«Секреты педагогического мастерства».


Куцевалова Ольга Юрьевна
воспитатель «Ясли – сад «Болашак»

Каждый ребенок должен вступить в жизнь успешным, добрым, отзывчивым, верящий в доброту и справедливость человеком. И все эти качества зависят от профессионализма воспитателя. Ведь ребенок с самых малых лет приходит в детский сад, а уже в дальнейшем, он вступает в школьную жизнь. И без этих качеств, ребенку будет очень сложно существовать в порой несправедливой, но реальной школьной жизни. Поэтому основная работа лежит на воспитателе. Я считаю, что воспитатель должен быть неким творцом, который, пройдя определенный путь, обязан воспитать и взрастить в ребенке ту личность, которая в дальнейшем сумеет легко и непринужденно перейти с одной «дошкольной» жизни, в другую «школьную» жизнь. Чтобы добиться определенных успехов, воспитатель должен соответствовать определенным требованиям, которые помогут добиться нужного результата.

 

Во-первых, воспитатель должен уметь находить общий язык не только с самим ребенком, а их в детском саду не один, а пятнадцать, а то и двадцать человек, но и с родителями. Это первый секрет педагогического мастерства. Воспитатель должен уметь грамотно организовать работу с родителями: это должно быть сотрудничество, основанное на обоюдном доверии и взаимоуважении. Очень важно, чтобы родитель понимал, что оптимальных результатов  можно достичь лишь совместными усилиями, а также осознавал собственную ответственность за результат воспитания. С этой целью в течение года организуются совместно с родителями праздники, коллективные творческие дела, что способствует сплочению родительского коллектива и обеспечивает атмосферу психологического комфорта.
А поскольку ни работу с родителями, ни работу с детьми нельзя организовать без любви к своему делу, я считаю, чтобы быть хорошим воспитателем, нужно любить то, чем занимаешься и любить того, с кем занимаешься. Ребенок для меня, прежде всего, личность, которую нужно уважать, несмотря на имеющиеся недостатки. Поэтому уверена, что даже  если и ругать, то нужно с любовью, не унижая при этом достоинство ребенка, критиковать поступок, а не саму личность.

 

Следующим секретом является умение создавать психологическую атмосферу в группе. Очень важно воспитателю суметь сплотить детей, создать необычную, но интересную и праздничную атмосферу в группе, подобрать «ключик» к душевному состоянию каждого ребенка, понять его, принять его со всеми недостатками. Это самый главный секрет, который, не всегда получается, особенно, если педагог только начинает свою профессиональную деятельность. Сюда же стоит отнести еще один немаловажный момент, как воспитатель относится к своему делу: любит ли он свою работу,  оживленно и с заинтересованностью ведет ли занятия, разрабатывает ли интересные и необычные игровые моменты или же проводит монотонную, скучную и неинтересную учебную деятельность. Все это влияет на ребенка. Ведь в интересной, разнообразной, непринужденной атмосфере ребенок не только учится говорить, слушать, приобретать какие – либо знания и умения, данная атмосфера вкладывает в сознание  ребенка такие понятия, как доброта, отзывчивость, общительность.

Третьим немаловажным условием профессионального успеха воспитателя является постоянное стремление его к самосовершенствованию, повышению своей профессиональной компетентности. Говоря словами одного мудреца: «Хорош лишь тот, в ком ещё не умер ученик». А сейчас, в эпоху реформирования и модернизации образования вопрос повышения профессиональной компетентности педагога особенно актуален, поскольку «Чего нет в творце, не может быть в творении». Вот почему я считаю необходимым участие воспитателя в профессиональных мастер-классах, конкурсах педагогического мастерства, поскольку это позволяет не только оценить свой профессиональный уровень относительно остальных участников, но и заимствовать удачные педагогические и методические находки коллег.

И в завершении: в каждом мастерстве есть огромное количество различных секретов, которые так же важны и необходимы в той или иной деятельности. Выше я рассказала о трех основных секретах, которые позволят творцу достичь поставленных целей. Хочется привести слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что Вы воспитываете ребёнка лишь, когда Вы рядом, беседуете с ним, наставляете его, вы воспитываете его даже тогда, когда  молчите» Поэтому и педагогам нужно чаще анализировать своё поведение и стараться самим не допускать негативных проявлений, слов и поступков, уметь признавать свою неправоту и учить этому детей.