Урок физики в 11 классе «Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы»


Киселева Ольга Михайловна

учитель физики и математики

 Акмолинская обл., Есильский район. с. Юбилейное,  

ГУ « СШ 37 лет Октября» 

Цели урока:

     Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение нового материала;

осуществить закрепление знаний учащихся по пройденному материалу;

показать практическое применение физики и ее законов.

   Развивающие: в целях формирования познавательного интереса на уроке планируется создание проблемных ситуаций, решение которых продолжает развитие творческих способностей учащихся;

продолжить развитие самостоятельности учащихся в решение поставленных проблем и задач;

продолжить развитие культуры речи.

Воспитательные: воспитание у учащихся умения работать в коллективе, умений и навыков научного спора.

Оборудование и материал; компьютер, документ – камера, видеопроектор, графопроектор, электронный учебник Физика 11, разноуровневые задания, видеофильм «Линзы», комплект приборов по оптике.

Демонстрации: определение оптической силы линзы, нахождение изображений в линзах, ход лучей в линзах, экспериментальная проверка формулы тонкой линзы.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебной работы: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, практический, частично – поисковый, исследовательский, алгоритмический.

                                                         Структура урока.

  1. 1.     Организационный этап.

      Психологическая разминка.

        Мозговая разминка.

  1. 2.     Этап проверки домашнего задания.

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

4.Этап изучения нового материала.

5.Этап осмысления нового материала.

6.Мини-конференция « Оптические приборы».

7. Этап закрепления нового материала.

8.Предварительная проверка, изученного материала.

9. Этап информации учащихся о домашнем задании.

10.  Подведение итогов. Рефлексия.

 

Ход урока

 

I Организационный момент.

  а) Психологическая разминка.

Давайте создадим хорошее настроение, улыбнемся и повторим про себя слова:

Я здоровый человек , я успешный человек,  у меня все хорошо, у меня все получится.

Улыбаясь, мы снимаем с себя напряжение и создаем вокруг себя атмосферу доброжелательности. Садитесь. Начнем урок.

  б) Мозговая разминка.

Загадки:

  1. Что в сундук запереть нельзя? (свет)
  2. Попутчица за мною ходит в след. Мне от нее, ни зла, ни пользы нет? (тень)
  3. Белая кошка лезет в окошко? (солнечный свет)
  4. Поднялись врата, всему миру красота? (радуга)
  5. Когда небо ниже земли бывает? (когда в воде отражается)

в) Эпиграф к уроку.

                                             « Мало знать – надо уметь применять»

Р. Декарт

 

Мы продолжаем изучать раздел физики «Геометрическая оптика» и с темой сегодняшнего урока познакомимся чуть позже.

II Проверка домашнего задания.

а) Устный опрос.

Сформировать законы геометрической оптики:

а) закон прямолинейного распространения света; б) закон независимого распространения света;

в) закон отражения света; г) закон преломления света; д) закон полного внутреннего отражения

 б) Компьютерное тестирование (мини-тест).

I вариант

1. Укажите условие использования законов геометрической оптики. (d-размер препятствия)

А) d>>λ; В) d>λ; С) d≈λ; D) d<λ; Е) d<λ/2

2. При переходе света из одной среды в другую угол падения равен 30°, а угол преломления равен 60°. Чему равен относительный показатель преломления второй среды к показателю преломления первой среды?

А) 0,5; В) ; С) ; D) ; Е) 1,5

3. Наблюдатель смотрит в пруд сверху вниз, глубина пруда равна 1м. чему равна видимая глубина пруда?

А) 0,5м; В) 3м; С) 0,75м; D) 0,2м; Е) 2,5м

4. Световой луч переходит из вакуума в прозрачную среду. Какое утверждение не верно для данного луча?

А) Скорость светового луча уменьшится; В) Энергия световых квантов не изменится; С) Частота колебаний света уменьшится; D) Длина световой волны уменьшится;  Е) Все вышеперечисленное верно

5. Какое условие удовлетворяет полному внутреннему отражению?

А) Угол падения больше критического угла; В) Угол  падения равен критическому углу. С) Преломленный свет движется вдоль границы сред. D) Правильного ответа нет. Е) Все вышеперечисленное верно.

II вариант

1. Как изменится длина волны света при переходе из вакуума в прозрачною среду с абсолютным показателем преломления n=2?

А) увеличится в 2 раза; В) не изменится; С) уменьшится в 2 раза;D) изменение зависит от угла падения; Е) увеличится в 4 раза

2. Угол падения луча на зеркальную поверхность равен 200. Угол между отраженным лучом и плоскостью зеркала:

А) 200; В) 400; С) 700;D) 600; Е) 1000

3. Если уменьшить площадь, на которую падает свет в 2 раза, как изменится световое давление на площадку? (световая энергия, падающая на площадь, не изменится)

А) увеличится в 2 раза;  В) увеличится в 4 раза; С) уменьшится в 2 раза

D) уменьшится в 4 раза; Е) не изменится

4. Абсолютный показатель преломления света:

А) n=; В) n=; C) n=; D) n=; Е) n=

5. Как называется явление огибания малых препятствий волной?

А) Интерференция; В) Когерентность; С) Дифракция; D) Поляризация;

Е) Дисперсия

Взаимопроверка.                             Правильные ответы

 

  1 2 3 4 5
I вариант А В С Е Е
II вариант С С Е Д А

 

  1. III.           Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Законы отражения и преломления света используются для того, чтобы управлять световыми пучками. На этом основано действие специальных оптических приборов ( лупы, очков … ).

Решив несложные задачи, вы расшифруете, что же является главной частью любого оптического прибора, и тем самым узнаете тему нашего урока.

 

н Каким должен быть угол падения светового луча, чтобы отраженный луч

составлял с падающим угол 600?

ы Угол падения светового луча равен 200. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?
л Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 200. Каков угол между отраженным лучом и зеркальной поверхностью?
з Угол между зеркалом и падающим на него лучом составляет зо0. Чему равен угол отражения?
и Предельный угол полного отражения соответствует углу преломления равному … .

 

700 900 300 600 400
         

 

Ответ: Линзы

На доску выводятся задачи урока

Знать

Уметь

1. Что такое линза?

1. Определять оптическую силу линзы.

2. Виды линз 2. Определять линейное увеличение линзы
3. Основные характеристики линз 3. Находить расстояние до изображения.
4. Формулу тонкой линзы 4. Строить изображения предметов в линзах

 

  1. Изучение нового материала.

Включить компьютер. Самостоятельное изучение нового материала с использованием электронного учебника Физика 11, школьного учебника Физика11. ( По ходу изучения материала составляется ОК, учащимся предлагается план ( алгоритм ) изучения нового материала,  ОК « Построение изображений в линзах», таблица 2)

План изучения нового материала

  1. Понятие «линзы».
  2. Виды линз.
  3. Основные характеристики линз.
  4. Формула тонкой линзы.
  5. Построение изображений в линзе.
  6. Недостатки линзы.
    1. Этап осмысления нового материала.

А) ОК проецируется на экран. Быстрое повторение материала по конспекту.

Б) ( Класс разбивается на группы по 4 человека).

Задание 1 группе. Экспериментально проверить формулу тонкой линзы.

Задание 2 группе.  Экспериментально определить оптическую силу линзы.

Класс работает самостоятельно. Учитель помогает, тем группам. У которых возникли затруднения. Представители групп записывают на доске результаты заданий. Например, результаты выполнения 2 группы, таблица 1.

Таблица 1.

Рассеивание от предмета до линзы х, м

Рассеивание от изображения до линзы х’, м

Оптическая сила линзы, дптр

1

0,50

0,25

6,00≈6

2

0,40

0,29

5,95≈6

3

0,30

0,37

6,03≈6

 

  1. VI.           Мини – конференция по теме: « Оптические приборы».

 

 

 

 

 

Учащиеся делают сообщения по следующим темам

1)    « Глаз. Очки». 2) « Лупа». 3) « Микроскоп». 4) « Фотоаппарат».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Закрепление нового материала

1) Решение задач на построение изображений в линзах.

Задания:1 группе: d >2F; 2 группе d=2F;   3 группе d=F; 4 группе d<  F

Рассмотрите рассеивающие и собирающие линзы. Сделайте выводы.

( Ответы проецируются на экран, учащиеся объясняют решения).

2) Откроем электронный учебник Физика 11, решаем задачи по теме.

VIII.    Предварительная проверка, изученного материала.

Диктант по теме: « Линзы»

1. Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями …

2. Луч, проходящий через фокус линзы. После прохождения идет …

3. Оптическая система глаза строит изображение далеких предметов перед сетчаткой. Такой дефект зрения называют …

4. Хрусталик глаза здорового человека  по форме похож на …

5. Рассеивающая линза дает …

6. Физическая величина, измеряемая в диоптриях …

Самопроверка.

IX. Задание на дом.

§ 4.11, § 4.12, Задачи 4.11.1, 4.11.7, 4.11.11

Х. Рефлексия. Итог

 

а) Составить кластер к слову линзы

тонкие                                                        фокус

 

                                                        Линзы                            выпуклые

 

 

 

 

б) Оцените степень сложного урока. Вам было на уроке:

– легко

– обычно

– трудно

в) Оцените степень вашего усвоения материала:

– усвоил полностью, могу применить;

– усвоил полностью, но затрудняюсь применить;

– усвоил частично;

– не усвоил.

 

Сегодня на уроке вы хорошо поработали: выполнили все поставленные перед вами задачи. Спасибо за урок.

( Учащиеся сдают оценочные листы)

 

Оценочный лист

 

Ф.И. ученика Устный ответ Мини-тест Решение качественных задач Работа по ОК Решение экспериментальных

задач

Решение задач на построение Решение расчетных задач Сообщение

 

Диктант
                   

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Физика и астрономия: учебник для 11 класса естественно- математического направления общеобразовательной школы / Под редакцией С. Туякбаева,

Ш. Насоховой, Б. Кронгарта и др. – Алматы: Издательство « Мектеп», 2007/

2.Физика: Дидактические материалы для 11 класса / С. Туякбаев, Ж. Бакынов,

В. Зайганова. – Алматы: Изд-во « Мектеп», 2007./

3.Физика. Рабочая тетрадь./ Ж. Кобдикова,  С. Баймаханова. Алматы: Изд-во « Мектеп», 2007.\

4. Современный урок физики в средней школе /В.Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. М. : Просвещение, 1983./

 

Тезисы  

                                               Среди детей не бывает глупых-

бывают люди, которых

 заинтересовали и которых еще

 не успели заинтересовать.

А. И. Шапиро

Развитие творческих познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Чтобы максимально заинтересовать ученика  применяю различные формы и методы современного урока. Для более целостного восприятия материала « Линзы. Построения изображений в линзах. Оптические приборы» разработала урок- блок, а применение на уроке компьютера с видеопроектором  позволили увеличить уровень  познавательной самостоятельности  школьников провести насыщенный информацией урок в доступной   для учащихся форме.

 

 

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *