года в дверь постучали солдаты. Тогда ему показалось, что начался длинный, нескончаемый мрачный день с нависшими тучами. Именно с такой ассоциацией осталась в памяти дорога в Казахстан.
“Помню женщин, возившихся у буржуйки, в ожидании, когда испечется кусочек лепешки, плач голодных маленьких детей, понурые лица мужчин. Мне все казалось, вот-вот проснусь и этот тяжелый сон закончится. Но я просыпался, засыпал вновь, а стук колес не прекращался”, – вспоминает Барахоев.
Когда их высадили на станции, то на сердце у него была радость: казалось, что самое тяжелое осталось позади в том ужасном вагоне и вот-вот они попадут в теплый дом. Однако все только начиналось. Магомет-Тагир отчетливо помнит тот день:
“Стоял лютый мороз. Огромная толпа людей стояла в ожидании своей участи. Это была Кокчетавская область. Одна за другой подъезжали грузовые машины и по списку забирали людей. Мы тоже сели в эту холодную машину без тента. Нас высадили в селении Лобаново. Оттуда повезли на повозке до села Заря. Я замерз окончательно. Сел на повозку, покрытую сеном, стараясь согреться, но не мог”.
Его мёма и старшая сестра Халимат, которой было десять лет, старались как-то закутать младших. Детей было семеро: четыре сестры и три брата. Глава семьи умер за год до высылки, и рядом с ними был дядя Халит. Барахоев рассказывает, что дядя, оглядываясь на него, постоянно спрашивал, не замерз ли он. А мальчик в ответ лишь отрицательно кивал головой.
“Мне шел восьмой год. Я был очень худощавым мальчиком, но уже чувствовал себя мужчиной. В те годы с детьми не сюсюкались, как нынче, они рано взрослели. Дорога дальняя, как мне тогда казалось, а было всего-то 18 километров. Кругом заснеженные степи и буран. Чувствую, что мерзну, а сказать стыдно. Тут дядя заметил, что я уже засыпаю, теряю сознание. Он меня ставит на
ноги и кричит: “Беги!” Я падаю с ног, стараюсь встать, шаг, другой и опять падаю. И так несколько раз. Тут он меня схватил, завернул в бурку и стал тереть, как котенка. Мне было очень неловко отогреваться у него на коленях. Тут у меня порозовели щеки. “Вот, — сказал он, — теперь уже беги сам”. Даже сегодня, вспоминая это, чувствую себя неловко. Потом опять поставил на ноги и приказал идти самому. Так и шел — бегом, пешком километра два-три”.
Жила семья в селе Заря Кокчетавской области. По словам Магомет-Тагира, отношение к переселенцам здесь было хорошее.
“Мы не ощущали со стороны местных жителей особой враждебности. Хотя они поговаривали, что, мол, их предупреждали, что к ним везут людоедов. Но люди друг друга лучше понимали, там многие были такие же, как мы. Село небольшое – жили казахи, русские, семья украинцев и ингуши”.
Каждой депортированной семье выдали паек, по четыре барана. Однако насытиться этим пайком голодным людям было невозможно. К тому же запасы скоро иссякли. Барахоев делится, что после уборки урожая колосьев они бегали по полю и прямо с земли подбирали зерна, из которых дома делали муку и варили кашу.
“Время было голодное и тяжелое. В течение года один за другим у нас умерли от болезней два брата и две сестры. Осталось нас у мамы трое. Так и жили. Вернулись на родину в 66-м году. Мама успела пожить на своей родной земле, увидеть внуков. Кого выдать замуж, кого и поженить. Старшая сестра Халимат умерла лет пять назад. Младшая Калимат так и осталась жить в Казахстане со своей большой и дружной семьей. Часто приезжает в гости на Кавказ. Испытания выдержали. Хотя они были и нечеловеческие”.
8. Просмотр фильма депортация корейцев.
9. Читает стихотворение Тупицына Ангелина.
Памяти жертв депортации
Спасибо, господи, за то, что мы живем
И видим солнце серебристо-золотое,
За то, что в праздники смеемся и поем,
За то, что есть у нас навеки дорогое!
У нас есть степи, есть республика, есть род!
У нас есть дух, еще не сломленный пальбою!
Многострадальный, беззащитный мой народ,
Как описать, что было сделано с тобою?!
Был дикий жребий выселения людей:
Калмыки, ингуши, балкарцы, курды, греки…
Никто не должен был укрыться от властей:
Ни воин, ни старик, ни дети, ни калеки.
Средь тех людей- мои прабабушка и дед,
И вся семья их- это четверо невинных!
А сколько было за тринадцать с лишним лет
Лишенных крова и корней своих глубинных!
Морозным утром сорок третьего вошли
В дома народов полномочные агенты,
Устроив обыски, изъяли, что могли,
Как будто наслаждались сбором ренты.
Затем, неграмотным, читали вслух указ…
И разъясняли: будут братья нам тунгусы.
Так началась трагедия для нас, дошедшая под именем «улусы»
Приказ секретности был выполнен сполна,
Но многие края по слухам узнавали,
Что в тот тревожный час, когда идет война,
Неслыханному злу народ предали!
Стенания старух, болезни, голод, вой,
Грудные малыши, замерзшие в вагонах,
Безумье матерей, концлагерный канвой
И сотни мертвецов в открытых эшелонах!
Да можно ли забыть, всеобщую беду?
Да можно ли отнять у сердца шрам кровавый?!
Великий вам поклон, умершие в бреду!
Великий Вам поклон, все наши мольбы с вами!
10. Слово гостям мероприятия
11. Рефлексия
Каждому студенту выдается табличка со словом Благодарю, каждый выходит к доске и высказывает слова благодарности колледжу, друзьям , родителям и т.д