Конспект урока “Музыкальные традиции белорусского народа”


Сухова Елена Александровна

учитель музыки

КГУ многопрофильная школа- лицей

имени А.С.Пушкина

Казахстан, г.Степногорск

КГУ Многопрофильная школа-лицей имени А.С.Пушкина

 учитель музыки педагог-эксперт Сухова Елена Александровна

Методическая разработка урока

Класс: 4

Тема урока: Музыкальные традиции белорусского народа.

Название и авторы программы: И.Г.Яковлева, Л.Н.Гаук  «Алматыкiтап баспасы» учебник «Музыка»

Тип, вид, жанр  урока:  изучение новой темы,  урок- презентация

Цель урока: сформировать представления об особенностях белорусской  музыки

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с музыкой белорусского народа как частью национальной культуры; учить детей анализировать и сравнивать музыкальные  произведения разных народов : «Гопак» укр. нар. танец и «Кадриль» рус. нар. танец.

 Развивающие: разучить  песню «Савка и Гришка», сформировать певческую эмоциональность и выразительность песни; развивать внимание, логическое мышление, вокальные данные учащихся посредством хорового исполнения.

Воспитательные;  воспитывать чувство толерантности,   уважительное отношение к музыкальной культуре разных народов.

Музыкально-иллюстративный материал: песня «Савка и Гришка», «Кадриль» рус.нар.танец, «Гопак» укр.нар танец

Оборудование:  нотный материал, аккордеон, синтезатор  презентация, видео сказки,  раздаточный материал (дудочки), цветок (иллюстрированный материал).

Структура урока. Хронометраж Вид музыкальной деятельности Ход и содержание урока Методы, приёмы, технологии и способы их реализации Оборудование, музыкально-иллюстративный и раздаточный материал
  1.Организационный момент Музыкальное приветствие     2.Выявление остаточных знаний         3.Объяснение темы                                                                                                       4.Восприятие музыки                                                                                                                     5.Показ песни                                   6.Закрепление и творческое моделирование                     7.Домашнее задание                                                                                                                                                                                 Слушание     Беседа                                                   Распевка         Разучивание песни                       импровизация Здравствуйте , девчонки Здравствуйте Здравствуйте, мальчишки Здравствуйте А теперь все вместе Здравствуйте   На прошлых уроках мы познакомились с  музыкальными традициями русского и украинского народа. Сегодня  нам предстоит  знакомство с  музыкальными традициями белорусского народа.  В далеком прошлом русские, украинцы, белорусы жили в едином государстве, называемом Киевская Русь. И называли их единым словом – славяне. Русские , Украинцы , Белоруссы – родственные славянские народы.     Чтение музыкальной сказки «Музыка-чародейник». Белорусский народ – музыкальный народ. Он не только поёт и играет, но создаёт сказки о музыке, о её волшебных свойствах. Одна из них называется «Музыка-чародейник». (Чтение в сопровождении мультимедийной презентации).  «…Жил на свете парень, на скрипке, дудочке или на чём другом сыграть был он великий мастер. Люди прозвали его МузЫка. Приведут хлопцы и девки коней на луг, пляшут, смеются, песни поют. А Музыка как заиграет на своей дудочке, все разом притихнут. И сдаётся, словно какая сладость в сердце входит, словно какая сила подхватывает и несёт всё выше и выше, к ясным зорькам, в чистое, широкое, синее небо. Заиграет Музыка на дудочке протяжно, жалостливо. Заплачут тогда и лес, и дубрава, откуда ни возьмись, тучки набегут, с неба слёзы польются. А Музыка возьми да и сверни от жалостливого на весёлое. Что тут сделается! Пляшут старики, пляшут малые детки, пляшут кони, пляшут дубравы, пляшут зорьки, пляшут тучки – всё пляшет, всё смеётся! Вот какой был Музыка-чародейник! Что захочет, то с сердцем сделает».  –Какова главная идея белорусской народной сказки «Музыка-Чародейник»? Составьте синквейн на слово дудочка Дудочка Веселая , деревянная Играют, пляшут,  солирует Дети играют на дудочке инструмент   На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них запечатлены история, труд и быт народа, также как и у русских, и украинцев. Народная и композиторская музыка этих трех народов объединяется общими истоками — это музыка древних восточных славян. – Так как эти народы долгое время жили вместе, поле разделения у них сохранилось что –то общее? В чём? Д – В истории, культуре, языке, праздниках, обычаях. У – Когда появились народные песни? У – Кто же сочинял песни? Д – Песни сочиняли самоучки, любители мастера петь и играть на музыкальных инструментах. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним человеком. Большинство белорусских народных песен и танцев исполняется в сопровождении народных инструментов. Дуда (показывается изображение, слайд). Дудой в Белоруссии называют волынку. Это народный духовой язычковый инструмент. Музыкантов — волынщиков можно встретить и в Белоруссии, и на Украине. Цимбалы (показывается изображение, слайд ). Его узнали многие славянские народы. Наибольшее распространение получил в Белоруссии. -К какой же группе инструментов относится цимбала? (Струнные.) Да, действительно, это струнный ударный инструмент.  Музыкальное искусство белорусского народа родственно музыке русских и украинцев. Песни-колядки, веснянки, щедровки, жневные, а также хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни входят в богатейшую сокровищницу белорусской народной музыки.   Мы с вами на уроке разучим белорусскую песню «Савка и Гришка» А для начала я предлагаю послушать два произведения,  которые относятся к славянским народам. (звучит украинская музыка «Гопак» (аккордеон) и русская музыка «Кадриль» (магнитофон). Есть ли что- то  общее или различия между двумя произведениями? К какому жанру можно отнести эти произведения (плясовая)? Музыка звучала всегда одинаково или по-разному?  Белорусская  народная  музыка сохранила в себе  традиции  одной  из  древних  и  самобытных  устных  музыкальных культур. Песня – самая богатая и развитая область устного народного  творчества.  Народная песня является  частью  духовной  культуры  человека  и  человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит  в  жизнь  ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей  жизни. Песня продолжает оставаться одним  из  главных богатств, сохраненным  белорусским  народом до  сегодняшних  дней.   Сегодня, ребята, мы  познакомимся с одной  из  песен  белорусского народа. «Саука и Грышка» это песня на белорусском языке. Но мы с вами исполнять будем на русском. Поэтому песня называется «Савка и Гришка» У этой песни два текста. Исторически это религиозная, рождественская песня. А в Янка Купала переделал текст на нерелигиозный, чтобы её могли использовать в советских школах. Именно текст, адаптированный на основе купаловского и помещали в знакомых нам книгах. Эту песни исполняли «Песняры»   Послушайте исполнение песни на белорусском языке (учитель), а затем на русском -Какой характер у этой песни? (веселый, бодрый, радостный).  -О чём наша песня? (ответы детей). -Кто являются героями этой песни? (ответы детей) – Что они сделали? (ответы детей) Что такое дуда? (ответы детей) Правильно, ребята – это дудочка. (показ иллюстрации). Дудочка- это деревянный духовой инструмент. -Вспомните, как мы сидим во время пения? Плечи раз, Подбородок два, Внимание три, В певческой позе замри.   Ночной лес Артикуляционная гимнастика Лес ночной был полон звуков (а-а-а-а шепотом): Кто-то выл (в-в-в), А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу), Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю), Кто то топал (топ-топ-топ-топ), Кто жужжал (ж-ж-ж-ж), Кто-то укал (у-у-у-у) И кричал (Ау-ау-ау-ау), Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом молчал («тонким» голосом проговаривать): А-а-а-а (шепотом). Распевка Распевание на слог « ду» ду- ду- ду ду дую я в дуду пропеваем  фразу  на одной ноте.   Разучивание песни Разучивание первого куплета: Перед началом пения нужно обязательно интонационно – чисто выстроить первый звук Сначала я  пропою первую фразу  «Савка и Гришка сделали дуду» (прослушайте первую фразу без инструмента) ,  прослушайте, как фраза звучит на инструменте,  кто запомнил фразу, подпевайте её на слог «лё»,  поем все вместе на слог «лё»,  я показываю  рукой направление мелодии, поём как один человек,  медленно поем со словами,  прослушайте 2- ю фразу, «Савка и Гришка сделали дуду» определите, есть ли в ней сходство с 1 –ой фразой, округлите звук, дыхание берем через нос.  Затем переходим к разучиванию припева: дуду, дуду, дуду, дуду, ай дуду, дуду. Как будто на ниточку нанизываем маленькие бусинки, на ай нанизываем побольше бусинку Делаем акцент на первую долю, следим за  правильность певческого дыхания  выразительность динамики и дикции.    Далее разучиваются  следующие фразы и соединяются. Затем пропевается весь 1 куплет. Повторим  несколько раз для закрепления в разных вариантах: по рядам, солистами, по цепочке, в разных темпах и др.  А теперь давайте  разучим  2 куплет. Все вместе выразительно прочитаем  текст  куплета. Аналогично первому куплету исполним второй. Следим за дыханием, делаем акцент нам первые доли в припевах. А теперь возьмем наши дудочки и попробуем сыграть припев   импровизируя.   -Ребята, вы любите цветы ? / да / -Если вы ответите на мои вопросы, то у нас в классе расцветет волшебный цветок белорусской музыки 1.Назовите  нар. танцы, которые вы сегодня прослушали  / гопак, кадриль / (на доске появляется 1 лепесток) 2.Назовите белорусские народные инструменты / дуда, цимбалы, / (2 лепесток) 3Какую      песню вы сегодня исполняли на уроке? (3 лепесток) 4.Кто исполнял песню «Савка и Гришка»  Песняры (4 лепесток) 5.Смузыкой какого народа мы познакомились на уроке ? /белорусского /(5.лепесток) – Вот наш цветок и расцвел и раскрыл чудесный мир белорусской народной музыки. Музыка – это особый язык, который понятен всем народам мира без слов , независимо от того на каком языке они говорят.   составить кроссворд на тему белорусского народа                               методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности                     методы контроля и самоконтроля (метод синквейн)                       метод забегания  вперед и возвращения к пройденном                                                                                                                                               метод фонопедических  упражнений                                     метод соучастия                                       метод  импровизации           метод музыкальных обобщений   аккордеон                                 презентация                                                   презентация                                                                                                                                     аккордеон, магнитофон                                               аккордеон                                                     раздаточный материал (дудочки)