«Форма работы с одаренными детьми». Выступление на конференции


 Федотова Наталья Владимировна
 учитель по изобразительному  искусству ГККП «Ясли-сад «Гулливер» г. Петропавловск

 

 

                                                             «Одаренный  ребенок  может  не         

                                                                    стараться –  он  творит,  как  дышит. 

                                                               Но  не  всегда  дар  проявляется  сам                          

                                                               собой,  его  нужно  суметь  выявить».                                                                                                                                                                     

                                                                                                   Р.  Арнхейм

Проблема  одаренности  в  настоящее  время  становятся  все  более  актуальной.  Это  прежде  всего  связано  с  потребностью  общества  в  неординарной  творческой  личности.  Неопределенность  современной  окружающей  среды  требует  не  только  высокую  активность  человека,  но  и  его  умение,  способности  нестандартного  поведения.

Раннее  выявление,  обучение  и  воспитание  одаренных  и  талантливых  детей  составляет  одну  из  главных  задач  совершенствования  системы  образования.

Учитывая  специфику  определенного  вида  одаренности,  а  также  психологические  закономерности  ее  развития  определяются  конкретные  цели  обучения  одаренного  ребенка, и  мы  ставим  следующие  цели:

•     Развивать  духовно – нравственные  основы  личности  одаренного  ребенка,  высших  духовных  ценностей  (важно  не  само  по  себе  дарование, а  то,  какое  применение  оно  будет  иметь);

•     Создавать  условия  для  развития  творческой  личности;

•     Развивать  индивидуальности  одаренного  ребенка  (выявление  и  раскрытие  самобытности  и  индивидуального  своеобразия  его  возможностей);

•     Обеспечивать  широкой  общеобразовательной  подготовкой  высокого  уровня,  обусловливающей   развитие  целостного  миропонимания  и  высокого  уровня  компетентности  в  различных  областях  в  соответствии  с  индивидуальными  потребностями  и  склонностями  ребенка.

Кого  мы  считаем  одаренным  ребенком ?

Одаренный  ребенок –  это  ребенок,  который  выделяется  яркими,  очевидными,  иногда  выдающимся  достижениями  (или  имеет  внутренние  предпосылки  для  таких  достижений)  в  том  или  ином  виде  деятельности.

Как  же  выявить  одаренного  ребенка?  Точно  определить  наличие  одаренности  у  ребенка  можно  только  под  руководством  специалиста,  но  существуют  общие  характеристики,   благодаря  которым  родители  могут  предположить,  что  у  них  одаренный  ребенок.

•     Ребенок  мало  спит.

•     Очень  быстро  учится  читать.

•     Произносит  первое  слово  в  возрасте  6  месяцев.

•     Произносит  первое  предложение  в  возрасте  12  месяцев.

•     В  возрасте  18-24  месяцев  может  поддержать  диалог, пользуясь  очень    богатым  для  его  возраста  словарным  запасом.

•     В  2,5  года  учит  алфавит  и  считает  до десяти.

•     Решает  простые  задачи  на  сложение  и  вычитание   к  3 годам.

•     Начиная  с  3-летнего  возраста,  спрашивает  о  значении  незнакомых  слов.

•     С  раннего  возраста  задают  вопросы  «почему?»

•     Демонстрирует  фантазию.

•     Его  волнуют  вопросы  справедливости  и  нравственности.

•     Ребенок  энергичен  и  уверен  в  себе.

•     Очень  наблюдателен,  готов  к  нестандартным  ситуациям.

•     Критично  относится к  себе  и  к  окружающим.

•     Очень  внимателен,  умет  полностью  сосредотачиваться.

•     Предпочитает  общество  детей  постарше.

•     Погружен  в  себя,  рассеян.

•     Чувствует  себя  странным,  считает  что  его  не  понимают.

•     Стремится  к  самовыражению,   творческому  использованию  предметов.

На  ранних  этапах  развития  ребенка  заметить  одаренность  ребенка  могут  родители,  поэтому  работа  нашего  сада  связана  с  родителями .  Если  родители  заметили  у  ребенка  признаки ,  соответствующие  одаренности,  им  следует  посоветоваться  с  воспитателями,  методистом   или  специалистами  и следовать  особым  методикам .  Если  ребенок  действительно  одаренный,  то  родителям  и  впредь  предстоит  заботится  о  развитии  ребенка .  Для  этого  в  нашем  саду  мы  предлагаем  родителям    консультации,  рекомендации,  памятки.

Памятка  для  родителей.

•     Разговаривайте  с  ребенком,  играйте  с  ним.  Беседуя  о  повседневных  делах,  предлагайте  ребенку  высказывать  свое мнение.

•     Реагируйте  на  интерес  ребенка  к  науке  и  искусству  помогайте  ему  развивать  свои  способности  в этих  сферах.

•     Вместе  с  ребенком  бывайте  там где  он  может  узнать  что-то  новое  –  в  музеях,  библиотеках,  общественных  центрах,  где  организуются  различные  мероприятия.

•     Не  давайте  ребенку  скучать,  стимулируйте  его  активность,  объясняйте,  что  достижения  пригодятся  ему  в  будущем.

•     Создайте  дома  спокойную  обстановку,  в  которой  ребенок  сможет  играть,  заниматься  любимым  делом, учится,  читать,  помогайте  ему  во  всем.

•     Поощряйте  интерес  ребенка.

Обучение  одаренных  детей  строится  по  принципам:

•     По  принципам  развивающего  и  воспитывающего  обучения.  Этот  принцип  означает,  что  цели,  содержание  и  методы  обучения  должны способствовать  не  только  усвоению  знаний  и  умений,  но  и   познавательному  развитию,   а  также  воспитанию  личностных  качеств  ребенка.

•      По  принципу  индивидуализации  и  дифференциации  обучения  он  состоит  в  том,  что  цели,  содержание  и  процесс  обучения  должны  как  можно  более  полно  учитывать  индивидуальные  и  типологические  особенности  ребенка.  Реализация  этого  принципа  особенно  важна  при обучении  одаренных  детей  у  которых  индивидуальные  различия  выражены  в  яркой  и  уникальной  форме.

•      Принцип  учета  возрастных  возможностей.  Этот  принцип  предлагает  соответствие  содержания  образования  и  методов  обучения  –  специфическим   особенностям  одаренных  детей  на  разных  возрастных  этапах ,  поскольку  их   боле  высокие  возможности  могут  легко  провоцировать  завышение  уровней

трудности  обучения  что  может  привести  к  отрицательным

последствиям.

Таким  образом,  чтобы  поддержать  и  развить  индивидуальность  ребенка,  не  растерять,  не  затормозить  рост  его способностей,  что  является  особо  важной  задачей  обучения  одаренных  детей.  Мы  используем  различные  формы  работы  с  детьми.  Следует  подчеркнуть  что  существует  много  разных  форм  работы  с  детьми,  но  не  разработаны  конкретные  формы  работы  с  одаренными  детьми  но  к  вашему  вниманию  мы  можем  предложить  следующие  формы  работы  с  одаренными  детьми:

•     Игры (дидактические,  сюжетно- ролевые,  настольные,  строительные,  игры  драматизации,  дидактические,  подвижные,  музыкальные)

•     Групповые  занятия  с  одаренными  детьми (провожу  занятия  на  углубленное  изучение  элементов  казахского  орнамента  –  где  дети  изучают  цвет  орнамента  и  к  какой  группе  они  относятся)

•     Индивидуальная  работа (работа  на  усложнение  задания – например  прорисовать  мелкие  детали)

•      Клубная  работа

•     Конкурсы (на  лучший  рисунок  по  различным  тематикам,  на  лучшую  газету)

•      Выставки

•     Экскурсии  (посещение  музеев,  выставочных  залов.)

•      Тематические  недели

●    Разработка  и  реализация   проектов Портфолио  ребенка.

•     В  конце  отслеживаем  результат.

В  нашем  саду  созданы  все  условия  для  художественно-эстетического  развития  детей.

В  своей  работе  я  использую  не  только  простые  способы  создания  работ   но  и  нетрадиционные способы  работы (тычок  жесткой  полусухой  кистью  по  трафарету, отпечатки  листьев,  оттиск  печатками  из  картофеля, рисование  пальчиком,  свеча  и  акварель,  оттиск  поролоном  и  рисование  пальчиком,  оттиск  поролоном,  рисование  ладошками)

Немало есть  одаренных  детей  в  разных  видах  деятельности  и  если  их  вовремя  распознать  и  направить  в  нужное  русло,  то  мы  вырастим  поколение  гениев.

Литература:

1.     «Дошкольное  воспитание».   №6  2010  года.

2.     «Дошкольное  воспитание».   №4  2010  года.

3.     «Мудрость  воспитания».  Москва  «Педагогика»  1988  года.

4.     «Психологический  тренинг  для  выявления  одаренности»,  Бабаева Ю.Д.  Под  редакцией  Д.В.  Боголевской  Москва  1998  год.

5.     «Внимание  одаренные  дети».  Гильбух  Ю.З.  Москва  1993  год.

6.     «Возрастная  одаренность  и  индивидуальные  различия». Лейтес  Н.С.  Воронеж  1997  год.

7.     «Загадки  одаренности»  Матюшкин  А.М.    Москва  1992  год.

8.     «Детская  одаренность».  Меде В.,  Пиорковский Г.  Москва  1995  год.

9.     «Одаренный  ребенок»   Под  редакцией  О.М.Дьяченко  Москва  1997  год.