Исследовательский проект «КАМНИ И МИНЕРАЛЫ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ»


Ткачук Елизавета Сергеевна

ученица 2 «Г» класса

Акмолинская область

ГУ “Средняя школа №2 города Щучинска

отдела образования Бурабайского района”Косубаева Асель Амантаевна Учитель начальных классов

                                              Акмолинская область

ГУ “Средняя школа №2 города Щучинска

отдела образования Бурабайского района”

Ткачук Елизавета

1 «Г» класс

 «КАМНИ И МИНЕРАЛЫ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ»

Направление«Здоровая природная среда – основа реализации стратегии  «Казахстан- 2030»      

Секциягеография,   краеведение

РуководительКосубаева Асель Амантаевна

Щучинск, 2019

Оглавление

Абстракт ………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..5
1.Исследовательская часть…………………………………………………….7
1.1. Происхождение минералов……………………………………………..……7
1.2.Горные  породы Бурабайского района…………………………….…………8
1.3. Что такое кристаллы?………………………………………………………………………….12
1.4. Применение кристаллов в жизни человека………………………………..13
1.5. Минералы вокруг нас. Начало коллекции…………………………………13
2.Эксперементальная часть…………………………………………………..16
2.1.Выращивание кристаллов в домашних условиях…………………………16
2.2.Проведение анкетирования – что известно о минералах моим одноклассникам……………………………………………………………………………..18
2.3.Проведение мастер-класса по выращиванию кристаллов и вторичное анкетирование………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………………………..22
Приложение……………………………………………………………………..24

Абстракт

Цель: выращивание кристаллов разных веществ  в домашних условиях и наблюдение за их ростом

Гипотеза: знают ли мои одноклассники, что минералы это горные породы,  и  все  они состоят из кристаллов.

Этапы исследования:

  • изучить литературу о минералах;
  • выяснить, как образовались минералы на земле;                       
  • что такое горные породы и минералы;
  • сколько существует различных минералов;
  • изучить свойства минералов своей коллекции;
  • познакомить окружающих с моим увлечением;
  • вырастить кристаллы в домашних условиях.

Методы исследования:

  • работа с источниками информации.
  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • фиксирование результатов.
  • обращение к компьютеру,
  • посещение музея, 
  • наблюдение и исследование свойств минералов.
  • опрос,
  • исследование образцов из собственной коллекции классификация минералов

Место исследования: курортная зона Бурабай (Казахский мелкосопочник)

Объект исследования: минералы и горные породы.

Гипотеза: знают ли мои одноклассники, что минералы это горные породы,  и  все  они состоят из кристаллов.

Предмет исследования: образование и рост кристаллов

Теоретическая и практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что мои одноклассники узнают много нового и полезного об окружающей нас природе, о камнях и минералах; узнают, как камни могут влиять на здоровье человека, где они применяются в медицине. Научатся исследовать свойства камней на практике. Узнают правила собирания и хранения камней и минералов.

Новизна исследования заключается в том, что учёные создают новые вещества с уникальными свойствами, без которых невозможен технический прогресс. Так были созданы сверхпрочные кристаллы, применяемые для буровых установок по добыче нефти и газа, синтезированы кристаллы для лазерной медицины и металлообработки. Неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких кристаллов. И,  может быть, проведённое мной исследование повлечёт за собой осознанный выбор моей будущей профессии.

Введение

Я выбрала      эту тему, потому, что мне всегда нравились камни. Когда я была совсем  маленькая, я набирала  их полные карманы и носила домой. Я складывала их в коробочки, подолгу рассматривала, играла с ними. В песке,  я все время искала красивые и необычные камни.

    Сначала маме это не очень нравилось, но когда  в прошлом году я принесла домой интересный по форме камень, найденный у школы, она иначе посмотрела на моё увлечение. Мы вместе стали находить информацию в интернете о минералах и камнях,  читать на эту тему журналы и книги.[1]        Вскоре у  меня появилась небольшая коллекция камней, которая  постоянно пополняется.

  Мне было очень интересно, почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни? Где найти настоящий минерал, и можно ли найти его под ногами? Что, если на Земле не будет минералов? А бывают ли съедобные минералы? Раньше я думала, что какой-то вулкан выкидывает камни наружу, когда я сплю. Или какая-то сила выталкивает их из-под земли.

Само слово «кристалл» у многих людей ассоциируется, с чем-то удивительным, прекрасным. Я думаю, большинство людей считают: кристаллы, это красивые минералы или драгоценные камни, что они никогда не встречались с ними в жизни, ну разве что в музее, ювелирном магазине или в книжках на картинках.[2]

Я провела опрос среди обучающихся моего класса и мои предположения подтвердились: 16 человек (57,14%) считают, что кристаллы это драгоценные камни, 11 человек (42,85) думают, что кристаллы это красивые минералы.

Большинство моих одноклассников – 17 ребят уверены, что никогда в жизни им не приходилось встречаться с кристаллами (60,71%). 8 человек думают, что видели кристаллы (32,14%), 2 человека затруднились с ответом 7,14%.

Я считаю, что моя работа актуальна, т.к. знать законы природы, любить и знать свой край должен каждый образованный человек. А может быть эта работа определит мое будущее, и я стану исследователем, ученым – минералогом, познакомлюсь с интересными и увлеченными людьми, буду работать бок о бок с ними.

  Начиная работать над проектом, я  поставила перед собой следующие цели:

  1. Найти ответы на все интересующие нас вопросы.
  2. Вырастить свой собственный кристалл.
  3. Узнать, можно ли найти минерал в нашем районе и возможно, найти какой-нибудь экземпляр.
  4. Рассказать ребятам о царстве минералов, с целью повысить их интеллектуальный уровень, а также  приобщить их к красоте окружающего мира, увлечь, чтобы  и они стали интересоваться рудниками и каменоломнями, красотой окружающего мира.
  5. Ещё ближе узнать район, в котором мы живём.
  6. Составить собственный буклет 

При работе над проектом я:

  1. Прочитала много интересной литературы.
  2. Искала информацию в сети интернет.
  3. Посетила Музей природы Бурабай.
  4. Прослушала лекцию « В царстве минералов».
  5. Искала минералы на территории нашего района.

1.Исследовательская часть

1.1. Происхождение минералов

            В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами.  На нашей планете   насчитывается несколько тысяч горных пород. По  способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические, осадочные и метаморфические.[8]
       При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы. Это — гранит, андезит, базальт.  Раскаленная масса поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает. Иногда расплавленные породы изливаются на поверхность Земли в виде лавы  и также застывают .
          Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы. Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Это процесс очень длительный и непрерывный, поэтому на уже осевшие обломки и частицы постепенно наносятся следующие слои, под тяжестью которых нижние слои уплотняются. Образуются известняк, песчаник, гипс.
         Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы — метаморфические.              Таким образом, Земля в своих глубинах вынашивает, а затем создает феноменальное творение — камни. Этот процесс  скрыт от наших наблюдений, так как происходит глубоко в недрах Земли. В результате процессов, связанных с внутренним жаром Земли, под громадным давлением образуется основная масса минералов.[4]

1.2.Горные  породы Бурабайского района.

         Горные породы – это плотные или рыхлые агрегаты, образующие земную кору, состоящие из однородных или различных минералов.

         Минералы – это кристаллические вещества. Они могут быть в твёрдым состоянии, например горный  хрусталь, в жидком, например ртуть и газообразном – это кислород,  и др.  Конечно каждый из вас представляет при слове кристалл – крупные, прозрачные ,яркие или бесцветные многогранники с идеальными блестящими гранями.   К сожалению в природе встречаются  на много чаще песчинки, обломки, но все они обладают теми же свойствами как и крупные , красивые кристаллы минералы.[6]

    Главным богатством Бурабая являются изверженные породы гранита. В состав минералов, образующих граниты, входят кремнекислые соединения алюминия, железа, магния, кальция, натрия, калия. В гранитах присутствуют еще и различные другие минералы с содержанием лития, бора, фосфора, титана, марганца и некоторых элементов из группы редких металлов.

По данным американских авторов, в 100 тоннах гранита содержится 8 тонн алюминия, 5 тонн железа, 2 тонны магния, 180 фунтов марганца, 70 фунтов хрома, 40 фунтов никеля, 30 фунтов ванадия, 20 фунтов меди, 10 фунтов вольфрама.[5]

      Особый интерес представляет высокое содержание в гранитах радиоактивных элементов. В расчете на 100 тонн каменной массы гранита содержится в рассеянном состоянии приблизительно 2 фунта тория и 14 унций уран. Количество, достаточное по своей энергии для замены 1000 тонн каменного угля.

     В технически оснащенном XXI веке эти элементы, вероятно, будут добываться из гранитов, а содержащихся в гранитах запасов энергии хватит человечеству на сотни тысячелетий. А пока используем граниты как строительный материал.

Рисунок.1

Гранит розовый – гранул зерно, полнокристаллический. Розовый гранит содержит в себе роговую обманку. От цвета полевых шпатов зависит их полная окраска. Широко используется как облицовочный камень.

Гранит эпидотовый. Эпидотовый гранит содержит в себе окись натрия. От цвета полевых шпатов зависит окраска. Можно широко использовать как облицовочный камень.

Яшма. Плотная нечистая халцедоновая порода, значительную часть которой составляют примеси и красительные вещества. Яшма магматического происхождения. Яшма применяется в ювелирном деле, как драгоценные и побелочные камни. В степной части Щучинско-Бурабайской курортной зоны, в области развития глинисто-кремнеземных сланцев, немало выходов разнообразных по окраске яшм (сургучно-красная, зеленая, кофейно-бурая, полосатая, пестроцветная и др.), порой не уступающим по своей красоте известным уральским и алтайским яшмам, указывает ученый геолог П.Л. Драверт. Выходы этих яшм имеются в окрестности оз. Балпашсор, близ озера Теке-коль, между озерами Жанабай и Айнаколь.

Пегматиты – крупнозернистые жильные тела, близкие по составу тем интрузиям, с которыми они пространственно связаны и от которых отличаются формой, строением и иногда наличием ряда редко-металльных и редкоземельных минералов. Форма пегматитов преимущественно жильная, линзообразная. Залегают пегматиты как в интрузивных породах, так и в породах кровли – в гнейсах и кристаллических сланцах. 

       Минеральный состав гранитных пегматитов сходен с минеральным составом гранитов. Пегматиты являются источником слюды-мусковита, источником редких минералов – лития, бериллия, олова, цезия, тантала и ниобия.

      Пегматитовые жилы могут достигать нескольких километров в длину и нескольких десятков метров по мощности. Минералы пегматитов также достигают больших размеров. В пегматитах встречаются молибденит дымчатый, горный хрусталь, золотистый цитрин, меловый аметист, фиолетовый и светло-зеленый плавиковый шпат, эпидот, шеелит и др.

Турмалин. Название происходит от сингалезского слова “турмали”. Под этим названием он был привезен в Голландию в 1703 году вместе с другими драгоценными камнями с острова Цейлон. Кристаллы обычно имеют столбчатый характер. Цвет зависит от химического состава. Подавляющая масса турмалинов черного цвета – это шерлы. Применяются в ювелирном деле и в радиотехнике. Встречаются в слюдяных сланцах на северном берегу озера Майбалык в виде призмы темно-бурого магнезиального турмалина (Драверт-1940).

      В скарнах (известково-силикатных породах) близ бывшего консервного завода встречаются пирротин (магнитный колчедан), желтые, зеленые и красно-бурые граниты, диопсид, синит, кальцит и другие минералы (Драверт-1940).

 На территории Бурабая обнаружено свыше 90 различных минералов.

Золото. Самородное золото 1836 года добывалось в россыпях по ложкам и долинам, спускающимся в озера Шабакколь (М. Чебачье) 

и Айнаколь (Б. Чебачье), Текеколь, Жанабай и др. Источником россыпного золота здесь являются кварцитовые жилы и прожилки в гнейсах и метаморфических сланцах.

По ключу, впадающему с юга в озеро Балпаш и в других местах найдены жильные месторождения золота. До сих пор сохранились многочисленные следы этих разработок. 

Платина. Платина обнаружена в золотых россыпях на речке Жанасу.

В Бурабае обнаружены полудрагоценные камни. В гряде Сарыадыр обнаружены травяно-зеленый хризопроз, синевато-молочный и желтый халцедон, роговик, зеленый с многообразными оттенками змеевик.

Хризопраз – сравнительно редкий драгоценный камень, представляет собой разновидность халцедона, окрашенную соединениями никеля в зеленый цвет. Хризопраз используется в виде кабошоков в ювелирном производстве как вставки в кольца, серьги, запонки, из него изготавливают броши, бусы и другие изделия.

     Щучинско-Бурабайская курортная зона сравнительно богата такими строительными материалами как гранит, известняк, кирпичная глина, песок. Особенно большое значение имеет для Щучинского стекольного завода месторождение кварцевого песка на берегу оз. Шортанколь (оз. Щучье).

1.3. Что такое кристаллы?

Кристаллы – это твёрдые тела, которые имеют упорядоченное, симметричное строение. В переводе с греческого, слово «кристалл» означает «лёд». Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, но могут  отличаться друг от друга размерами.[14]

Кристаллы делятся на две большие группы: идеальные и реальные. Идеальные кристаллы –модель, которую придумали учёные, чтобы описать свойства настоящих кристаллов. Реальные кристаллы – те, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Они имеют различные примеси, шероховатые поверхности, могут иметь неправильную форму. (рис. 2).

Рис.2. Форма кристаллов

Так же кристаллы делят на группы по их происхождению: природные (естественные) и искусственные (выращенные человеком). Природные кристаллы вырастают в недрах планеты в естественных для роста условиях. Искусственные кристаллы выращиваются в лабораториях или домашних условиях. Например, кристаллы поваренной соли можно вырастить дома. А кристаллы рубина могут быть выращены как самой природой, так и в лаборатории людьми.  Некоторые кристаллы,  не вырастают в природе, их можно получить только в лабораторных условиях.[3]

1.4. Применение кристаллов в жизни человека.

Применение кристаллов в науке и технике очень разнообразно. 

Самый твердый и редкий минерал – алмаз, используется как украшение. Алмазным порошком шлифуют и полируют твердые камни. Рубин и сапфир  относятся к самым красивым и дорогим из драгоценных камней. Но у них есть и другое применение. Все часы работают на искусственных рубинах. Рубины используют в лазерах. Сапфир прозрачен, поэтому из него делают пластины для оптических приборов. Кристаллы используются в устройствах для записи и воспроизведения звука. Кристаллы кремния и германия   есть в каждом компьютере, мобильном телефоне и жидкокристаллических телевизорах.  А каменная соль давно вошла в жизнь человека.  Невозможно представить, как бы мы без нее обходились. В древности страны, куда ее завозили, платили за соль цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.[12]

1.5. Минералы вокруг нас. Начало коллекции

          Камни и минералы зачаровывали меня своей красотой. И несколько камней  мне подарили на работе у мамы. Это послужило началом моей коллекции. (Приложение 1) Собирая коллекцию, мне хотелось узнать про физические свойства минералов. Поэтому мы   воспользовались информацией из  интернета , журналов, где рассказывалось об их свойствах , местах добычи и использования.[13]                                            

ГРАНИТ.    Самая распространенная горная порода .Окраска гранита преимущественно серая ,но нередки розовые , зеленые, желтые и красные граниты. Минералы гранита полевой шпат и кварц. Залежи гранита представляют огромные массивы площадью от сотен до тысячи квадратных километров .Гранит давно используется человеком ,как строительный камень. Дробленый и измельченный используется в производстве бетона ,дорожного покрытия ,в монументальной скульптуре ,как облицовка на тротуарах.                                                                                 

МРАМОР.   Мрамор состоит из кальцита с примесями других минералов. Окраска мрамора зависит также от примесей. Розовый цвет дает железо ,желтый –примесь марганца и железа голубоватые  и черные цвета – примесь битума и графита .Самые крупные месторождения мрамора на Урале.   Мрамор используется, как камень для памятников ,для облицовки ,в электротехнике, мраморная крошка и песок используется при изготовлении мозаики и штукатурке .

ЗМЕЕВИК.   Змеевик – горная порода темно- зеленого цвета . Этот камень обладает сильной энергетикой .Издревле его использовали при лечении. Минерал помогает при головных болях, душевных заболеваниях при простудных заболеваниях, снимает нервозность .

       Из него делают столешницы ,вазы ,сервизы ,поделки, талисманы. Месторождения змеевика на Урале , в Казахстане ,в Сибири и т.д.

ГАЛИТ.   Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день – с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 – обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом.  Соль бывает не только  в морской воде, встречается и в горах в виде кристаллов.  Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» — морская соль. По цвету он белый, бывает бесцветным.

         Без остальных минералов жить  можно: хотя, что за жизнь, например, без полевого шпата, из которого делают фарфор, фаянс и зубные пасты; или, тем более, без минералов – драгоценных камней? Природные камни, применяемые в строительстве, тоже состоят из минералов. Некоторые минералы служат источниками металлов, из которых делают гвозди и часовые механизмы, провода, микросхемы, компьютеры и еще множество нужных вещей.

ЯШМА.  Слово «яшма» происходит от греческого «яспис», что означает пестрый, яркий. 

         Эта  горная порода состоит из кварца, халцедона и пигментированных   минералов, полудрагоценный  камень .Цвет зависит от примесей  может быть зеленый, голубой, серый, синий,  бурый.     Из яшмы делают украшения, амулеты, красивые  шкатулки , часы подсвечники,  письменные приборы, камины ,фигурки. Энергетически яшма считается домашним талисманом, оберегает жилища от отрицательного воздействия. [10]

2.Эксперементальная часть

  • условиях.
    •  

Я узнала много интересного про кристаллы и решила вырастить их самостоятельно в домашних условиях.

Но прежде чем браться за выполнение опыта, мама рассказала мне о технике безопасности.

Техника безопасности при проведении опыта

  1. Соблюдайте порядок на рабочем месте.
  2. Для проведения опыта нельзя использовать посуду, из которой вы едите.
  3. Можно использовать только знакомые и непросроченные вещества под присмотром взрослых.
  4. Нужно хорошо вымыть руки и проветрить помещение после проведения опыта.
  5. Используйте перчатки, фартук при проведении опыта.
  6. При попадании реактивов на кожу или в глаза немедленно промойте их проточной водой.

За основу своих опытов я взяла поваренную соль.

Внимание: проводить опыт нужно только в присутствии взрослых, соблюдая правила техники безопасности!

Опыт 1. Выращивание кристаллов из набора «Лучистые кристаллы» и «Алхимик»

   Весь опыт я провела в соответствии с инструкцией, которая прилагалась к набору. Кристаллизация также проходила из насыщенного раствора. В результате мы получили прозрачные светло-желтые игольчатые кристаллы. Мама объяснила мне, что вещество, которое использовали в наборе – желтая  кровяная соль. В быту его добыть невозможно, только в специальных химических магазинах. Кроме того, сам набор в магазине стоит около 500тг.

Вывод: Используя набор «Лучистые кристаллы» и «Алхимик», мы получили красивые кристаллы (Приложение 2).

Опыт 2. Выращивание кристаллов из растворов поваренной  соли.

 Подготовительная работа

В Химическом справочнике Лурье [5] мы с мамой нашли растворимость хлорида натрия (повареная соль): при температуре 100 0С она составляет 39,4 г на 100 мл воды; приготовили необходимые вещества посуду и оборудование. Ход опыта подробно описан в Приложение 3.

Процесс кристаллизации начался уже через час после начала опыта. При этом центры кристаллизации появились на самой леске снежинки, а также на дне баночки. В результате мы получили множество мелких кристалликов в виде кубиков, нанизанных на леску. Чтобы они не мешали друг другу, мы оставили самые крупные для дальнейшего роста.

Через сутки, оставленные монокристаллы, превратились в поликристаллы и достигали в 2 мм. Для цвета мы добавили синий краситель.

Процесс роста продолжался 3 недели. В результате мы получили красивые грозди поликристаллов, которые называют друзами. А на дне баночки с раствором  соли мы обнаружили довольно крупный монокристалл.

Вывод: Таким образом, из раствора поваренной соли вырастает прозрачный бесцветный поликристалл кубической формы (Приложение 3). Процесс кристаллизации довольно долгий: требует времени и терпения.

Я проанализировала полученные результаты и составила свой рейтинг веществ для выращивания кристаллов по 4 критериям. Для этого я перевела в баллы проявление каждого критерия.

Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Рейтинг веществ для выращивания кристаллов

  Вещество Легкость выполнения опыта   Безопасность   Экономия Результат опыта   Итого
Поваренная и        морская соль   4   4   4   4   16
Набор «Лучистые кристаллы» и «Алхимик» (желтая кровяная соль)       4       4       1       4       13

Места распределились следующим образом:

1 место – поваренная соль

2 место – наборы из магазина

Таким образом, из раствора поваренной соли вырастает прозрачный бесцветный поликристалл в виде куба. Рост кристалла проходит достаточно долго. Кристаллы из поваренной и морской соли можно вырастить легко, просто, безопасно и  без особых затрат.

2.2.Проведение анкетирования – что известно о минералах моим одноклассникам.

         Первичное анкетирование

Мне стало интересно: что известно моим одноклассникам о кристаллах; хотели бы они научиться их выращивать. Я провела анкетирование, в котором просила ребят ответить на следующие вопросы:

В опросе приняло участие 27 ученика 1-го «Г» класса. Ребята ответили на такие вопросы:

1.Знаешь ли ты, что такое кристаллы?

•Да, знаю 

•Нет, не знаю

2.Хочешь ли ты научиться выращивать кристаллы?

•Хочу, но не знаю как

•Не хочу, потому что уже выращивал сам

•Не хочу, мне неинтересно

3. Хотели бы вы узнать об интересных фактах о минералах, о самых знаменитых минералах?

•Хочу, но не знаю как

•Не хочу, потому что уже выращивал сам

•Не хочу, мне неинтересно

4. Хотели бы вы попробовать вырастить минерал в домашних условиях?

•Хочу, но не знаю как

•Не хочу, потому что уже выращивал сам

•Не хочу, мне неинтересно

5. Знаете ли вы, какие минералы можно встретить в нашем районе?

•Да, знаю 

•Нет, не знаю

Результаты опроса представлены в виде диаграмм в Приложении 4.

Таким образом, я выяснила, что по предмету исследования учащиеся знают очень мало. Но у них есть желание познакомиться с кристаллами и даже вырастить их.

  • вторичное анкетирование

С помощью учителя я провела для ребят мастер-класс, на котором представила мои кристаллы и показал, как их можно вырастить (Приложение 5). Чтобы ребята могли вырастить кристаллы дома, мы подготовили для них буклет (Приложение 6).

Мои одноклассники с удовольствием провели этот опыт. Ребята выращивают  кристаллы поваренной соли.

Чтобы подтвердить мою гипотезу я провела повторное анкетирование, в ходе которого те же ученики ответили на следующие вопросы:

1.    Знаешь ли ты что такое кристаллы?

•     Да, знаю   

•     Нет, не знаю

2.    Понравилось ли тебе выращивать кристаллы?

•     Да

•     Нет

3.    Хотел бы ты выращивать другие кристаллы?

•     Да

•     Нет

Результаты повторного анкетирования представлены в Приложении 7.

Повторное анкетирование показало, что теперь ребята знают, что такое кристаллы, а их выращивание считают интересным и увлекательным занятием.

Заключение

В ходе исследовательской работы я выполнила все поставленные задачи: узнала, что такое кристаллы и способы их получения. Я вырастила кристаллы из насыщенного раствора. Методом анкетирования установила, что мои одноклассники заинтересованы предметом исследования.

Я провела мастер-класс, на котором рассказала, что такое кристаллы и как их можно вырастить дома. Также я создала букле о кристаллах.

Таким        образом,    моя   гипотеза     полностью подтвердилась: кристаллы можно выращивать дома, это очень увлекательное занятие.

Считаю, что цель моего исследования полностью достигнута.

В будущем я хочу вырастить более сложные по строению и цветные кристаллы.

Список использованной литературы

  1. В.И. Чупров, В.П. Юсупов «Цветные камни и коллекционные минералы в экспозиции музея «Самоцветы». Издательство А/О «Октава», 1997 г., Москва.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
  3. Джаспер Стоун «Всё о лечебных и магических минералах». Издательство  ООО «СЗКЭО Кристалл»,   2006 г., Санкт-Петербург.
  4. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.
  5. Научно-популярное издание «Самые красивые и знаменитые Камни мира». ООО «Издательство Астель», 2007 г., Москва.
  6. О. Афанасьева  «Тайны камней». ООО «Издательство «Тригон», 2006 г., Санкт-Петербург.
  7. Планета Земля. Энциклопедия- М:Издательский  дом    РОСМЭН   ,1997.
  8. Райли П., Оливер К. Земля и океаны. – ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
  9. Сеть Интернет.
  10. Б.З.Кантор  «Мир минералов, книга для взрослых и детей»  Москва, Ассоциация «Экост», 2005 год
  11. Мини – энциклопедия «Лечебные и магические минералы» Санкт-Петербург, СЗКЭО «Кристалл»
  12. CD-диск, Большая Детская Энциклопедия «Камни и минералы, незаменимое пособие для любознательных школьников» ООО «Издательство», Россия, 2010 год.
  13. Журнал «Сокровища Земли. Коллекция Минералов»
  14. Буггиш Вернер, БуггишКристиан « Минералы и камни»/ Пер. с нем. Ю.Ю. Зленко. – М.: ООО « ТД « Издательство Мир книги», 2007. – 48 с.
  15. Корнелия Суссик – Форнефельд  «Драгоценные камни и минералы»/ К. Суссик – Форнефельд; Пер. с нем. С. Френкель. – М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2001. – 288 с.: – (Путеводитель по природе).

Приложение 1

https://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=663a3ba0528d0b6f33ca34c4a2ec11f8-l&n=13
https://im0-tub-kz.yandex.net/i?id=208c6e0028220eb5e9eef5e9cfeec61e-srl&n=13

Приложение 2

Приложение 3. «Выращивание кристаллов поваренной соли в домашних условиях»

1. 2.

3. 4.

5. 6.

7. 8.

Карта опыта «Выращивание кристаллов поваренной соли в домашних условиях»

Название опыта Выращивание кристаллов поваренной соли в домашних условиях
Реактивы соль повареннаявода дистиллированная / водопроводная
Посуда                         и оборудование стакан 200 мл – 2 шт.ложка столовая – 2 шт.воронкасалфетки или кусочек белой тканиплита или чайникнить или лескакарандаш
Ход опыта Шаг 1. Приготовление насыщенного раствора. С помощью электронных весов мы взвесили 40г поваренной соли. На водяной бане в стеклянной банке объемом 0,5 л провели процесс растворения. Соли потребовалось чуть больше, чем 40 г. Это связано с тем, что пищевая соль не является химически чистой и содержит примеси, поэтому и масса соли для опыта увеличивается. Шаг 2. Фильтрация насыщенного раствора. Когда поваренная соль стала выпадать в виде осадка, мы приступили к фильтрованию для удаления нерастворенной соли и примесей. В качестве фильтра использовали хлопковую ткань, сложенную в несколько раз. Для сбора фильтрата лучше использовать прозрачный пластиковый одноразовый  стаканчик:  можно  наблюдать  за процессом роста кристалла, а потом без особых  усилий изъять его  из

Приложение 4. Результаты первичного анкетирования

Приложение 5. Мастер-класс по выращиванию кристаллов

Выполнила :Ткачук Елизавета Ученица 1 «Г» класса СШ№2 г.Щучинск  

Приложение 6. Буклет «Удивительный мир кристаллов»

Приложение 7. Результаты вторичного анкетирования