Открытый классный час на тему «День благодарности»


Самойлова Наталья Юрьевна
преподаватель истории Коммунальное государственное учреждение «Самарский аграрно-технический колледж» УО ВКО

Цель: Обучающая. Познакомить детей с новым праздником появившимся в Казахстане; распространить понятие «день благодарности народам»; раскрыть значение понятия «день благодарности»; формирование у детей понимания, что эти понятия важны каждому из них для развития культурных ценностей и человеческих взаимоотношений;

Развивать творческие способности, развивать умение быть терпеливыми по-отношению к другим и к себе, культурная и этническая терпимость и благодарность;

Воспитание общего культурного политического кругозора; воспитывать у детей потребность воспитывать в себе умение слушать мнение своих одноклассников.

Оборудование: Телевизор, слайды, буклеты на данную тему, стикеры.

Все знают и понимают: слово и понятие «благодарность» отвечают на поставленные вопросы, умеют выделять положительные и отрицательные качества человека.

Ход классного часа

1.Орг.момент (психологический настрой, сообщение темы, целей урока)

2.Гимн

Учитель предлагает всем студентам поздороваться друг с другом. Давайте, в начале урока просто поблагодарим окружающий нас мир, окружающих нас людей, мысленно поблагодарим своих родителей. Ведь впереди самый добрый и трогательный праздник День благодарности. А также поприветствуем наших гостей и конечно скажем спасибо, что нашли время и пришли к нам.

3.Приветствие гостей (Степанова Эмма Яковлевна- председатель жен.совета Самарского сельского округа, дочь депортированных немце в Казахстан в годы ВОВ)

Магау Армия-член родительского комитета группы, оралманка вернувшаяся на историческую родину.)

4) Студенты приветствуют друг друга стихотворением.

Не выразить словами благодарность,

Не высказать и даже не пропеть.

Как важно, когда в жизни рядом с нами,

Есть тот, кто может теплотой согреть.

В минуту сложную, кто дарит нам участье,

Иль нужные какие-то слова…

Скажите, может, это и есть счастье,

Когда стремится ввысь душа от зла?

Сказать «спасибо» будет просто мало,

За все, что получила я от вас.

Хочу, чтоб с вами солнышко сгорало,

Одаривая миллионы раз.

Хочу, чтоб блага жизни, что на свете Придумал одинокий человек,

С моею благодарностью ответной Пришли бы к вам на самый долгий век.

Слово куратора.

Ребята, сегодня у нас необычный классный час, сегодня мы посвятим наше мероприятие очень доброму и трогательному празднику. Этот праздник появился в нашей республике сравнительно недавно и поэтому мы о нем почти ничего незнаем. Определить тему урока я вам предлагаю самостоятельно по опорным словам.

На карточках слова: «БЛАГОДАРНОСТЬ», «ПРАЗДНИК», «НАРОДЫ», «КАЗАХСТАН».

– Попробуйте объединить все четыре слова в одну тему. (Праздник благодарности народам Казахстана).

Как вы думаете, а почему появился такой праздник и для чего необходимо выражать благодарность?(ответ студентов)

Слово куратора.

А сейчас давайте углубимся в историю и узнаем подробнее о данном празднике.

1 марта 2015 года в Казахстане Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности

1 марта 1995 года в Казахстане была учреждена Ассамблея народа Казахстана, и в 2015 году в рамках празднования двадцатилетия Ассамблеи Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.

5. Просмотр видеоролика Назарбаев о празднике «День благодарности»

В данном ролике вы услышали отношение нашего президента к данному празднику. А как вы считаете нужен ли нам такой праздник, поддерживаете ли вы идею президента и почему? (ответ обоснуйте).

А как вы понимаете термин депортированный народ? (показать слайд – 4)

6. Краткая история депортации народов просмотр фильма Колонка обозревателя.

7. Выступление студентов.

Воспоминания ингуша о депортации 1944 года в Казахстан” .Люди друг друга лучше понимали”.

Мы гордимся тем, что наша страна интернациональная. Но когда-то многие народы были насильственно переселены в Казахстан, и то были тяжелые времена для людей.

Магомет-Тагиру было восемь лет, когда рано утром 23 февраля 1944 года в дверь постучали солдаты. Тогда ему показалось, что начался длинный, нескончаемый мрачный день с нависшими тучами. Именно с такой ассоциацией осталась в памяти дорога в Казахстан.

“Помню женщин, возившихся у буржуйки, в ожидании, когда испечется кусочек лепешки, плач голодных маленьких детей, понурые лица мужчин. Мне все казалось, вот-вот проснусь и этот тяжелый сон закончится. Но я просыпался, засыпал вновь, а стук колес не прекращался”, – вспоминает Барахоев.

Когда их высадили на станции, то на сердце у него была радость: казалось, что самое тяжелое осталось позади в том ужасном вагоне и вот-вот они попадут в теплый дом. Однако все только начиналось. Магомет-Тагир отчетливо помнит тот день:

“Стоял лютый мороз. Огромная толпа людей стояла в ожидании своей участи. Это была Кокчетавская область. Одна за другой подъезжали грузовые машины и по списку забирали людей. Мы тоже сели в эту холодную машину без тента. Нас высадили в селении Лобаново. Оттуда повезли на повозке до села Заря. Я замерз окончательно. Сел на повозку, покрытую сеном, стараясь согреться, но не мог”.

Его мёма и старшая сестра Халимат, которой было десять лет, старались как-то закутать младших. Детей было семеро: четыре сестры и три брата. Глава семьи умер за год до высылки, и рядом с ними был дядя Халит. Барахоев рассказывает, что дядя, оглядываясь на него, постоянно спрашивал, не замерз ли он. А мальчик в ответ лишь отрицательно кивал головой.

“Мне шел восьмой год. Я был очень худощавым мальчиком, но уже чувствовал себя мужчиной. В те годы с детьми не сюсюкались, как нынче, они рано взрослели. Дорога дальняя, как мне тогда казалось, а было всего-то 18 километров. Кругом заснеженные степи и буран. Чувствую, что мерзну, а сказать стыдно. Тут дядя заметил, что я уже засыпаю, теряю сознание. Он меня ставит на

ноги и кричит: “Беги!” Я падаю с ног, стараюсь встать, шаг, другой и опять падаю. И так несколько раз. Тут он меня схватил, завернул в бурку и стал тереть, как котенка. Мне было очень неловко отогреваться у него на коленях. Тут у меня порозовели щеки. “Вот, — сказал он, — теперь уже беги сам”. Даже сегодня, вспоминая это, чувствую себя неловко. Потом опять поставил на ноги и приказал идти самому. Так и шел — бегом, пешком километра два-три”.

Жила семья в селе Заря Кокчетавской области. По словам Магомет-Тагира, отношение к переселенцам здесь было хорошее.

“Мы не ощущали со стороны местных жителей особой враждебности. Хотя они поговаривали, что, мол, их предупреждали, что к ним везут людоедов. Но люди друг друга лучше понимали, там многие были такие же, как мы. Село небольшое – жили казахи, русские, семья украинцев и ингуши”.

Каждой депортированной семье выдали паек, по четыре барана. Однако насытиться этим пайком голодным людям было невозможно. К тому же запасы скоро иссякли. Барахоев делится, что после уборки урожая колосьев они бегали по полю и прямо с земли подбирали зерна, из которых дома делали муку и варили кашу.

“Время было голодное и тяжелое. В течение года один за другим у нас умерли от болезней два брата и две сестры. Осталось нас у мамы трое. Так и жили. Вернулись на родину в 66-м году. Мама успела пожить на своей родной земле, увидеть внуков. Кого выдать замуж, кого и поженить. Старшая сестра Халимат умерла лет пять назад. Младшая Калимат так и осталась жить в Казахстане со своей большой и дружной семьей. Часто приезжает в гости на Кавказ. Испытания выдержали. Хотя они были и нечеловеческие”.

8. Просмотр фильма депортация корейцев.

9. Читает стихотворение Тупицына Ангелина.

Памяти жертв депортации

Спасибо, господи, за то, что мы живем

И видим солнце серебристо-золотое,

За то, что в праздники смеемся и поем,

За то, что есть у нас навеки дорогое!

У нас есть  степи, есть республика, есть род!

У нас есть дух, еще не сломленный пальбою!

Многострадальный, беззащитный мой народ,

Как описать, что было сделано с тобою?!

Был дикий жребий выселения людей:

Калмыки, ингуши, балкарцы, курды, греки…

Никто не должен был укрыться от властей:

Ни воин, ни старик, ни дети, ни калеки.

Средь тех людей- мои прабабушка и дед,

И вся семья их- это  четверо невинных!

А сколько было за тринадцать с лишним лет

Лишенных крова и корней своих глубинных!

Морозным утром сорок третьего вошли

В дома народов  полномочные агенты,

Устроив обыски, изъяли, что могли,

Как будто наслаждались сбором ренты.

Затем, неграмотным, читали вслух указ…

И разъясняли: будут братья нам тунгусы.

Так началась трагедия для нас, дошедшая под именем «улусы»

Приказ секретности был выполнен сполна,

Но многие края по слухам узнавали,

Что в тот тревожный час, когда идет война,

Неслыханному злу народ предали!

Стенания старух, болезни, голод, вой,

Грудные малыши, замерзшие в вагонах,

Безумье матерей, концлагерный канвой

И сотни мертвецов в открытых эшелонах!

Да можно ли забыть, всеобщую беду?

Да можно ли отнять у сердца шрам кровавый?!

Великий вам поклон, умершие в бреду!

Великий Вам поклон, все наши мольбы с вами!

10. Слово гостям мероприятия

11. Рефлексия

Каждому студенту выдается табличка со словом Благодарю, каждый выходит к доске и высказывает слова благодарности колледжу, друзьям , родителям и т.д