Открытый урок «День Независимости моей Республики»
Коровина Наталья Леонидовна
Учитель начальных классов
КГУ «Общеобразовательная средняя
школа – интернат №1»
Северо-Казахстанская область г.Петропавловск
Цели и задачи: воспитание казахстанского патриотизма и чувства гордости за свою Родину, знакомство с историей своего народа, расширение кругозора учащихся.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово учителя. Ребята, мы живем в замечательной стране, в Республике Казахстан, просторы ее огромны и, если бы мы захотели совершить путешествие по ее территории, то оно продлилось бы очень много времени.
О Казахстан, Республика моя —
Любимая, какое это счастье,
Что ты родная — Родина моя
И в солнечные дни и в дни ненастья.
Сегодня я бы хотела с вами поговорить об одном очень важном событии для нашей Республики. Но для того чтобы узнать о каком событии идёт речь, мы с вами разгадаем кроссворд.
1 | К | а | з | а | х | с | т | а | Н | |||||
2 | Г | Е | р | Б | ||||||||||
3 | П | р | е | З | и | Д | е | н | т | |||||
4 | ф | л | А | г | ||||||||||
5 | з | В | е | З | д | а | ||||||||
6 | к | о | н | С | т | И | т | У | ц | и | я | |||
7 | А | С | т | А | н | а | ||||||||
8 | И | р | Т | ы | ш | |||||||||
9 | Д | о | М | б | Р | а | ||||||||
10 | к | О | б | Ы | з | |||||||||
11 | а | й | т | ы | С | |||||||||
12 | Т | а | Б | у | н | |||||||||
13 | у | г | о | л | Ь |
- Республика в которой мы с вами живём (Казахстан)
- Один из символов Казахстана на котором изображены тулпары и шанырак (герб)
- Н.А.Назарбаев – это (президент)
- Символ Казахстана с изображением солнца и орла (флаг)
- Что является высшей точкой Герба, его завершением (звезда)
- Как называется Основной Закон нашего государства? ( Конституция)
- Столица нашей Родины (Астана)
- Крупнейшая река Казахстана (Иртыш)
- Казахский музыкальный инструмент, имеющий 2 струны (домбра)
- Казахский смычковый музыкальный инструмент (кобыз)
- Состязание акынов (Айтыс)
- Стадо лошадей (Табун)
- Полезное ископаемое, образовавшееся из остатков древовидных папоротников и хвощей. (Уголь)
Какое же слово получилось у нас по вертикали (НЕЗАВИСИМОСТЬ)
Какую дату мы будем отмечать связанную с этим словом
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ – 24 года.
Что мы можем сказать о своей Республике? (Многонациональная)
– А сейчас я вам предлагаю по описанию отгадать люди, каких национальностей проживают на территории Казахстана.
1.У этого народа до сих пор популярны кушанья из теста, сваренные в кипятке: галушки, вареники (с творогом, картошкой, вишней), лапша, затирка (круто замешанное пресное тесто, растертое на мелкие кусочки и сваренное в воде или молоке). Фирменным блюдом был и остается борщ, имеющий много разных способов приготовления. А столицей государства этого народа на протяжении многих веков является город, возникший еще в 5 веке на берегу Днепра как поселение племени полян. В 10-12 веках он превосходил размерами и численностью населения многие европейские столицы, и уже тогда славился своей великолепной архитектурой. Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота с надвратной церковью сохранились и сейчас и являются визитной карточкой страны. Что это за народ?
Украинцы
2.Этот народ – крупнейший по численности в соседнем с Казахстаном государстве, где проживает более ста двадцати миллионов его представителей. Еще полтора миллиона живут за пределами этой страны, в том числе и в Казахстане. Традиционным занятием народа, о котором идет речь, является земледелие. Переселенцы, появившиеся на территории Казахстана еще три столетия назад в острогах и крепостях, помимо охраны границ империи занимались еще и землепашеством, выращивали рожь, пшеницу, просо. И сейчас хлеб для этого народа – символ богатства, медведь – символ силы и справедливости, а береза является олицетворением родины. Русские
3.Важнейшей частью традиционного жилища (каменные дома-крепости с оборонительными башнями) этого народа, издавна живущего на Кавказе, был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворяющий единство семьи. Грузины
4.В традиционной одежде этого народа преобладает белый цвет, за что он и название нынешнее получил. Еще одна подсказка – главная еда, без которой праздничный стол у представителей этого народа – не стол, это картофель. Белорусы
5.Когда говорят об этом народе, прежде всего вспоминают зажигательные танцы, в которых очень ярко отражается его характер – открытый, весёлый.
Молдаване
Конечно же, это не все представители многонационального Казахстана, ведь в Республике Казахстане проживают представители более 130 национальностей. И все эти народы живут во взаимопонимании и дружбе, понимают друг друга, помогают друг другу.
А вам я предлагаю так же дружно поиграть в игру «Своя игра», которая
будет содержать множество разнообразных вопросов о нашей с вами Республике Казахстан.
У нас 2 команды
Одна команда – шанырак
Вторая команда – карлыгаш
Правила игры:
1.Команда выбирает название и цену вопроса.
2. Ведущий зачитывает вопрос.
3. Команда совещается, даёт ответ(если ответ верный, засчитывают его той команде, которая отвечала, если ответ не верный дают возможность ответить другой команде)
Столица |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Музыка |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Продукты |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Президент |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Государственные символы |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Праздники |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Разное |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Столица:
10. Что означает с казахского языка «Астана»? ( Столица)
20. Монумент в столице Казахстана, один из основных достопримечательностей города высотой 97 метров. (Байтерек)
30.Что расположено в центре герба Астаны?(Байтерек)
40. В каком году Астана получает премию «Город мира» ( в 1999г)
50. Какое название носила столица с 1992-1997 год? ( Акмола)
Музыка:
10.Казахский знаменитый композитор(Курмангазы)
20.Главная песня страны(гимн)
30 Состязание акынов(айтыс)
40.Казахский смычковой музыкальный инструмент (кобыз)
50. Композитор, написавший музыку к гимну (Шамшы Калдаяков)
Продукты:
10. Лечебное кобылье молоко (кумыз)
20. Как называется молочный продукт из верблюжьего молока? (шубат)
30.На сколько частей делили мясо барана, готовясь к празднику (на 13 частей).
40. Казахская колбаса (шужик).
50.Какую часть баранины подавали уважаемому гостю (голова и печень)
Президент:
10. Год рождения Первого Президента РК? (1940 г )
20. В каком году прошли первые всенародные выборы , в ходе которых Н. А. Назарбаев получил поддержку 98,7 % избирателей?( 1991г)
30. Какой титул или статус получил Назарбаев в 2010 г ( Лидер нации)
40.Любимый вид спорта Н.А.Назарбаева./(большой теннис)
50.Чем любит заниматься в свободное время Н.А. Назарбаев(играть в шахматы и играть на домбре)
Государственные Символы:
10. один из символов Казахстана, на котором изображены тулпары и шанырак(герб)
20.назовите основные цвета, используемые в государственных символах?(голубой и жёлтый)
30.когда в Казахстане отмечают день Государственных символов?(4 июня)
40. один из авторов гимна, детский писатель ( М.Алимбаев)
50. когда были утверждены государственные символы РК? (1992г.)
Праздник:
10. Какой праздник мы отмечаем 22 марта? (Наурыз)
20. День Независимости РК? (16 декабря)
30. День Конституции ( 30 августа)
40. День Единства народов Казахстана (1 мая)
50. День национальной валюты Казахстан ( 15 ноября )
Разное:
10.День Первого Президента РК(1 декабря)
20.Как называется валюта РК (тенге)
30.Головной убор невесты.(Саукеле)
40.Состязание акынов перед народом(айтыс)
50.Народный певец-импровизатор (акын)
Пока жюри подводит итоги, я вам предлагаю составить пословицы и подвести итог нашего мероприятия.
И лук сладок как мёд, если на Родине растёт.
И крот себя сильным ощущает, если в своей норе пребывает.
Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.
– А сейчас я вам предлагаю отдохнуть и послушать притчу.
Рассказывают, что давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете, жил старец, который придумал диких верблюдов, коров, лошадей, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына – верные и надежные помощники отцу в любом деле. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал: «Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство».
Поклонились ему сыновья, поблагодарили за дар, но прежде, чем выйти из юрты, обратились с вопросом: «Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли понят твой наказ?»
Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части, кому же ты оставляешь 4 часть?»
Четвертую часть своего скота я оставляю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или по нужде явился в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку, обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что ест и пьет он свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля». Миновали века, и многое переменилось с тех пор, но во все времена, годы и дни крепок степной обычай – гостеприимство! Кто бы ни зашел средь дня или ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрые хлебосольства.
По традиции любого гостя полагается дружелюбно встретить, пригласить в дом, угостить, не спрашивая ни о чем. Казахская мудрость гласит: «Не напоив гостя чаем, не спрашивай о деле».
По казахскому обычаю в каждом доме должна быть домбра, и люди, пришедшие в гости, сидят за достарханом, играют на домбре, поют песни, так как жизнь казахского народа всегда сопровождает песня: «Мы воспеваем в своих песнях собственную жизнь, свои собственные чувства и стремления», – говорит народ.
И я вам предлагаю спеть песенку о Казахстане.
Песня на мотив «Песенка мамонтенка»
1. Нам трудно поверить, и словно во сне,
Живем мы в счастливой, прекрасной стране,
В счастливой прекрасной стране,
В счастливой прекрасной стране.
2. В стране Казахстана сейчас солнце светит
Здесь с доброй улыбкой всегда тебя встретят.
В стране, где всегда солнце светит,
С улыбкой, конечно, вас встретят.
3. Вот праздник настал и пора веселиться.
Мы будем играть, и, конечно резвиться.
Мы будем играть, веселиться
И дружно смеяться, резвиться.
4. Здесь солнце сияет, смеются все дети.
Ведь лучшего праздника нету на свете.
Ведь лучшего праздника нету,
Нет больше нигде на планете!
И на этой весёлой ноте мы завершаем нашу викторину – праздник. И мне бы хотелось отметить активное участие обоих команд в нашей викторине и вручить им грамоты.
Метки: день независимости рк, урок в начальных классах