Урок “Учимся прощать”

Науанова Елена Данисовна 
учитель КГУ “Буденновская средняя школа”
при отделе образования р-на им. Г. Мусрепова

Цель: расширение и углубление представлений об общечеловеческой ценности- внутреннем покое через осознание умения прощать. Задачи: 1.Раскрыть важность умения прощать другого человека;               2.Развивать стремление понимать и прощать другого человека;               3.Воспитывать качества: доброту, великодушие, толерантность у учащихся.   Ресурсы: материалы, источники
Ход урока: 1.Орг.момент. Позитивный настрой – Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Я предлагаю вам повернуться и подарить улыбку нашим гостям. Солнечный свет – Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол, закройте глаза. Расслабьтесь. 
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. 
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. 
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. 
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. 
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.    2.Проверка домашнего задания -На дом вам было задано на стр.83 собрать пословицы и объяснить их смысл. Я предлагаю сейчас по одному выходить к доске и собирать по одной пословице. Задание. Собери пословицы. Объясни их смысл. (Задание на доске. Учащиеся по одному выходят и выполняют задание).   -Ребята, я не случайно дала вам такое задание. Сегодня мы будем говорить о том, почему важно уметь прощать другого человека. Тема урока – “Учимся прощать”. Наш разговор хочется начать с цитаты:

 
Анализ хода урока Волшебная композиция «Минута тишины»
3. Позитивное высказывание (цитата) “Хотите сохранить друзей, научитесь прощать” (народная мудрость)   Вопросы: -Как вы понимаете смысл этой народной мудрости? – Как вы понимаете слова – сохранить друзей? – Как вы понимаете слова умейте прощать? – Почему важно научиться прощать?   Простить – значит перестать сердиться на другого человека. Умение прощать помогает человеку сохранить мир и добрые отношения с другими людьми. Поэтому важно научиться прощать! Человек, который умеет прощать, облегчает жизнь, прежде всего, самому себе, своим друзьям, своим близким.    
4.Рассказывание истории (Стихотворения). Подарок учителя. Беседа. – Я хочу рассказать вам притчу .       Жили-были два брата Нор и Тим. Жили очень дружно. Вместе растили детей, ухаживали за пшеницей, помогали людям.                                                   Но вот однажды старший брат Нор нашел в земле горшок с золотыми монетами. С тех пор он очень сильно изменился. Стал злым и жадным.                                            В одно лето случился неурожай. Пришел Тим к старшему брату Нору попросить еды. Засмеялся Нор и прогнал младшего брата. Вышел Тим из дома и тихонько заплакал.      Настала весна. Пришли в селение разбойники и обокрали Нора. Стало совсем нечего есть. Делать нечего , пошёл старший брат к младшему и попросил у него еды. Тим подошёл к Нору, обнял его и отдал последнюю еду, что была у него в доме. Вышел Нор из дома и громко заплакал…   Вопросы для беседы: -Как звали братьев? -Как они жили? -Почему изменился старший брат? -Почему Тим заплакал после того, как вышел из дома старшего брата? -Почему Тим, когда Нор пришёл к нему просить еду, подошёл к нему и обнял его? -Простил ли он брата? Почему он его простил? -Почему Нор, когда вышел из дома младшего брата тоже заплакал?    
5. Просмотр мультфильма про Лунтика «Дружба дороже» Вопросы для обсуждения: Хорошо ли поступали гусеницы? – Почему они не захотели кушать сладости? – Почему гусеницы решили все вернуть? – Какой вывод сделали для себя гусеницы?     6.Творческая деятельность, групповая работа    Первое задание в тетради на стр.39 предполагает индивидуальную работу каждого учащегося. Учитель предлагает прочитать слова и выбрать слова и выражения для приготовления волшебного «лекарства от обиды»; закрасить их.  Демонстрация работ по желанию учащихся.     
7.Групповое пение – А сейчас, я вам предлагая спеть песню Если добрый ты Сл.А.Хайта, муз.Б. Савельева Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал. Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо. Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо.   Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты – то всегда легко, А когда наоборот – трудно. Если добрый ты – то всегда легко, А когда наоборот – трудно   С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь – с ними веселей, А когда наоборот – скучно. Если песни петь – с ними веселей, А когда наоборот – скучно.    
8.Домашнее задание 1.В качестве опережающего домашнего задания рекомендовано прочтение рассказа М.Закировой «Не нарочно». 2. –На альбомном листе нарисовать и раскрасить бабочку. Бабочка – символ души, бессмертия, возрождения. Свою красивую бабочку вы можете подарить самому лучшему другу или тому, с кем вы находитесь в ссоре на данный момент, или тому, с кем вы бы хотели дружить.  
9. Заключительная минута урока Закройте глаза, вспомните все то, что мы сегодня говорили о прощении. Вспомните то чувство мира и покоя, которое вы испытывали, когда кого-нибудь простили. И если вы все ещё на кого-то обижаетесь, постарайтесь простить этого человека. Сохраните это прощение в своем сердце и постарайтесь проявлять его ко всему окружающему миру.