Открытый урок на тему «Образование казахского ханства»


Самойлова Наталья Юрьевна
преподаватель истории Коммунальное государственное учреждение «Самарский аграрно-технический колледж» УО ВКО

Цели:   -образовательная: Сформировать у учащихся знания о периоде становления страны как суверенного государства, раскрыть условия его образования. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа.

-развивающая: Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, интеллект учащихся.

– воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание. Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый,       интерактивный, творческий, репродуктивный.

Оборудование: Презентация к уроку, карта, портреты ханов., видеоматериал.

Эпиграф к уроку:

«Не зная прошлого, истории,

трудно знать настоящее время,

предположить будущее»

Абу Насыр Аль-Фараби.

Ход урока:

1)      Организационный момент:

– Добрый день ребята!  Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Прочитав название темы урока,  вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить? И так, мы начинаем свой урок! Внимание! Посмотрите на экран.

Сообщение темы и цели урока.  Сегодня мы должны вместе с вами  раскрыть исторические условия появления независимого казахского государства. А для этого мы должны вспомнить тему прошлого урока «Формирование казахского народа, образование казахских жузов»

2) Опрос домашнего задания.

1. Что необходимо для формирования народности (стр. 181 учебник).

2. Всегда ли казахи называли себя «казахами» , как появился термин казах?(тысяча алаш, алаш-казахами). (стр.185)

3. Какие первые государственные объединения существовали на территории Казахстана? Показать на карте.  (кок орда, ак орда, ханство абул-хаира, маверанахр, могулистан)

4. В первом вопросе мы с вами вспомнили необходимые условия для формирования народности, по какому принципу первые государства объединялись в жузы? (террит.близость, общая культ.,традиции и обычаи).

5. На контурной карте Казахстана выделите территорию трех жузов и обозначьте границу.

 

6.Существует несколько вариантов ученых о возникновении жузов, назовите данные мнения. (нужно выбрать правильный ответ)

7.На территории каждого жуза проживали разные племена со своими особенностями, соотнесите на карте к каждому жузу племена проживающие соответственно на данной территории и назовите численность каждого жуза. (На стикерах прописаны название племен и численность, необходимо выбрать правильный ответ и приклеить на карту.)

3) Подготовка к изучению нового

1.Как вы думаете, а для чего жузы стали объединяться в единое государство, ханство? (с целью самозащиты, сохранения национального единства, создание условий для повседневной хозяйственно- бытовой и экономической деятельности)

2.Могло ли монгольское нашествие способствовать данному процессу? (да, т.к смешение народов, необх. было преодолеть этническую разобщенность).

Слово учителя.

4) Изучение нового материала (изучение материала сопровождается видеофильмом Образование казахского ханства и Казахскому ханству 550 лет, при необходимости фильм останавливается преподавателем для разъяснения материала)

Все эти причины и не только являлись предпосылками образования казахского ханства.

А теперь давайте обратимся к электронному учебнику к теме «Образование казахского ханства»

60е годы 15 в.  образования казахского ханства.

Условия образования каз.ханства                             Основатели каз.ханства Жанибек и Керей.

– Изучить данную таблицу в электронном учебнике и записать в тетрадь.

– В электронном учебнике рассмотреть личность Жанибека и Керея.

– Видеоматериал –Образование Казахского ханства.

(параллельно изучается исторический документ.)

– Изучить исторический документ стр.194 учебник, Мухаммед Хайдар Дулати труд «Тарих-и-Рашиди».(читает студент).

Сделать вывод по историческому документу.

Прочитать биографию Абулхаир хана, Есен-Буга.

1465-1466 г. образование казахского ханства, в западной части Семиречья. (показать на карте Образование каз.ханства, карте Казахстана, политической карте мира).

Сделать вывод

 

Какую цель ставят перед собой Керей и Жанибек после смерти Абулхаира и Есен-Буги?  (расширить территорию и завоевать присырдарьинские города)

Укрепление казахского ханства.

1468 г. смерть хана Абулхайра

1462 г. смерть Есен-Буги

 

Задание по группам 1 группа (работа по учебнику, при ответе  работа по карте, необходимо обозначить завоеванные территории казахских ханов.)

Стр.197 укрепление казахского ханства

Каковы причины стремления первых казахских правителей подчинить себе города вокруг Туркестана?

2 группа Достижения хана Бурундука

3 группа Достижения хана Касыма

Обратить внимание на карту  сделать сравнение. (Территориальные изменения.)

 

 

5. Закрепление материала

Каждый студент по цепочке должен проговорить то,что запомнил на уроке. Но не повторяя друг друга.

1. Определите по карте первоначальное расположение Казахского ханства (Западное Жетысу, поймы рек Чу, Талас)

2. Какие исторические события происходили в Могулистане после смерти Есен-Буги?

3. Что привело к укреплению Казахского ханства и расширению его территории?

4. Какова судьба Узбекского улуса после смерти Абулхаира?

 

Просмотр социального ролика о Казахском ханстве.

 

6. Рефлексия

Каждый студент определяет этап урока который ему понравился больше всего.

 

7. Домашнее задание

Конспект, просмотреть фильм https://www.youtube.com/watch?v=euo3rJG7cfA (Казахское ханство Алмазный меч.)

 

8.Оценки за урок.