Программа факультативного курса по хоровому пению «Домисолька» 5 класс


Орынбаева Дархана Ермековича

Учитель музыки ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. Текенова»

Пояснительная записка

1 час в неделю; 34 часа в год.

Рабочая программа творческого объединения «Домисолька» разработана на основе Примерной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального образования,  в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

     Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, образов.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит творческому объединению вокального и хорового пения – одному из  средств массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

     Приобщение учащихся к музыке идёт различным путём. В сфере музыкальной деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих детям лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением. Осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.

В творческом объединении «Домисолька» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. 
        В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. 
        При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

          Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» – он всегда при себе.      

           Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

           Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос. Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Цель: привить любовь к вокальному хоровому искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

Задачи программы:

– Закрепить и углубить интерес детей к хоровому пению, как самому массовому и доступному виду искусства.

– Посредством занятий и внеклассной работы приобщить учащихся к искусству, познанию мира прекрасного.

– Продолжить развитие музыкального слуха, совершенствовать музыкальные способности.

– Создать в хоре обстановку творческой активности, дружбы и товарищества.

– Отработать новые для данного возраста слуховые и певческие навыки, навыки хорового исполнительства.

– Посредством работы над лучшими образцами мировой хоровой литературы способствовать формированию высокого художественного вкуса.

– Воспитывать бережное отношение к своему голосовому аппарату и здоровью вообще.

– Развивать эмоциональность и артистизм ребёнка.

– Способствовать формированию культурной среды младших школьников, используя коллективные посещения концертных залов, театров, лекториев и т.д.

– Развивать у детей самостоятельность, активность, «чувство локтя», взаимовыручки.

– Способствовать быстрейшей адаптации детей, поступивших в хор без предварительной подготовки.

Содержание курса

(всего 34 часа, по 1 часу в неделю)

1 Рвздел. Введение 9-часов

Тренировка полученных навыков дыхания, более длинных фраз и предложений в процессе пения. Объединение двух навыков: «дыхание в пояс» и «зевок». Пропевание упражнений в более подвижных темпах с сохранением чёткой артикуляции.

2 Раздел. Звукообразование 4-часа

Округление гласных. Продолжение работы над шипящими и свистящими согласными. Подготовительные упражнения для твёрдой атаки.

3 Раздел. Звуковедение 7- часов

Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог. Пение мелких длительностей в подвижном темпе. Работа над «полётностью» звука. Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог.

4 Раздел. Ансамбль  14-часов

Продолжение работы, начатой в прошлом году над ритмическим, динамическим, агогическим, дикционным, интонационным и др. ансамблем. Работа над ансамблем в двухголосных попевках и упражнениях. Работа над двухголосием в упражнениях: контрастное, терцовое (более сложные примеры). Продолжение работы над пением a`capella. Осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя хора. Концертное исполнение (не менее двух раз в год). Обязательный последующий подробный анализ выступлений.

Календарно-тематическое планирование

№ урока Дата Тема Кол-во часов Прим.
 
1.   Тренировка полученных навыков дыхания, более длинных фраз и предложений в процессе пения 1  
2.   Глубокое дыхание с памятью вдоха 1  
3.   Пение на опоре 1  
4.   Объединение двух навыков: «дыхание в пояс» и «зевок» 1  
5.   Навык «цепного» дыхания 1  
6.   Упражнения на самостоятельное нахождение логических центров в тексте и выделение их голосом 1  
7.   Пение упражнений с перенесением логических ударений на разные слова 1  
8.   Пропевание упражнений в более подвижных темпах с сохранением чёткой артикуляции 1  
9.   Пение мелких длительностей в подвижном темпе 1  
10.   Звукообразование: Округление гласных («е», «и», «ы», «э») 1  
11.   Продолжение работы над шипящими и свистящими согласными 1  
12.   Подготовительные упражнения для твёрдой атаки 1  
13.   Подготовительные упражнения для твёрдой атаки 1  
14.   Звуковедение: Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог. 1  
15.   Пение мелких длительностей в подвижном темпе. 1  
16.   Пение non legato. 1  
17.   Упражнения на отработку пения staccato 1  
18.   Работа над «полётностью» звука 1  
19.   Высокая певческая позиция звука 1  
20.   Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог 1  
21.   Ансамбль Продолжение работы, начатой в прошлом году над ритмическим, динамическим, агогическим, дикционным, интонационным и др. ансамблем 1  
22.   Упражнения, направленные на поиски тембрового ансамбля 1  
23.   Работа над ансамблем в двухголосных попевках и упражнениях 1  
24.   Упражнения для дальнейшего расширения диапазона 1  
25.   Работа над двухголосием в упражнениях: контрастное, терцовое (более сложные примеры) 1  
26.   имитационное (простые упражнения) 1  
27.   каноны 1  
28.   Работа над несложными двухголосными произведениями 1  
29.   Продолжение работы над пением a`capella 1  
30.   Пение аккордов в гармоническом изложении (подготовка к пению трёхголосья) 1  
31.   Исполнение посильных произведений определённого темпа (80-100), legato 1  
32.   Осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя хора 1  
33.   Концертное исполнение (не менее двух раз в год). Обязательный последующий подробный анализ выступлений. 1  
34.   Концертное Выступление. 1  
    итого 34 ч.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *