Открытый урок на тему: «Почему началась холодная война?»


Ивашев Сергей Владимирович, Амалбекова Бакыт Абилашимовна

учителя истории Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления города Шымкент

Раздел долгосрочного плана: Биполярный мир Школа: НИШ ФМН г. Шымкент
Дата: ФИО учителя: Амалбекова Б.А., Ивашев С. В.
Класс: 10 классы Количество присутствующих: отсутствующих:
Тема урока Почему началась холодная война?
Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу) 10.3.2.1 – анализировать исторические события, используя понятие «холодная война»; 10.3.2.2 – характеризовать противостояние военно-политических блоков НАТО и ОВД, опираясь на знание исторических фактов и карты;
Цели урока Изучение причин начала холодной войны Изучение исторических событий холодной войны с 1946 по 1962 гг.
Языковые цели.   Данный урок способствует развитию языковых компетенций: Слушание– работа с видеоматериалом;Чтение –работа с учебным текстом и текстом исторических источников;Письмо-осуществление записей в тетрадях;Говорение – устные ответы на  проблемно-логические вопросы после обсуждения в группах (в паре); Предметный словарь и терминология: сферы влияния, план Маршалла, доктрина Трумэна, НАТО, ОВД, железный занавес, берлинская стена, ядерное оружие, гонка вооружений, холодная вона, берлинский кризис, карибский кризис.
Критерии  оценивания Описывает причины холодной войны;Знает основные события периода холодной войны 1946-1962  гг.;Анализирует исторические события периода холодной войн, используя исторические источники;Анализирует    политические взгляды У. Черчилля, Г. Трумэна, Дж. Маршала и др.
Привитие ценностей     Урок способствует привитию таких ценностей как уважение (уважительного отношения к прошлому различных стран и народов), сотрудничество (при работе в парах)
Связь с глобальным гражданством Воспитание патриотических чувств, уважение к историческому прошлому стран и народов, толерантности.Воспитание  отрицательного отношения к войне как способу решения каких – либо  проблемФормирование у учащихся  гражданской позиции, умение  аргументировать свою точку зрения при  ответе на различные проблемно-логические вопросы
Межпредметные связи Данный урок связан  с русским языком в процессе выполнения тех или иных задания для развития языковых компетенций ( чтение-работа с текстом учебника и  исторических источников, говорение – в процессе обмена информацией  друг с другом в процессе выполнения практических заданий), с искусством – при работе с художественными произведениями (карикатура, политический плакат, мультфильм), с географией  – при использовании  политических карт
Навыки использования ИКТ В ходе проведения данного урока используется интерактивная доска и презентация  для  визуализации материала
Предварительные знания Данный урок связан с итогами Второй мировой войны
Ход  1 урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока 2 минуты Приветствие учащихся, сообщение темы   урока, обзор целей обучения и критериев  оценивания на данный урок. Презентация  
Середина урока   10 минут                                        15 минут                                        5 минут             Конец урока 10 минут   Организация работы с учебником, использование метода «чтение с остановками». В ходе «остановок» учащиеся записывают в тетрадь основные исторические события.  Затем учитель организует работу учащихся (в группе или в паре) по карточкам Дифференциация: оказание поддержки отстающим учащимся Формативное оценивание: использование дескрипторов Определяют политические причины начала холодной войны;Определяют идеологические причины начала холодной войны;Определяют экономические причины начала холодной войны;Определяют военные причины начала холодной войны; После   разбора выполненного задания, учащиеся отвечают на проблемно-логический вопрос: «Можно ли было избежать холодной войны?» Формативное оценивание: комментирование ответов учащихся   Организация работы с учебником использование метода «чтение с остановками». В ходе «остановок» учащиеся записывают в тетрадь основные исторические события. Работа учащихся в паре (в группе) с историческими источниками (документами).  Учащиеся получают определённый текст исторического источника и после его прочтения,  готовит ответы на вопросы, работая в паре (в группе) со своим товарищем. Дифференциация: использование текстов различного объёма Речь Уинстона Черчилля (сложный уровень);Речь Дж. Маршалла (средний уровень);Устав НАТО (лёгкий уровень); Формативное оценивание: комментирование ответов учащихся   Коллективная работа. Учащиеся определяют экономические, политические и социальные последствия реализации плана Маршала. Формативное оценивание: комментирование ответов учащихся     Работа в группе (в паре) с наглядными историческими источниками (политический плакат и карикатуры на конкретные исторические события).Учащиеся получаютизображение на конкретное историческое событие и после его ознакомления готовят ответы на вопросы. Дифференциация: по уровню сложности заданий Первая часть учащихся анализирует карикатуру с Уинстоном Черчиллем (сложный уровень)Вторая часть учащихся работает с плакатом «Фразы и базы» (средний уровень);Третья часть учащихся работает с плакатом «Американская щука и корейская наука» (лёгкий уровень);   Презентация, раздаточный материал (Приложение 1)                                     Раздаточный материал (Приложение 2)                                     Презентация           Презентация, раздаточный материал (Приложение 3)  
Ход  2 урока
Начало урока 15 минут                       Середина урока   15 минут                 Конец урока 10 минут Показ учащимся мультфильма «Скорая помощь» (1949 год). После того, как учащиеся просмотрят мультфильм, учитель ставит перед учащимися вопросы: Как Вы считаете, какое историческое событие (явление) характеризует мультфильм? Как Вы думаете   какое государство изображено в виде удава? Почему Вы так считаете? Почему художники-мультипликаторы изображают его именно так? Как Вы считаете, объективно или предвзято изображается историческое событие (явление в данном мультфильме)? Ответ аргументируйте. Формативное оценивание: комментирование ответов учащихся   Организация работы с учебником использование метода «чтение с остановками». В ходе «остановок» учащиеся записывают в тетрадь основные исторические события. Работа в паре с наглядным историческим источником (карикатуры на исторические события- берлинский кризис и Карибский кризис).  Учащиеся изучают карикатуры и после ознакомления, готовят ответы на вопросы. Дифференциация: оказание поддержки учителем Формативное оценивание: комментирование ответов учащихся   Рефлексия учащихся. Ответы на проблемно-логические вопросы: Почему холодная война не переросла в горячую? Какие события холодной войны, на Ваш взгляд, были переломными? Подведение итогов урока. Домашнее задание. Ознакомиться с текстом учебника. Просмотреть видеофайлы. Видеофайл Презентация                           Презентация, раздаточный материал (Приложение 4)                 Презентация,  
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности
Дифференциация Дифференциация скрытого порядка – в ходе оказание помощи учителем учащимся, а также в ходе взаимопомощи учащихся класса, явная дифференциация- предоставление учащимся текста  исторических источников различного объема.   Оценивание происходит согласно критериям оценивания с использованием дескрипторов, а также в ходе  предоставления обратной связи учащимся. Соблюдение техники безопасности при показе видео файлов с помощью интерактивной доски.
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 
                   
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:   2:   Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:   2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?