Доклад «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»


Ахмоллаева Саида Турсуновна

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа – гимназия имени Б.Момышұлы с дошкольным мини-центром»                                

Язык, литература и искусство – важнейшие национальные ценности Казахстана, поэтому «Русский язык» и «Литература» как ведущие гуманитарные предметы в казахстанских школах содействуют формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Особое значение в связи с этим приобретает «проблема формирования коммуникативной компетенции  школьников в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности».
Решение данной проблемы  видится в целенаправленном повышении и формировании уровня  речевой культуры молодежи, что способствует формированию  всесторонне развитой личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми, так как одним из  требований к современному члену общества является способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Коммуникативная компетентность – это основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью невозможно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к формированию множества разнообразных высказываний и в устной, и в письменной форме. Поэтому формирование коммуникативной компетенции служит не только практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык». В настоящее время основными задачами формирования речевого творчества является построение свободных, корректных, уместных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты адекватных стилей и жанров.

При этом нужно развести понятия «речевая компетентность» и «речевая компетенция» Основываясь на данных толковых словарей, целесообразно под термином «коммуникативная компетенция» понимать способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, а под термином «коммуникативная компетентность» – уровень мастерства человека в межличностном общении. Другими словами, компетентность определяется как личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности.

Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс следующих коммуникативных умений:

  • умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
  • владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков;
  • ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов, понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства, понимание границ пространства и корректировка в связи с ними своих действий и поведения;
  • ориентирование во времени, умение соотнесения фактов и событий прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывание предположения о тенденциях;
  • умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

Коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода/стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.

Обучение учеников устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.

В последние годы учителя нередко сталкиваются с наличием серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Учащиеся часто не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. наши педагоги продолжают отмечать снижение уровня индивидуального словарного запаса школьников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Большинство учителей отмечают, что ребята пассивны на уроках русского языка и литературы, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. 

Поэтому в данных условиях актуальность приобретает взаимосвязь академических знаний и практических умений, что содействует реализации творческого потенциала личности в учебной, профессиональной и повседневной деятельности.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

– овладение функциональной грамотностью (способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста);

– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;

– овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; овладение орфографией и пунктуацией.

Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать  в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы:

• комплексная работа с текстом; 
• лингвистический анализ текста; 
• «самодиктанты»; 
• сочинение-рассуждение; 
• редактирование текста; 
• различные виды диктантов; 
• интеллектуально-лингвистические упражнения; 
• работа с текстами-миниатюрами; 
• составление синквейнов, кластеров к тексту.

Для примера можно привести разные задания, которые   направлены  на  развитие  коммуникативной компетенции. Технология учебюного диалога можнет применяться на этапе постановки проблемы. Сначала можно дать ученикам задание на новый материал: в буквальном смысле «сделай то, что только сегодня будем проходить». Ученики правильно выполнить задание не в состоянии, и для них возникает проблемная ситуация. Например : вспомнить изученные в 5 классе корни с чередованием, вставить пропущенные буквы в словах на эти орфограммы; на карточках , кроме слов с изученными корнями с чередованием, слова с другими корнями. Работа проходит в группе, ученикам дается общее задание: вспомнить изученные в 5 классе корни с чередованием, вставить пропущенные буквы в словах на эти орфограммы (при этом на индивидуальных карточках, кроме слов с изученными корнями с чередованием, слова с другими корнями): Уб..рать квартиру, возл..жить венки, заг..рать на пляже, необычное р..стение, опытный р..стовщик, костер разг..рается, первое сл..гаемое, сж..гать в печи, зап..реть дверь, непроходимые зар..сли,беречься от заг..ра, выр..щенный в теплице, пост..лить скатерть, каша подг..рела, к..саться поверхности. У учащихся возникает затруднение, что стимулирует побуждающий диалог:  Слова с какими корнями вызвали у вас затруднение? ( информация о «новых» корнях появляется на слайде: -гар-/-гор-, -кас-/-кос-, -зар-/-зор-)

В своей работе особое внимание уделяю таким видам работы как комплексный и лингвистический анализ текста. Желательно, чтобы тексты были интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.  С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.

Учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать

Примерный план анализа текста любого типа речи: 
1. Выразительное чтение текста. 
2. Словарная работа. 
3. Тема текста. 
4. Идея текста. 
5. Тип текста. 
6. Стиль текста. 
7. Выразительные средства речи и их роль. 

Важная часть работы – деление текста на абзацы. Учащиеся должны понимать, что при помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции текста группы предложений.

В целом можно использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, определение темы текста, определение идеи текста, составление планов, наложение готового плана на текст, анализ авторского заголовка или создание своего заголовка, выделение микротем текста, анализ построения текста, сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Это могут быть свободный диктант, творческий диктант с его разновидностями: творческий диктант со вставкой слов, творческий диктант с заменами одной грамматической формы или категории другой

Изложение – один из традиционных видов письменных работ в школе Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Прежде всего прослушанный текст нужно понять, а этим умением обладают немногие. Правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте предложенные предложения орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским

Интересный прием, который можно использовать на любом этапе урока – синквейн, позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Синквейн – это особое стихотворение (без рифмы), которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведённая в образ, как раз свидетельствует об уровне понимания. Этот приём, позволяеь развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Структура синквейна:

  • Первая строка-1 существительное (тема синквейна, понятие);
  • Вторая строка-2 прилагательных (описание этого понятия);
  • Третья строка-3 глагола (описание действия, характерного для этого понятия);
  • Четвёртая строка- законченное высказывание, выражающее отношение автора синквейна к понятию);
  • Пятая строка- 1 слово, синоним, повторяющий суть понятия.

Аналогичный прием несколько усложненной формы – даймонд. Даймонд – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Строчка 1- тема (существительное), строчка 2- определение (2 прилагательных или причастия), строчка 3- действие (3 глагола или деепричастия), строчка 4-четыре слова, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд, строчка 5 – действие (3 глагола или деепричастия) строчка 6 – определение (2 прилагательных или причастия), строчка 7: тема (существительное).

Еще одним из приемов технологии критического мышления является кластер. Это способ графического представления материала. Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во внеурочной деятельности коммуникативная компетенция реализуется посредством работы над проектами.

Проектная и исследовательская деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

  • Постановка проблемы
  • Выдвижение гипотезы
  • Сбор и структурирование материала
  • Изготовление и оформление материала
  • Выбор формы презентации
  • Презентация
  • Рефлексия

Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

– во-первых, она изменяет суть преподавания. Ученик становится в позицию равную учите лю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося).
– во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности по вышает качество обучения.
– в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, являются более прочными.
– в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс.

Со своими учащимися я регулярно принимаю участие в научно-практической конференции «Ступени к успеху». Проекты ребят занимают призовые места.

В процессе подготовки к проекту на тему «Школьный конфликт» ребята подготовили газету по данной теме. В рамках подготовки к социальному проекту «Советское кино. Чтобы помнили» учащиеся не только просматривали советские фильмы, посвященные военной тематике, но и готовили аннотации к фильмам, участвовали в обсуждении. Итогом этой работы стало написание отзывов на понравившийся фильм. Отдельные ученики принимают участие в создании периодической школьной газеты.

С применением этих приемовмною ведётся работа на уроках русского языка. Упражнения и задания, способстующие формированию КК, стараюсь включать в каждый раздел русского языка, в преподавание литературы и внеурочную деятельность.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у обучающихся формируются практические навыки. Поэтому главным направлением в обучении школьников должна стать не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.