Статья «Эстетическое восприятие музыки – основа воспитания музыкальной культуры»

Смагина Светлана Борисовна

музыкальный руководитель КГКП «Ясли — сад №29 «Балдәурен» г. Сатпаев Карагандинская область

Эстетическое восприятие музыки – основа воспитания музыкальной культуры

Музыка выражает то,

 что мы не можем сказать и то,

о чем невозможно молчать.

Гюго Виктор Мари
.

Музыка —: сильное и ярқое средство развития творческой индивидуальности, духовңрго становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного становления человека.

Музыка имеет особый  язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. В результате общения с музыкой, передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развиваетсяя восприимчивость и чувствительность. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у человека эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, — актуальная задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

В психологии восприятие определяется, как познавательный процесс, заключающийся в отражении в сознании человека предметов и явлений воздействующих на органы чувств. В результате восприятия мы получаем целостный образ предмета или явления. Восприятие как художественная деятельность складывается из взаимодействия эмоций, воображения, осмысления содержания и формы произведения. Оно характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звучания. На восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. И, как уже отмечалось, особую роль играют в этом процессе слух, способность вслушаться в окружающее, почувствовать, понять, оценить красоту красок и форм, гармонию звуков.

Некоторые исследователи, в частности В.К. Белобородова, на основе изучения литературных источников, данных экспериментальных исследований и практических наблюдений выделили пять главных структурных компонентов музыкального восприятия, составляющих его психологический механизм:

  • эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • музыкальный слух
  • мышление;
  • память;
  • способность к сотворчеству.

Исследование закономерностей музыкального восприятия и его развития является одним из важнейших направлений в теории и практике музыкального воспитания. К настоящему времени, музыкантами-педагогами и психологами накоплены обширные данные, касающиеся специфики музыкального восприятия, закономерностей его формирования в процессе целенаправленного обучения. В работах О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, В.К Белобородовой, Н.Л. Гродзенской, Г.С. Ритиной, М.А. Румер и других, прослежены различные аспекты этого сложного вида деятельности, которые касаются целостности и образности музыкального восприятия, его связи с соответствующими способностями, умениями, навыками.

Педагог, которому доверено музыкальное образование и воспитание, должен с самого начала интересно и увлекательно построить музыкальные занятия. Нередко именно от первых занятий зависит, станет ли музыка другом и радостным спутником человека или же он останется к ней равнодушным.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…»               Д.Д. Шостакович. Только с таким отношением к искусству музыки человек может посвятить себя, свою жизнь музыкальной педагогике. Став на этот путь, он должен стремиться почувствовать до конца необыкновенную природу музыки, познав все силы ее воздействия на человека, все ее тайны. И одновременно, находясь в непрерывном поиске, настойчиво учиться тому, как передавать эти тайны своим воспитанникам.

Приобщать к искусству, — следует с самого раннего детства. Ведь буквально каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно найти соответствующий подход «подобрать ключи» для вхождения в страну музыки.

Музыка, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе; в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят: музыка начинается там, где кончается слово.

Высокопрофессиональный подход педагога к занятиям содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания и является самостоятельным видом деятельности на занятии. Это сложный процесс, сопровождающийся возникновением определенных эмоций, ассоциаций, сравнений. Эстетическое восприятие начинается со слуховой наблюдательности.

Способность воспринимать музыку формируются не сразу, в основе этого процесса лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание произведения. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать интерес.

Педагог должен создать все условия для проявления эмоционального отклика детей, благодаря этому у них формируются навыки культурного слушания, умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию.

Важное значение имеет метод сравнения музыкальных образов — это позволяет активизировать слуховое внимание, находить различия сначала в контрастных произведениях, а затем отмечать более тонкие особенности.

Важно сформировать представление о своеобразии средств выразительности в народной музыке, обратить внимание на ее ладовую основу, функцию пентатоники, гармонический склад.

Педагог должен знать особенности музыкального искусства, закономерности связей элементов внутренней структуры, историю музыки, характерные черты творчества изучаемых композиторов. Учитывать возрастные особенности учащихся, индивидуальные различия, характер восприятия.

Современный взгляд на проблему эстетического воспитания через постижение художественных форм, ставит перед преподавателем задачу вырабатывать навыки восприятия музыкального произведения в контексте культуры в целом. Важнейшими оказываются вопросы взаимовлияния различных видов искусств, связь их с философией, религией. Такой метод позволит ярко выявить выразительную сторону художественного произведения, будет способствовать развитию ассоциативного мышления, фантазии, творческих способностей детей.

На занятиях важно создать атмосферу взаимопонимания. Работая с детьми педагогу нужно понять характер, темперамент, а вместе с тем неповторимую личность с индивидуальными особенностями и возможностями.

Работа педагога инструменталиста в основном строится на творческом подходе к каждому ребенку, поэтому педагог обязан знать возрастные и типологические особенности детей, анализировать их поведение, учитывать уровень их физического, умственного и эстетического развития, эмоционального жизненного тонуса. На основе этих знаний неустанно трудиться над формированием их способностей, тренировать физический аппарат.

Следует заметить, что музыкальные занятия требуют большой сосредоточенности, терпения. В основе занятий педагога с воспитанником  должна быть доброта со стороны взрослого, искренность, терпеливость; со стороны ребенка — доверие, привязанность, любовь, которые помогают ему преодолеть замкнуть, застенчивость отчуждение.

Такие отношение способствует раскрытие личности ребенка, подъему его душевных сил. У него появляются стремление к познанию, самостоятельность в действиях, активность, развиваются музыкальные и творческие способности.

А. Артоболевская, сказала: «Будьте терпеливы, бойтесь отпугнуть ребенка. Не секрет, что для многих людей музыка остается за глухой стеной полнейшего к ней равнодушия…». Чтобы это не произошло, педагог обязан быть терпеливым и чутким, должен прекрасно владеть методикой преподавания, уметь увлечь воспитанника. Но прежде чем увлечь, педагог должен быть сам увлечен занятиями, которые он проводит.

Работая над любым музыкальным произведением, важно правильно поставить цель, определить задачи, и достигать результата, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля — вот, что движет в работе воспитанника и педагога

Любая педагогическая система включает в себя цели, содержание, методы, управление воспитательными и дидактическими процессами. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, составляют единый комплекс. При этом любые изменения одного из компонентов влекут изменения в других. Система — это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс элементов, находящихся в определенных связях и отношениях.

Система музыкального воспитания и обучения, как и любая другая педагогическая система, — многосоставное и сложное по структуре явление. В эту систему входят деятельность педагога, передающего музыкальный опыт воспитаннику, деятельность ребенка, активно осваивающего этот опыт и, прежде всего, музыкальное искусство. Музыка, являясь одной из самых влиятельных форм искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности.

Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, в этом и состоит, главная воспитательная функция искусства и музыки в частности.

Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым они играют неоценимую роль в развитии творческой индивидуальности.

Литература

  1. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1985.
  2. Коган Г. У врат мастерства. М.: Музыка, 1969.
  3. Крутецкий В. Психология. М.: Просвещение, 1989.
  4. Методические записки по вопросам музыкального образования. М.: Музыка, 1991. Вып.З.
  5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987.
  6. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие, изд. 4. Москва. «Советский композитор», 1988 г