Экология души. Эссе.

Идрисова Гульмира Маратовна
учитель английского языка КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 24 отдела образования г.Жезказгана»

Экология души.

 

Одной из важнейших задач общества и образования –     экологическому воспитанию учащихся, которая в наибольшей степени влияет на качество жизни каждого человека. Не смотря на активное использование традиционных форм работы с детьми, в целом дающих положительный эффект, зачастую дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться необходимостью беречь природу. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Поэтому не только на уроках биологии, физики, химии, географии, но и на уроках английского языка и литературы  сообщаются знания в области экологии, формируется бережное отношение к природе в целом.

Огромная роль в организации воспитательно-образовательной работы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей — это огромный потенциал их всестороннего развития.

«Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету…  Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

Прошли десятилетия, с тех пор, как  французский летчик Антуан де Сент-Экзюпери написал свою философскую сказку о любви, дружбе и о том, как хорошо, когда все в гармонии, даже чистота планеты, но актуальности произведение не теряет и по сей день – его с удовольствием вспоминают, цитируют.

Экологическое обучение и воспитание школьников являются важными задачами современной школы и основными формами экологической культуры, включающей в себя систему научных знаний, которые способствуют появлению ответственности за состояние окружающей среды, охрану природы и разумное использование природных богатств.

Тема экологии и отношения к ней еще не до конца сформировано обществом, поэтому частенько мы относимся к разговорам о ней как простой формальности, но как мне кажется, это уже давно не так. Наши дети ищут информацию в интернете, смотрят телевизор, общаются с миром и понимают, например, что такое жестокое отношение к животным, или что экологическая обстановка в некоторых странах оставляет желать лучшего, или что есть страны, где людям просто не хватает воды, или что есть животные, которые исчезают с лица земли.

Раньше считалось, что такие темы логичнее всего обсуждать на уроках географии, или биологии, но это далеко не так.  Основы экологического воспитания дети все-таки получают на уроках литературы и на уроках английского языка. И сейчас постараюсь объяснить, почему.

Что такое литература? И чему нас учит предмет английского языка? Ну, если очень примитивно и применительно к теме –  конечно же, это – опыт, описанный другими людьми, это их наблюдения и их мысли по этому поводу. Причем есть книги наших современников, а есть книги, которым десятки и сотни лет.

Что они дают подрастающему поколению?  Конечно же, они формируют правильные убеждения, нравственные качества; дают пищу для размышлений и учат здоровому и правильному отношению к жизни в целом.

Произведения Пришвина, Токаревой, Астафьева, Троепольского, Айтматова есть в учебной программе, и это очень правильно – как еще прививать детям экологическую культуру, как не через произведения прозаиков?

Экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Любая учебная и внеурочная деятельность учащихся ставит перед учителем важную задачу – формирование у учащихся современного, нравственно-экологического мировоззрения и потребности взять на себя ответственность за предотвращение глобальных экологических катастроф.

В  любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.

Обобщение этих разделов с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на эту тему, а также собственных разработок позволило автору  выстроить последовательную  систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.

В  любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком.

Обобщение этих разделов с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на эту тему, а также собственных разработок позволило автору  выстроить последовательную  систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.

Возможность подробного обсуждения вопросов экологии имеется в каждом классе. Авторы ставят серьезные задачи экологического образования и воспитания школьников, многократно возвращаются к теме экология и защиты окружающей среды на разных ступенях обучения, предлагая обучающимся выполнить проекты по разным аспектам данной темы (Traffic problem. Air pollution. Water pollution. Global warming.)

В 7-х классах мы уже говорим о защите окружающей среды. Одной из целей уроков этой темы является: формирование у учащихся социально-экологической нравственности. Мы говорим о правилах поведения в природе, как мы можем помочь природе. Ребятам очень нравится эта тема. Они читают о британских школьниках, общественных организациях, занимающихся охраной окружающей среды и говорят о том, что они могут сделать, чтобы сохранить природу, какой посильный вклад может сделать каждый человек независимо от возраста. Ребята откровенно высказывают своё мнение, в данный момент важно их отношение к этой проблеме. Ребята собирают стихи о природе, рисуют плакаты, газеты, защищают проекты, проводят исследовательскую работу. Очень часто на уроках  я использую игру «снежный ком». Эту игру начинает «слабый» ученик, он описывает первую картинку, второй ученик повторяет описание первой картинки, затем описывает вторую картинку, третий – повторяет описание первой и второй, описывает третью и так далее. Последний бывает самый сильный ученик группы. Он может рассказать по этим картинкам целый рассказ по теме.

В 8-9 классах мы говорим о здоровом образе жизни, о значении спорта в нашей жизни, что нужно делать, чтобы быть здоровым, о вредных привычках: курение, употребление алкоголя, наркомании. Ученики не только говорят о вредных привычках, а так же выражают своё отношение к данной проблеме, какое влияние оказывают эти привычки на самого человека и окружающих. Они отмечают, что вредные привычки влияют на здоровье человека, на его умственные способности, на поведение.

Игровая деятельность учащихся способствует формированию не только речевых навыков по данной лексической теме, но и развивает их активную жизненную позицию, даёт возможность выразить свою «Я-концепцию» по данной теме.

На каждом уроке происходит воспитание бережного отношения, гражданской ответственности к окружающему, любви к Родине, родному краю, развитие и формирование экологической культуры и мировоззрения учащихся.

Следует отметить, что особую роль в экологическом воспитании занимают песенки и рифмовки, используемые на уроках английского языка и литературы.

Например:

·        стихотворение «The country and the city» («Деревня и город»), где происходит сравнение природы крупных мегаполисов и мелких деревень. Ребята понимают, с какой экологической проблемой мы сталкиваемся, вырубая леса и выстраивая на их месте высотные дома;

·        песня про животных «Running wild and running free» («На воле и в неволе»), в которой поется о том, что животные зоопарка скучают по своим настоящим домам в естественной для них среде обитания;

·        песня «The Dolphin song» («Песня короля – дельфинов») звучит как гимн природе в будущем, обращение к ребятам сделать мир лучше и чище, ведь наша планета в опасности: загрязнение воздуха и воды, уничтожение лесов и животных – всё это может привести к катастрофе и т.д.

Еще одним эффективным способом интегрировать экологические знания в предметную область иностранный язык, конечно, является метод проектов. Некоторые темы для мини-проектов предлагают авторы учебников, например, создать плакат под заголовком «Город будущего», «Природа и Я»и т.д.

Темы также могут быть выбраны самими учащимися, формы итогового представления материала могут быть различны – от изготовления плакатов с призывом сохранять природу и создания «Красной книги» на английском языке с перечислением вымирающих животных и растений.

Проблемы глобального потепления, вторичной переработки сырья, вырубки лесов, исчезновения редких видов растений и животных, истончения озонового слова и многое другое благодаря изложению на английском языке приобретают интернациональный характер. Как решают аналогичные проблемы за рубежом? Какие международные организации занимаются решением вопросов, связанных с экологией? На все эти вопросы легче ответить, работая с материалами на английском языке. Поэтому мы считаем экологическое воспитание неотъемлемой частью уроков английского языка.

Впрочем, тема экологии и глубокого понимания природы нашла отражение и в поэзии. Например, в стихотворениях К.Кулиева, или в поэме С.Сейфуллина «Разлученные лебеди».

Принцип межпредметности позволяет последовательно проводить работу по углублению и пониманию карты мира. Чтение текстов разных жанров, обыгрывание жизненных ситуаций, использование дополнительных источников, межпредметность обеспечивает эффективность экологического развития школьников. В таком интегрированном курсе ведущую роль играет воспитательный потенциал.

Благодаря проделанной работе у школьников появляется желание участвовать в акциях по охране природы, благоустраивать школьные участки, сажать деревья и выращивать цветы, ухаживать за животными. Мировое движение за охрану окружающей среды приобретает все больший размах, и дети в нем играют не последнюю роль. Кроме того, решаются языковые проблемы, так как изучается и усваивается новая лексика. Школьникам интересно говорить о том, что их волнует. Это формирует личностное отношение к знаниям и окружающей действительности.

Воспитание экологически культурного поколения – потребность общества. Учебный предмет вносит свой вклад в решение этой проблемы и дает возможность для применения языка на практике. Результатом экологического воспитания является экологическая культура и активная жизненная позиция, проявляющаяся в желании сделать окружающий мир красивее, многообразнее и лучше.

И поэтому недооценить влияние предметов как, английский язык и литература на формирование именно культуры отношения к природе, животным, экологии просто невозможно.