Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы. Эссе.


Саринова Мария Ашимовна

учитель русского языка и литературы

КГУ “Школа “Өркен” управления образования Карагандинской области»

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Любое воспитание подрастающего поколения, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Известно, что художественные произведения воспитывают в человеке трепетное отношение к природе любого уголка земного шара, сострадание к проблемам – большим и малым, чувство ответственности за то, что происходит вокруг.

В многовековой культуре человечества укоренено представление о насущности единения человека с природой. Это представление художественно воплощалось в творениях словесного искусства.    В творчестве  писателей природа выступает не только как эстетическая ценность, но и как высшая этическая категория. Экологическая проблема имеет мировой масштаб. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник мира человечности в человеке. «Годы детства — это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский.             Экологическое воспитание школьников без воспитания сердца невозможно. В школьном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как они, обращают внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит.

Дети школьного возраста воспринимают животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Учащиеся, слушая художественное произведение, живут вместе с его героями, сочувствуют одним и по-детски осуждает других. У них вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей. В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать.

Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. При прочтении произведении о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие учеников после прочтения художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их.  Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача каждого образовательного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем. И не только в Казахстане, но и во всем мире.

Таким образом, углубление экологических проблем планеты до кризисного состояния возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Экологическое образование и воспитание рассматривается как неотъемлемая часть общего образования.

За годы работы с детьми я убедилась, в необходимости особого внимания экологическому воспитанию на уроках литературы, что оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию детей широко использую художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книга, произведение  прочитанные на уроке или во внеурочное время, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Художественное слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира.

Впрочем, тема экологии и глубокого понимания природы нашла отражение и в поэзии. Например, в стихотворениях К.Кулиева, или в поэме С.Сейфуллина «Разлученные лебеди».

Когда я подбираю тексты диктантов, изложений, то предпочтение отдаю отрывкам из произведений писателей-классиков о природе. Ведь кто лучше И.С.Тургенева, С.Т.Аксакова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского  писал о родном крае, природе, животных и любви к ним? Дети же лишний раз получают возможность заинтересоваться выбранным сюжетом и захотеть прочитать возможно все произведение.

Резюмируя, хотела бы отметить: именно так, на мой взгляд, происходит формирование внутренней культуры ребенка, через мировую литературу.                      И поэтому недооценить влияние литературы на формирование именно культуры отношения к природе, животным, экологии просто невозможно.

Саринова Мария Ашимовна