«Формирование гражданственности, казахстанского патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе»


Михновец Людмила Александровна
Учитель начальных классов ГУ «Средняя школа имени Н. Крупской» Жаркаинского района Акмолинской области

Оглавление

 I.     Пояснительная записка……………………………………………………2

 II.   Содержание программы.   ……………………..……….………..…… .…6

 III.  Конспекты  уроков русского языка в 4 классе.

        1. Имя существительное как часть речи.

           «Пусть всегда будет солнце!»…………………………………………… …14

           2. Имя числительное как часть речи.

           «Орел свободы»………………………………………………………………15

        3. Закрепление изученного о местоимении.

        «Конь – символ силы нашего государства»……………………….……….17

           4. Определение  спряжения глаголов.

           «Казахстан – огромная юрта дружбы»……………………………………..19

    IV.  Конспекты  интегрированных уроков  по математике

           1. Число 9. Цифра 9. 1 класс ………………………………………………..21

           2.Семь чудес Казахстана…………………………………………………….28

 V.   Конспект  интегрированного по литературе в 4 классе

           Творчество Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева,

           Султанмахмута Торайгырова…………………………………………….…35 

  • Внеклассные мероприятия

       1. Классный час,  посвященный  15-летию принятия Конституции

       Республики Казахстан«Основной закон нашей страны» …..…………….38

        2. Классный час

        «Государственные символы – национальная   гордость»………………….41

        3. Классный час «Стратегия «Казахстан-2050»:один народ –одна страна –

        одна судьба»…………………………………………………………………..46

        4. Классный час «Первый Президент – Назарбаев Н.А. »………………….53

           5. Устный журнал «Мое Отечество: вчера, сегодня, завтра»…….……… .57

           6. Торжественная линейка, посвященная Дню языков

           народов Казахстана   «Язык – живая душа народа»…………………….…67

           7. Фестиваль дружбы народов Казахстана

         Русская ярмарка. 1 класс …………………………………… … ………….70

         Презентация греческой диаспоры. 2 класс……….………………  ………..77

         Презентация еврейской диаспоры 3 класс…………………………  ……..83

         Фольклорный праздник «Посвящение в казачата»………………………..86

         8.«Здравствуй, праздник  Наурыз!» Казахские народные традиции.

           Обряд «Тұсаукесер»……………………………………………………….…88

           Обряд «Ашамайга мингизу»…………………………………………………90          

         9. Экскурсия в столицу Казахстана – Астану………………………..…….96

        10. Экскурсии в школьные музеи: Омурлыкской СШ,

        Тассуатской СШ, СШ им. А. Укубаева…………………………….. ……  98

        11. Мероприятия, посвященные Дню Победы ……………………………100

VI.Результативность…………………………………………………………….125

VII.  Список использованной литературы ………………………………….126

Пояснительная записка

«Мы создали Казахстан, надо создать казахстанцев».

Н.А. Назарбаев

«Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества»

Н.А. Назарбаев

«Человек является, прежде всего,

сыном своей страны, своего Отечества,

горячо принимающим к сердцу его интересы».

 В.Г.Белинский

«Историческое значение каждого

человека измеряется его заслугами Родине,

а  человеческое достоинство – силою его

патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

         Под  гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся  любви к своей  Родине, постоянной готовности  к защите, формирование активной гражданской позиции, осознания своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его величественным  вершинам и достойным страницам прошлого.

         Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина Казахстана с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу,  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только  в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую   сферы  общества.   В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад  вносит современная школа.

        Идеал патриотического воспитания, его актуальная необходимость признаются в любом государстве. Патриотизм – это глубокое социальное чувство, стрежнем которого является любовь к своей Родине, преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее, забота о его будущем.

        Человек не рождается  патриотом, он становится им в ходе воспитания и общественной жизни. Патриотизм является неотъемлемой частью общественного и  гражданского сознания, стержнем повседневного поведения, направляющим ориентиром образа жизни. Основы патриотизма закладываются в семье. Первоначально это любовь к родному краю, этносу, отношение к окружающему миру.

        Новизна проблемы казахстанского патриотизма состоит в том, что у нас в корне изменились ценностные и идеологические ориентиры в обществе, базис и настройка общества. Наконец, сам мир, в котором рождаются, живут и становятся гражданами новые поколения казахсатанцев.

        Мир, в котором жили старшие поколения, отличается от мира, в котором рождаются,  живут и становятся гражданами новые поколения казахстанцев.  В стратегии  «Казахстан – 2050» Президент Н.А. Назарбаев отметил: «Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это прежде всего гордость за страну и ее достижения. К 2050 году надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо о уверен в завтрашнем дне, в будущем. Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле». Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить эту проблему.

      Нам нужно  подготовить такого выпускника, который бы отвечал потребностям современного времени, обладал высоким уровнем нравственности. Выпускник будет востребован в нашем обществе не только как молодой человек, но и как гражданин – патриот.

       В качестве общенациональной идеи, которая должна обеспечить нормальнее функционирование общества, была выдвинута идея упрощения мира и межнационального согласия, идея общеказахстанского  патриотизма.

       Общенациональным патриотизмом называется не противоречащее национальному самосознанию чувство глубокого понимания единства судеб  и возможностей процветания всех народов, проживающих на территории республики.

       Каждое слово в преамбуле Конституции соответствует требованиям воспитания казахстанского патриотизма  – «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, строим государство Казахстан».

        Программа «Формирование гражданственности, казахстанского патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе» разработана в соответствии с Государственной  программой  патриотического воспитания граждан Республики Казахстан, которая является главной нормативной базой для всех образовательных учреждений.

         Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

          Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина Казахстана.

          Цель данной   программы охватить  весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.    

          Цели программы: развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах деятельности, способствовать воспитанию социально активной, морально-устойчивой, толерантной личности с активной гражданской позицией, знающей и соблюдающей законы РК; личности знающей и уважающей историческое прошлое своей страны, любящей свою Родину, несущий ответственность за ее судьбу.

Задачи программы:

 – стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;

– формировать способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание;

– развивать творческие способности, знакомить с традициями края, страны, достижениями людей;

– воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;

– учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;

– учить бережному отношению к общественному достоянию;

– прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;

– прививать чувство любви к своему Отечеству;

–развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам Казахстана;

– воспитывать у молодёжи неприятие агрессии, насилия и войны;

–способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой.

Объект – учебно-воспитательный процесс деятельности младших школьников по гражданско-патриотическому воспитанию.

Предмет  – содержание, формы и методы работы  учителя с учениками.

Основные принципы обучения и воспитания

– принцип личностно-ориентированного подхода в обучении

– принцип непрерывности, систематичности

– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей

– принцип межпредметных связей

– принцип эмоционально-ценностных ориентаций

– принцип учёта возрастных особенностей

Технологии:

– Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

– Знакомство с традициями и обычаями казахского  народа, фольклором;

– Организация экскурсий в музеи;

– Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к  истории народа, знание истории;

– Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родного края;

– Проектная деятельность.

Формы работы:

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

– Деловые игры;

– Классные часы;

– Беседы, диспуты, викторины;

– Исследовательская деятельность;

– Коллективные творческие дела;

– Смотры-конкурсы, выставки;

– Соревнования;

– Экскурсии, поездки, походы;

– Трудовые дела;

– Тренинг

Условия успешной реализации программы

(педагогическая копилка)

– Изучение нормативно-правовых документов;

– знание психоэмоциональных и возрастных особенностей учащихся;

– изучение педагогического опыта  коллег;

– освоение новых  педагогических  технологий;

– применение накопленного опыта на практике;

– рефлексия.  

Ожидаемые результаты реализации программы

       Реализация данной программы предполагает:

–  повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;

– повышение степени готовности обучающихся к  выполнению своего гражданского и  патриотического долга;

– повышение реального вклада подрастающего поколения в дело  процветания родного края и Отечества;

– формирование гражданско-патриотических качеств личности;

– систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и Казахстана, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе;

– посильное служение Отечеству, активную  жизненную позицию, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;

– инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

– честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Конечным результатом воспитания является личность выпускника школы. Это – патриот с активной гражданской  позицией, культурно-просвещенный, нравственно-зрелый, способный к созиданию.

        Школа уже сегодня несет ответственность за воспитание людей, имеющих глубокие знания о Казахстане, знания, основанные на мировой и национальных культурах, активную гражданскую позицию.

Направления деятельности:

  • Урочная деятельность:
  • Русский язык
  • Математика
  • Познание мира
  • Литература
  • Внеклассная деятельность:
  • Национальное единство
  • Гражданин и государство: взаимная ответственность
  • Семейные общественные отношения: человек, семья, спорт, система образования, трудовой коллектив, армия, общество в целом
  • Краеведение

Срок реализации программы:  2010 – 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *