Методическая разработка “Самостоятельная работа по изготовлению изделия в этностиле “Саукеле””


Белова Ольга Николаевна

учитель “Художественного труда”

КГУ СОШ № 9 отдела образования города Экибастуза

Раздел долгосрочного плана: Дизайн и технология Школа: КГУ СОШ № 9
Дата: ФИО учителя: Белова О.Н.
Класс: 8 Количество присутствующих: отсутствующих
Тема урока Создание изделия в этностиле (головной убор, жилет). Декорирование.
Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу) 8.2.3.1 – Определять и применять рациональные методы отделки и обработки  текстильных материалов,  используя ручные инструменты и швейное  оборудование и приспособления к ним; 8.2.3.3 Использовать элементы казахской национальной культуры в процессе создания творческих работ и изделий 8.2.6.1 – Использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя её важность.
Цели урока – выполнять раскрой изделий в этностиле; -определять различные методы и способы обработки проектного изделия; – обрабатывать изделия, используя ручные инструменты и швейное оборудование и приспособления к ним; – использовать материалы и инструменты, соблюдая технику безопасности, осознавая и демонстрируя её важность.
Критерии оценивания – самостоятельно раскраивают изделия в этностиле; – самостоятельно собирают изделие до готового вида; – самостоятельно выбирают методы, способы и приемы при работе с изделием; – учитывают аккуратное выполнение в работе; – соблюдают правила техники безопасности в работе.
Языковые цели   Учащиеся могут применять терминологию по теме урока. Учащиеся могут анализировать полученную информацию и делать необходимые выводы. Учащиеся ведут диалог, вступают в обсуждение, отвечают на открытые/закрытые вопросы. Лексика и терминология, специфичная для предмета: Головной убор, тюбетейка, лекала, саукеле, орнаменты, декорирование, национальная одежда, этностиль, соединительные и краевые швы, эскиз. Фетр Жұқа киіз Fibre felt Полезные выражения для диалогов и письма: 1.Выразительными средства в декоративно-прикладном искусстве являются… 2.Виды   казахского национального головного убора отличаются от других видов тем, что… 3.Можно определить его особенности, как…
Привитие ценностей     Воспитывать уважение к национальной культуре и толерантность относительно культур разных стран. Формировать взаимное уважительное сотрудничество между учащимися. Воспитывать любовь к своей Родине. Прививать чувства гражданской ответственности и патриотизма. Воспитывать честность через работу в группе. Воспитание чувства ответственности при принятии решений.
Межпредметные связи Связь с информатикой, Всемирной историей и Историей Казахстана казахским языком и казахской литературой, изобразительным искусством, черчением
Навыки использования ИКТ Развитие навыков работы с интернет ресурсами.
Предварительные знания Это пятый урок второй четверти. Учащиеся знают различные виды казахского национального орнамента и понимают, что такое стилизация орнамента. Учащиеся познакомились на прошлом уроке с построением камзола.
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока   1.Организация  учащихся. Настроить  учащихся на продуктивную учебную деятельность и на получение новых знаний. 2.Повторение пройденного материала Прием «Умный карандаш» Учащиеся встают вместе так, чтобы получился замкнутый круг или овал. По очереди, от одного учащегося к другому, передается карандаш под музыку, и тот, у кого он окажется во время ее остановки, называет пять слов и выражений, которые относятся к прошлой теме урока. В этой форме можно провести повторение пройденного материала по ТБ. Так можно повторить несколько раз. Учителю или учащимся необходимо записать все озвученные слова и выражения на классную доску. 3.Определение темы и целей урока. Учащиеся внимательно рассматривают все записи на доске и формулируют тему урока, а также – комментируют цели урока, определяя будущий вид деятельности. https://www.youtube.com/watch?v=c5qs1Za2Zgw – Just Dance 2016 – Animals – 5 stars    
Середина урока   4. Изучение новой темы Учащиеся отвечают на вопросы: Какие виды материалов и инструментов лучше всего подойдут для создания данных изделий?Какие виды соединения или скрепления деталей головного убора и камзола можно применить в работе?Какие виды декоративных узоров лучше всего подойдут для украшения и дополнения данных изделий? Учащиеся фиксируют необходимую информацию в альбомах или в рабочих тетрадях. Подготовка рабочего места Учащиеся готовят необходимые материалы и инструменты для выкраивания необходимых деталей и их последующего соединения, применяя выбранные для этого приемы и методы. Инструктаж по выполнению раскроя изделия: 1 этап Выполните раскрой изделия, используя выбранный материал: разложить материал на ровной поверхности рабочего стола;расположить на материале и приколоть английскими булавками бумажные шаблоны выкроек, сначала самые большие, потом – средней величины, потом – небольшого размера, учитывая припуски и направление основы материала;обвести мелом светлого цвета бумажные шаблоны выкроек, учитывая припуски на швы – 1см-1,5см (если они необходимы);убрать бумажные шаблоны выкроек и иглы в специально отведенное место, освобождая от них получившиеся выкройки из материала;вырезать необходимые детали из материала, используя специальные ножницы для кроя; самопроверка – проверить получившиеся детали на качество выполнения, соответствие контуров бумажным шаблонам, целостность деталей и т.д. В конце урока учащиеся выполняют самоконтроль Проверка качества выполненной работы Критерии оценивания Оценка, от1 до3 Аккуратность кромки срезов деталей кроя   Аккуратность и симметричность выполнения срезов орнамента   Соблюдение необходимой последовательности в работе   Готовность изделия к этапу изготовления головного убора   Для лучшего усвоения учащимися материала и развития самостоятельных качеств работы детей, учащимся раздаются инструкционно-технологические карты №1 «Подготовка и раскрой деталей головного убора «Саукеле»». Учащиеся изучают инструкционно-технологическую карту и приступают к экспериментированию с материалом и инструментами, создавая свои проектные изделия. Во время выполнения практической работы учащиеся соблюдают правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами. Практическая работа№1 1.Определитесь с количеством деталей изделия. 2.Изготовьте лекала деталей изделия. 3.Выберите материал для изделия в этностиле. 4.Подготовленные лекала деталей изделия разложить на материал. 5.Обвести контуры лекала портновским мелом, сплошной линией. 6.Выполнить раскрой деталей. украшение из фетра: https://www.livemaster.ru/topic/1653465-sozdaem-prekrasnoe-ukrashenie-iz-fetra-dlya-nevesty-snezhnaya-koroleva https://club.osinka.ru/topic-58228?start=15 – изготовление тюбетейки   https://www.youtube.com/watch?v=lPLliJh6afQ – как работать на швейной машинке – оверлок   https://www.youtube.com/watch?v=2saHTKCvWe0 – оверлок в ручную   листы для самооценивания. Швейная машина, машина для оверлока, другие швейные принадлежности, необходимые материалы и инструменты
Конец урока   Рефлексия: 1.Что удалось в работе выполнить в соответствии с критериями оценивания? 2.Какие этапы при создании изделия требуют доработки? 3.Что необходимо сделать для улучшения творческого изделия?  
Дифференциация Оценивание Здоровье и соблюдение техники безопасности
Ученики А категории Могут самостоятельно обмеливать и вырезать изделие, а также обеспечить поддержку ученикам, у которых возникнут проблемы  Ученики В категории Могут самостоятельно обмеливать и вырезать изделие, но по мере необходимости прибегают к помощи учителя. Ученики С категории Могут обмеливать и вырезать изделие только с помощью учителя или при помощи товарищей в классе. Работа выполняется индивидуально, что облегчает процесс оценивания. Учащиеся самостоятельно оценивают друг друга по критериям.   При оценивании учитывается уровень каждого ученика. Требования безопасности во время занятий. 1.   Выполнять все действия только по указанию учителя. 2.   Не делать резких движений во время работы. 3.   Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. 4.   Осторожно пользоваться иглами и необходимыми на уроке материалами. 5.   Не покидать рабочее место без разрешения учителя. 6.   Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и канцелярским ножом. Требования безопасности в аварийных ситуациях. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю. Требования безопасности по окончании занятий. После окончания работы произведите уборку своего места. 
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
 
Общая оценка   Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках.