Авторская работа вокального кружка «Қарлығаш»

Акатова Айгуль Алтынбековна
Музыкальный руководитель ГККП «Ясли-сад № 1 «Қарлығаш»

  Пояснительная записка

    Современная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В Казахстане уделяется большое внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена и деятельность дошкольных учреждений. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

   Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 5 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Наблюдая за детьми в ДОУ, я заметила, что, именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.

     Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Наблюдая за детьми в ДОУ, я заметила, что, именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.

Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

    Программа разработана на основе программ: «Камертон» Э.П. Костиной, «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровской, «Методика обучения пению детей дошкольного возраста» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной; методике А.Н. Стрельниковой, Дмитрия Огороднова; педагогической концепции Карла Орфа. 

Вокальная работа способствует деятельности полушарий головного мозга, активно работают речевой, языковой, зрительный компоненты развития интеллекта. Пение позволяет улучшить дикцию и постановку разговорной речи, и, как давно известно даже исправить такой дефект, как заикание.

Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков.Научить голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

     Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.

Задачи:

  1. Формирование интереса к вокальному искусству.
  2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
  3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  4. Развитие умений различать звуки по высоте;
  5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
  8. Совершенствование вокально-хоровых навыков. 

      Планируемый результат:

  1. Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
  2.  Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
  3. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения  на музыкальных инструментах и к пению.
  4. Основаны этические нормы на основе праздников.

        Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности,  методом наблюдения, способом прослушивания.  

        Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.

Основополагающие принципы программы:

   Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

         Принцип деятельностного подхода;

         Принцип культуросообразности;

         Принцип последовательности;

         Принцип системности;

         Принцип интеграции;

         Принцип развивающего обучения;

         Принцип гуманизации;

         Принцип сотрудничества;

         Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;

Организация и проведение занятий

        Программа вокального кружка «Қарлығаш» предназначена для детей  4 – 5  лет. Предполагается 60 занятия в год. Занятия проводятся с октября по май,  два  раза  в неделю во второй половине дня.

   Продолжительность занятия 20 – 25 минут.

Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличивается диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличивается диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Основными задачами по пению для детей 4-5 лет являются:

1) Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

2) Правильно передавать мелодию в пределах ре-си;

3) Различать звуки по высоте;

4) Внятно произносить слова;

5) Брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

6) Вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;

7) Уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

8) Петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).

     Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса),     нужно соблюдение следующих условий:

-игровой характер занятий и упражнений,

-активная концертная деятельность детей,

                 -доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и     концертах, но и дома,   

                на улице, в гостях

-атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

-звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

            -сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

      развитие музыкального слуха и голоса;

песенное творчество;

певческая установка;

певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Вводная часть

— Приветствие

— Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

-работа над вокальными и хоровыми навыками;

-проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

                   -пение песни с полузакрытым ртом;

                   -пение песни на определенный слог;

                   -проговаривание согласныхв конце слова;

 -произношение слов шепотом в ритме песни;

 -выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

 -настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

                   -остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

                   -анализ направления мелодии;

                   -использование элементов дирижирования;

                   -пение без сопровождения;

                   -зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

                   -выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

                   -образные упражнения;

                  -оценка качества исполнение песни

                                                                       Перспективный план работы

                                           Октябрь

Содержание работы Задачи Музыкальный материал
  1. Коммуникативная игра-приветствие.     2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.         3.Интонационно-фонетические упражнения.         4.Скороговорки.     Чистоговорки.               5. Упражнения для распевания.         6. Песни.                 Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.   Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.       Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.     Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).   Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.       Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;  Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе  и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла.     «Сәлемдесу» Г. Абдрахманова «Здравствуйте» Картушина.   «Паровоз» — Короткий вдох, долгий выдох;  «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)   Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.         «Говорил попугай попугаю».«Тигры».«Вёз корабль карамель».«Кит-рыба».     1. «Котенок и бабочка» 2. «Птичка и Лиса» А.Евтодьевой 3. Жоғары, төмен Т. Сарыбаева     «Гномики» муз. и сл. К.Костина, «Сары жапырақ» муз. и сл. Е. Гомонова                  
                                                                                                                                     Количество занятий – 8  

Ноябрь

Содержание работы Задачи Музыкальный материал
  1. Игра-приветствие.       2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.       3.Интонационно-фонетические упражнения.         4.Скороговорки.     Чистоговорки.               5 Упражнения для распевания.           6. Пение.                           Психологическая настройка на занятие.       Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.     Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.   Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).   Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.     1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.   Упражнения:  1. «Жаңбыр» Т. Сарыбаева.                         2. «Здравствуйте».                         М. Картушина.                       Упражнения: «Обезьянки».«Весёлый язычок».     Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.       Няня мылом мыла Милу…»«Сорок сорок ели сырок…»Знакомый материал.       «Күз» Е. Матвиенко. «Чудо-лесенка».«Храбрый портняжка» А.Евтодьевой     «Сонная песенка» русский текст О. Петерсон, муз. Р. Паулса, «Жаңбыр» Е. Матвиенко, сл. Г. Абдрахманова                  
                                                                                                                                      Количество занятий — 8

Декабрь

Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра-приветствие.       2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.         3.Интонационно-фонетические упражнения.             4.Скороговорки, стихи.               5 Упражнения для распевания.           6. Пение.                     Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.     Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.     Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.   Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.   Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.   Побуждать детей к активной вокальной деятельности.  Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина.     «Лошадка» — прищёлкивание, язычок; «Паровоз» — Короткий вдох, долгий выдох;  «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).   Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности  «По волнам», «Качели», «По кочкам».             Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар.         «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Гроза» Знакомый репертуар.       «Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова «Қыс қызығы» муз. И. Нүсіпбаев, сөзі Е. Өтетілеуұлы              
                                                                                                                                       Количество занятий – 8    

                                                                                            Январь

Содержание работы Задачи Музыкальный материал
  1. Коммуникативная игра-приветствие.       2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.     3.Интонационно-фонопедические упражнения.               4. Скороговорки.     Стихи.         5.Упражнения для распевания.       6. Пение                               Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.     Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.     Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.   Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала    1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном.     «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.     Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь».   «Крик ослика» (Й – а…) «Крик в лесу»  (А – у). «Крик чайки»  (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).       Чтение текста песен. Знакомый репертуар.         1. «Волк и красная шапочка» 2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой       Повторение знакомых песен                      
                                                                                                                                    Количество занятий – 6  

Февраль

Содержание работы Задачи Музыкальный материал
  1. Коммуникативная игра-приветствие.       2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.     3.Интонационно-фонопедические упражнения.           4.Скороговорки.     Чистоговорки.             5. Упражнения для распевания.     6. Песни.                   Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.     Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.     Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У —  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.   Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).   Упражнять детей  во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.   1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном.     «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина.     Паровоз» — Короткий вдох, долгий выдох;  «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)   «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова)           «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал»         1. «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомые распевки.     1. «Робот» сл. и муз. Т. Кулинова, 2. «Любимый папа» сл. Ю. Энтина муз. Д. Тухманова            
                                                                                                                                    Количество занятий – 8  

                                                                                                                 Март

Содержание работы Задачи Музыкальный материал
  1. Игра-приветствие.       2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.     3.Интонационно-фонопедические упражнения.     4.Чистоговорки.                 5. Упражнения для распевания.           6. Пение.             Психологическая настройка на занятие.       Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.   Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой  Следить за правильной певческой артикуляцией.     Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.   Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато».   Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.   Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).   Упражнение:  «В гости».                          «Здравствуйте».                          Картушина.                        Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок».     Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка»       «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал.           1. «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной           «Мамочка моя» «Мамина песенка» М. Пляцковский «Анашым» муз. Е. Хасанғалиев, сөзі А. Асылбек        
                                                                                                                                             Количество занятий -8

Апрель

Содержание работы Задачи Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра-приветствие.       2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.         3.Интонационно-фонетические упражнения.     4.Скороговорки, стихи.               5. Упражнения для распевания.                 6. Пение.                 Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.     Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.     Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.   Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.   Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.   Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина.      «Лошадка» — прищёлкивание, язычок; «Паровоз» — короткий вдох, долгий выдох;  «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).   Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар.   «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина.             1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евтодьевой                 1. «Көктем» муз. А. Жайымов, сөзі Қ. Сыдыков 2. «Что  такое семья?» Е.Гомоновой  
                                                                                                                                     Количество занятий -8  

Май

Содержание работы Задачи Музыкальный материал
  1. Коммуникативная игра-приветствие.       2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.       3.Интонационно-фонетические упражнения.             4.Скороговорки, стихи.                 5.Упражнения для распевания.         6. Пение.                   Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.     Закреплять работу по развитию  певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.   Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.   Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость..  Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.     Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.     Совершенствовать вокальные навыки: Петь естественным звуком без напряжения;Чисто интонировать в удобном диапазоне;Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;Самостоятельно попадать в тонику;Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.   1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина.      «Прогулка» М. Лазарев.                             Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар.               «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар.       «Любимый детский сад» К.Костина «В самый первый раз» Н.Разуваевой.          
                                                                                                                                    Количество занятий – 8  

Диагностика  уровня   развития   певческих   умений

№ п/п   Показатели (знания, умения, навыки)   Оценка/б  
0   н   с   в  
1.   Качественное исполнение знакомых песен.                  
2.   Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации                  
3.     Умение импровизировать                                    
4.   Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту                  
5.   Навыки выразительной дикции                  

0 — не справляется с заданием

н (низкий) — справляется с помощью педагога

с  (средний) — справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) — справляется самостоятельно

                                                          Перечень программно-методического обеспечения

  1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
  2. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели – при работе над песней.
  3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Программы, сценарии концертов.
  6. Сборники песен, попевок.
  7. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски —  фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
  8. Ноутбук — презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
  9. Интерактивная доска для показа и знакомства с новыми музыкальными песнями, просмотра видео фильмов и слайдов.


                                                                                           Список литературы

1.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.

     2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

3.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА»,

П/б 2014 г.

     4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2012

5.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 2013г.

6.Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.

7.Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 1989г.

8.Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.

9.Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 2014г.

10.Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 2014г.

11.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.

М. Просвещение, 2013г.

12.Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2015г.

     13.Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 2015г.

14. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально — развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2016г.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.